Формирование управляющего контента цифрового предприятия
Представим последовательность шагов по инфологическому моделированию бизнес-процессов предприятия.
Основные этапы формирования управляющего контента цифрового предприятия конкретной корпоративной архитектуры представлены в Таблице 2.5.
Таблица 2.5. Этапы формирования управляющего контента
цифрового предприятия
НАИМЕНОВАНИЕ ЭТАПА МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА | РЕЗУЛЬТАТ ЭТАПА МОДЕЛИРОВАНИЯ |
Инфологическое моделирование бизнес-процесса | Графическая диаграмма, модель «сущность-связь». Формализация структур взаимосвязи (иерархия, сетевая). Описание бизнес-процесса «как есть» 1. Идентификация бизнес-процесса и (или) бизнес-системы, подразумевающая анализ задачи, выявление объектов (понятий), их свойств и взаимосвязей. 2. Концептуализация бизнес-процесса и (или) бизнес-системы, в ходе которой выделяются наиболее существенные понятия, типы отношений, механизмы управления процедурой принятия решений. 3. Формализация бизнес-процесса и (или) бизнес-системы, в результате которой основные понятия и отношения представляются в виде формализованных высказываний – моделей представления априорных знаний (МПАЗ), ориентированных на подходящие языки представления знаний в базе знаний. Применяются различные методы формализации знаний с целью построения пространства признаков и нахождения мер, определяющих иерархию сходства и различия между различными координатами вектора сцепленного номинального признака. 4. Реализация аналитической платформы принятия решений. 5. Тестирование аналитической платформы принятия решений об эффективности деятельности как самой корпорации, так и информационной системы, обслуживающейее нужды. |
Продолжение табл. 2.5 | |
Отображение инфологической информационной модели на реляционную модель | Реляционные модели для всех составляющих предметных областей |
Информационное моделирование бизнес-процесса с использованием различных нотаций | Описание бизнес-процесса с использованием нотаций описания. |
Мониторинг показателей бизнес-процесса | Применение статистических технологий обработки выборочных данных |
Анализ эффективности управления предприятием с использованием бизнес-процессов «как есть» | Выявление KPI, построение BSC, представление интегрального показателя эффективности (см. рис. 1.7) |
Инжиниринг или реинжиниринг ресурсов по результатам анализа эффективности | Принятие управленческого решения об реинжиниринге |
В случае неэффективности управления конкретным ресурсом или предприятием совершенствование, перестройка бизнес-процесса от «как есть» к «как надо» | Повторение этапа инфологического и информационного моделирования с обновленным составом входной и выходной информации в бизнес-процессе |
Выявление «скрытых» знаний, формирование моделей представления корпоративных знаний | Построение моделей представления знаний в рамках технико-технологической платформы КИС. Корпоративными знаниями называются высказывания вида , где под понимаются априорная информация (метазнания, например) обо всех N составляющих корпоративных знаний; – сцепленный номинальный признак, полученный в результате описания взаимосвязи между всеми N составляющими корпоративных знаний; – m-е свойство для i-й составляющей корпоративных знаний; – l-е значение i-го свойства для j-й составляющей корпоративных знаний. |
Окончание табл. 2.5 | |
Формирование управляющего контента | Конкретная реализация корпоративных знаний представляются, например, в виде кортежей типа где – переменная, представляющая понятие; – множество j-состояний переменной ; – модель условий (внешняя и внутренняя среда предприятия); – тип измерительной шкалы; – базовое множество для различения состояний понятий; – значения базового множества. Взаимосвязи между понятиями и формализуются, например, с помощью высказываний типа Взаимосвязи между свойствами и понятий и формализуются с помощью высказываний типа . |
Представим фрагмент инфологической модели бизнес-процесса и (или) бизнес-системы, например, в виде рисунка.
Рис. 2.6. Фрагмент смысловой инфологической модели
бизнес-процесса
Здесь представлены: - -ое и -ое события бизнес-процесса; - -ое свойство -го события ; - - ое свойство -го события; взаимосвязь между событиями бизнес-процесса (транзакт) , взаимосвязь между свойствами событий , взаимосвязь между значениями свойств событий ; - -ое значение -го свойство -го события ; - -ое значение -го свойства -го события .
Таким образом, для описания любого события бизнес-процесса необходимо описать кортеж следующего вида:
.
Инфологическое моделирование позволяет описать бизнес-процесс с точки зрения модели «сущность–связь». Выделяются объекты (сущности), свойства, взаимосвязи. Указывается размерность взаимосвязи и множество значений, которые может принимать свойство, уточняется тип измерительной шкалы. Отображение инфологической модели на реляционную позволяет описать необходимые активности, которые переводят бизнес-процесс из одного состояния в другое, так как отношение, интерпретирующее взаимосвязь, задает взаимосвязанные сведения для управления бизнес-процессом.
К основным понятиям информационного моделирования в графической среде относятся:
1. Управляемая событиями цепь процессов УСЦП (Event-driven Process Chain).
2. Диаграмма цепей создания добавленной стоимости – ДЦС (Value Chain Diagram).
3. Диаграмма описания последовательности этапов процесса (Process Flow Description) в рамках описания потоков работ в нотации IDEF3.
4. Диаграмма деятельности (Activity Diagram) в рамках унифицированного языка моделирования UML (Unified Modeling Language).
5. Описание бизнес-процессов с использованием сетей Петри.
Важнейшими понятиями любой методологии моделирования бизнес-процессов являются понятия объекта и связи. Каждый объект модели отражает некоторый реальный объект корпорации. К таким элементам относятся функции бизнес-процесса, исполнители функций, нормы и стандарты, контролирующие выполнение бизнес-процесса, и т. д.
Связи предназначены для описания взаимоотношений объектов друг с другом. Примеры взаимоотношений: потоки информации, временная связь объектов, связь последовательности выполнения действий и т. д.
Объект и связь характеризуются показателями, отражающими определенные свойства реального объекта. Состав показателей зависит от особенностей как рассматриваемых бизнес-процессов, так и корпорации в целом. Показателями могут служить такие свойства, как идентификатор объекта, название объекта, стоимость выполнения той или иной функции и т. д.
В настоящее время для описания, моделирования и анализа бизнес-процессов используются несколько типов методологий. К числу наиболее распространенных типов относятся следующие методологии:
методология SADT (Structural Analysis and Design Technique);
методология UML (Unified Modeling Language);
методология BPMN (Business Process Modeling Notation);
методология RUP (Rational Unified Process).
Информационное моделирование с помощью нотаций описания бизнес-процесса позволяет, используя графический интерфейс, описать динамику изменения конкретного ресурса, уточнить факторы, влияющие на бизнес-процесс, сопоставить их с необходимыми элементами организационно-управленческой структуры, указать владельца бизнес-процесса и т. п.
Применительно к бизнес-процессу управления жизненным циклом технологической инновации понятия играют роль событий бизнес-процесса, каждое событие описывается системой показателей-свойств.
Имея модель представления данных о бизнес-процессе, можно использовать конкретный тип модели представления знаний (МПЗ) (декларативный, продукционный, фреймовый и т.д.) и перейти к этапу описания корпоративных знаний.
Формализация взаимосвязей позволяет применять модели представления знаний МПЗ для описания различных ситуаций.
Рассмотрим основные подходы к формированию управляющего контента цифрового предприятия как совокупности ключевых показателей эффективности сквозного бизнес-процесса. Накопленные априорные знания в результате инфологического моделирования позволяют сформировать корпоративные знания о каждом бизнес-процессе, о взаимосвязанных бизнес-процессах.
Формирование события бизнес-процесса как кортежа обобщенной реляционной модели и управляющего контента цифрового предприятия
Управляющий контент можно представить как взаимосвязанный кортеж реляционной модели предметной области предприятия, сопоставленный с результатом оценки эффективности деятельности предприятия ( ).