История, методология и технологии социальной работы
(название образовательно–квалификационного уровня)
подготовки магистр
(шифр и название направления)
направление 8.13010202 «Управление социальными учреждениями»
(шифр и название специальности)
область знаний 1301 «Социальное обеспечение»
профессиональное направление 8.13010202 «Социальное обеспечение»
Луганск 2017
Цель курса: формирование у магистров системных представлений об истории развития профессии социального работника, о видах духовной и материальной помощи, об эволюционном пути развития основных исторических форм и институтов социальной помощи и поддержки.
Задачи курса:
1. На основе сравнительно–исторического метода сформировать представление о своеобразии развития отечественной и зарубежной частной, государственной, общественной практики помощи.
2. Сформировать ценностное и целостное, а также критическое отношение к историческому быту поддержки и защиты социальных слоев населения, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Овладеть методологией исторического анализа событий и практики социальной работы, ее форм и методов.
Основные понятия курса:
Социальная работа – это вид деятельности людей и организаций по оказанию помощи различным слоям населения.
Система этой помощи очень широка. Социальная работа не ограничивается только достижением практических целей и задач, кроме того она несет в себе общее цивилизованное значение (– это поддержание и обеспечение стабильности социального мира и равновесия в обществе, предупреждение социальных конфликтов в обществе, нейтрализует дестабилизирующие факторы).
Таким образом, социальная работа выполняет роль общего амортизатора.
Социальная помощь – система государственного попечения для наименее защищенных групп населения.
Основные виды помощи:
1. Постоянное попечение (относится к людям полностью нетрудоспособным, неизлечимо больным).
2. Срочное попечение (основное – это дети–сироты).
3. Временное попечение (люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Например, беженцы и др.).
4. Трудовая помощь (содействие в получении новой профессии, повышение квалификации и др.).
5. Социально–психологическая реабилитация и адаптация, помощь в преодолении стрессов, депрессивных состояний и др..
6. Социокультурная анимация (организация досуга).
Объект помощи – ее получатель.
Субъект помощи – это те, кто помощь осуществляет (источник помощи).
Призрение – это социальная помощь (сегодня); опекать, заботиться, приглядывать за кем либо (раньше).
Типы призрения:
1. Частный индивидуальный тип.
2. Групповой.
3. Общественный (церковный, общинный).
4. Государственный тип.
Исторически сложилось две системы призрения:
Открытая – это нерегламентированная хаотическая помощь нуждающимся, в основе которой лежит личное желание и участие человека.
Закрытая система призрения – это специализированные благотворительные организации, деятельность которых регламентирована законом, оказывая помощь целенаправленно и постоянно (например, приюты, богадельни и др.).
Филантропия – (греч. любовь к людям). В V до н.э. божественная благосклонность, с IV. н.э. – благожелательное отношение к человеку, в новое время – индивидуальная благотворительность.
Благотворительность – впервые встречается у Н.Н. Карамзина. Однако активное его использование осуществляется во второй половине XIX когда развивается теоретическая мысль в области социальной поддержки и защиты. Под Б. понимали проявление сострадания к ближнему, негосударственную форму помощи нуждающимся. В веке до 90–х годов данное понятие интерпретируется в отечественной научной литературе как форма классового манипулирования общественным сознанием в капиталистическом обществе; сегодня под благотворительностью понимается некоммерческая деятельность, направленная на оказание помощи нуждающимся.
Общие принципы благотворительности, на которых основывается социальная работа в России и за рубежом:
1. Обязанность организации призрения для государственной и местной власти.
2. Разделение призреваемых по разрядам.
3. Учет индивидуальных особенностей.
4. Приоритет трудовой помощи.
5. Учет местных условий.
Периодизация истории социальной работы:
Периодизация истории социальной работы в России:
1. Архаический период благотворительности (длиться до образования Киевского государства и Крещения Руси 9–10 веков).
2. Период общинной благотворительности (до начала 16 века).
3. Период церковно–государственной благотворительности (до 16; 17 веков).
4. Период государственной благотворительности (18–начало 20 века).
5. Период социального планирования (1917–1991 г.)
6. Период социальной работы (с 1991 и по настоящее время).
Периодизация истории социальной работы за рубежом:
1. Архаический период благотворительности. Заканчивается в конце 3 тысячелетия – начало 2 тысячелетия до н.э. до образования первых рабовладельческих государств.
2. Филантропический период, до 4; 5 веков до н.э.
3. Период общественно благотворительности, общинной, церковной (до начала 16 веков).
4. Период государственной благотворительности (до рубежа 19–20 веков).
5. Период социальной работы (продолжается до настоящего времени).
Контрольные вопросы.
1. В чем вы видите актуальность курса истории социальной работы?
2. Назовите предмет, цели и задачи курса.
3. Назовите периоды развития помощи и взаимопомощи в России.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1. СИСТЕМА ВЗАИМОПОМОЩИ В ДОГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРИОД. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДРЕВНЕЙШИЕ ВИДЫ ПОМОЩИ И ВЗАИМОПОМОЩИ У СЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЕН КАК ОТРАЖЕНИЕ ОБЩИННЫХ ПРИНЦИПОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вопросы для обсуждения
1. Религиозные взгляды, лежашие в основе динамики становления общественной практики помощи и взаимопомощи.
2. Основные формы поддержки стариков в России в догосударственный период.
3. Характер ранних форм помощи и взаимопомощи до XIX века?
4. Древнейшие процессы, отражающие общинные формы защиты и поддержки.
Задание: заполнить таблицу на основании представленных вопросов
1. Сопоставьте основные виды помощи и взаимопомощи у славянских племен, дайте их краткую характеристику.
2. Дайте характеристику основных форм помощи и поддержки в древнейших славянских общинах.
3. Какие основные этапы развития культовых форм поддержки проходят славянские общины в дохристианскую эпоху?
4. В чем особенность общинно–родовых форм поддержки нуждающихся?
5. Какова роль хозяйственных механизмов помощи в системе родовых связей и отношений?
6. Какие основные представления о жизненном сценарии личности находят отражение в русском фольклоре?
Таблица
Основные виды помощи и взаимопомощи у славянских племен | Характеристика основных форм помощи и поддержки в древнейших славянских общинах | Основные этапы развития культовых форм поддержки | Особенность общинно–родовых форм поддержки нуждающихся | Роль хозяйственных механизмов помощи в системе родовых связей и отношений | Основные представления о жизненном сценарии личности, находящие отражение в русском фольклоре |
Д/з:
1. Найдите и запишите пословицы и поговорки древних славян.
2. Охарактеризуйте проблемы периодизации развития мифологических представлений славян (на примере работ Б. Рыбакова, Д. Шеппинга, Я. Боровского и др.)
3. Подготовьтесь к письменной работе по данной теме.
Литература
1. Фирсов М.В. История социальной работы. – М, 2004.
2. Фирсов М.В. История социальной работы в России. – М,1999.
3. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. – М, 2008.
4. Основы социальной работы / Под ред. Курбатова. Раздел: Зарубежная социальная работа.
5. Спирина В.И., Спирина М.Л. Очерки истории социальной работы на Кубани.– Армавир – 2008.
6. Спирина М.Л. История социальной работы в России и на Кубани: Курс лекций: Учебное пособие. – Армавир, 2012.
7. Спирина В.И., Спирина М.Л. Генезис социально–педагогической работы на Кубани. – Армавир , 2013.
8. Н.Ф. Басов. История социальной работы: Практикум. – М., 2008.
9. История социальной работы: учебник / под ред. В.И. Жукова. – М., 2011.
10. Боровский Я.Е. Мифологический мир древних славян. – Киев, 1982.
11. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. – Саратов, 1993.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2. ЦЕРКОВНО–ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ В XIV ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВВ. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЕ МОНАСТЫРСКОЙ СИСТЕМЫ ПОМОЩИ И ПОДДЕРЖКИ НУЖДАЮЩИМСЯ
Вопросы для обсуждения
1. Какие основные подходы сложились в отечественной историографии социальной работы к проблемам княжеского нищепитательства?
2. Раскройте основные тенденции княжеского попечительства с Х по XIII вв.
3. В чем историческое значение княжеского попечительства в данный период?
4. Покажите, какие подходы в монастырской и приходской системе помощи появляются в городской культуре Древней Руси.
5. Какое влияние оказали древние византийские писатели на становление идеологии помощи и милосердия в древнейший период славянской истории?
6. Каковы идеи милосердия и спасения в литературном наследии древнерусских книжников?
7. Какое развитие получила теория «милостыни» в памятниках древней литературы X–XIII вв.?
Д/з: подготовить письменный доклад на тему (по выбору студентов):
1. Подходы отечественных исследователей к княжескому нищепитательству.
2. Изгои в Древней Руси и отношение к ним власти и населения.
3. Княжеские грамоты и церковные законы как древнейшие памятники социального воспитания и защиты населения.
4. Отражение идеологии милосердия в памятниках древнерусской литературы.
5. Ктиторские монастыри как обители милосердия и воспитания.
Литература
1. Фирсов М.В. История социальной работы.– М, 2004.
2. Фирсов М.В. История социальной работы в России.– М,1999.
3. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России.– М, 2008.
4. Основы социальной работы / Под ред.Курбатова. Раздел: Зарубежная социальная работа.
5. Спирина В.И., Спирина М.Л. Очерки истории социальной работы на Кубани.– Армавир – 2008
6. Спирина М.Л. История социальной работы в России и на Кубани: Курс лекций: Учебное пособие, Армавир, 2012.