Контроль и оценивание проекта.
Завершающая стадия метода является такой же значимой, как и все остальные. Плохая оценка или невнимание со стороны учителя к проделанной работе может повлечь серьёзные последствия и перечеркнуть всю проделанную работу, а также надолго лишить учащегося интереса к самостоятельной и творческой работе в области технологии. Оценивая, учитель должен помнить о том, что изначально настраивал учащихся на творческую работу и поэтому слишком критическое оценивание затронет самооценку, лишит интереса к творчеству, создаст чувство психологического дискомфорта, нереализованность. Отметки за проект вообще может и не быть, но учитель должен обязательно выразить своё мнение о каждом проекте, причём таким образом, чтобы каждый почувствовал себя реализованным, а свою работу – востребованной. Имеющиеся недостатки должны быть оглашены таким образом, чтобы мотивировать ребёнка к возможной доработке ил усовершенствованию проекта.
Средства обучения технологии
Система учебно-материальных средств при изучении технологии
К учебно-материальной базе обучения технологии относятся помещения учебных мастерских, учебное оборудование мастерских, санитарно-гигиеническое оборудование и оборудование по охране труда.
Как обязательное условие нормального функционирования мастерской является наличие в ней соответствующей документации. В конце памятки даётся перечень необходимой документации, помогающей учителю экономически грамотно вести работу по технологическому обучению учащихся.
Помещения для учебных мастерских
Помещения для изучения технологии в школе называются учебными мастерскими. Слово "учебные" говорит не только о принадлежности к образовательной системе, но и об ограниченности технических и технологических возможностей этих мастерских по сравнению с производственными. Мастерских в школе может быть несколько. Одни предназначаются и соответственно оборудуются для работы в начальных классах, другие - для работы в 5-11 классах, третьи - для производительного труда, они могут быть объединены в учебные цеха или участки, четвёртые - учебно-производственные комбинаты. В данной работе мы рассматриваем вторую группу мастерских, обеспечивающую обучение учащихся по разделу: "Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения".
Мастерские должны отвечать группам требований: организации учебного процесса, безопасности труда и санитарно-гигиеническим параметрам.
Существуют различные типовые проекты школ, поэтому мастерские могут быть размещены либо в зданиях школ, либо в отдельном от школы здании. Во втором случае достигаются некоторые преимущества: в классах не слышен производственный шум, выделяется достаточное место для материалов, продукции и других учебных целей.
Мастерские могут быть комбинированными (универсальными) или специализированными.
Комбинированные мастерские создаются в школах, где классов-комплектов менее 20.Они занимают одно помещение площадью до 90 квадратных метров и предназначаются для выполнения различных видов работ: обработка древесины, металла, электромонтажные работы, художественная обработка материалов.
При наличии 20 и более классов-комплектов создаются специализированные мастерские: мастерская для обработки металла, пищевых продуктов, древесины, текстильной ткани, картонажная, механическая и другие. Рядом с мастерской располагается инструментальная комната, где находятся инструменты, полуфабрикаты, готовая продукция, наглядные пособия, материалы, электрораспределительное устройство. Площадь инструментальной может быть до 20 квадратных метров, а мастерской - 80 и более. В зависимости от назначения мастерской нормативами по площади предусматривается на одно рабочее место в слесарно-механической - до 4 квадратных метров, а в столярной - до 5; на один школьный станок - до 6 квадратных метров.
Комбинированные мастерские экономят площадь, но менее эффективны в методическом аспекте.
Оборудование мастерских.
Слесарная мастерская.
Здесь учащиеся вручную и на станках обрабатывают металлы и занимаются электротехническими работами, поэтому такая мастерская оборудуется металлорежущими станками, слесарными верстаками, вспомогательным оборудованием для слесарных и электротехническеих работ.
В слесарном отделении мастерской размещаются слесарные верстаки с регулируемой высотой крышки или с подкладными под ноги учащихся трапами (подставками). Высота верстака считается нормальной, если прямо стоящий ученик локтем согнутой и прижатой к туловищу руки касается губок тисков. Размер тисков определяется по длине губок (80-100мм). Верстак оборудуется защитной сеткой, лучше съёмной, потому что она используется только при рубке металла зубилом.
Рабочие места располагаются так, чтобы свет падал слева или спереди.
Для станочных работ необходимы резцы проходные, отрезные, подрезные, расточные; фрезы цилиндрические, дисковые; набор измерительного инструмента - линейка масштабная, штангенциркуль, микрометр; принадлежности для токарного станка - патроны (кулачковый и поводковый), ключ к патрону, центры, переходные втулки; патрон для сверлильного станка; гаечные ключи.
Инструменты индивидуального пользования приобретаются в количестве, обеспечивающем каждого ученика на случай выхода инструментов из строя (с запасом), а инструменты общего пользования - 2-3 комплекта.
Способы хранения инструментов должны обеспечивать свободный доступ к любому из них и не касаться один другого при хранении. Инструменты пронумеровываются в соответствии с рабочими местами.
Рабочее место учителя оборудуется на подиуме, где размещается верстак (желательно поворотный), стол, устройство для обесточивания электропитания мастерской, экранная и аудитивная системы обучения, различные устройства для программированного контроля знаний учащихся. Классная доска, экран, плакатница, наборное полотно, цветные мелки. Чертёжный инструмент располагаются на стене так, чтобы пользоваться им можно было не сходя с подиума.
Hаглядные пособия хранятся в инструментальном помещении, потому что постоянная демонстрация их учащимся в случае хранения в учебном помещении резко снижает интерес учащихся и этим сводит до минимума образовательный эффект, это особенно касается настенных.
Hеобходимы в мастерской коллекции: виды металлов и сплавов, виды проката, виды проводов электрического тока, а также наборы карточек и слайдов для экранной демонстрации, набор контрольных карточек, технологических карт. Hеобходимы диафильмы.
Для проведения электро-радиотехнических работ необходимо иметь 10-15 демонстрационных электротехнических щитов, на которых учащиеся учатся выполнять электромонтажные работы, или наборы "Электроконструктор" в том же количестве. Испытывать собранные электрические цепи учащиеся могут только под руководством учителя на отведённом для этого стенде, столе.
В комплект учебного оборудования по электротехнике и радиоэлектронике кроме указанного надо включить радионаборы, "Электронные кубики", набор установочных изделий, плоскогубцы, круглогубцы, кусачки боковые, отвёртки, ножи монтёрские, авометр, контрольную лампу, индикатор напряжения. Ручки инструментов должны быть непроводящими ток, лучше пластмассовыми, например, у отвёрток, а на ручки кусачек, ножей плоскогубцев и других аналогичных по исполнению инструментов натягиваются чехлы из изолирующих материалов.
В качестве оборудования общего пользования необходимо иметь набор для паяльных работ, но без соответствующей вентиляции пользоваться им в мастерской нельзя.
В мастерской должна быть постоянно действующая выставка изделий учащихся со сменными экспонатами, изделия на которой представляют все разделы программы, где предусмотрены практические работы. При этом сменность изделий регулируется не длительностью экспонирования, а принципом побития рекордов на максимальную приближённость к образцу по точности исполнения, по эстетике и дизайну, по затратам времени. В данном случае под образцом понимается эталон изготавливаемой вещи, товар.