Принцип одномерного штрихового кодирования
Чаще всего на упаковках большинства товаров и промышленных изделий наносят одномерный штриховой код (рис. 2.1). Информация в нем определяется соотношением ширины штрихов и пробелов и их сочетанием, при этом ширина этих полос строго определена стандартом штрих-кода [25].
За единицу ширины штриха принимается модуль – самый узкий штрих или пробел шириной 0,33 мм. Ширина каждого штриха или пробела может составлять от одного до трех модулей. При этом светлая полоса шириной в один модуль означает ноль, темная – единицу. Каждая цифра в штрих-коде кодируется семью модулями, которые складывается из двух различных штрихов и двух пробелов. Например, цифра 4 представлена как 1011100.
Высота полос не несет информационную нагрузку и выбирается из соображений легкости считывания – она должна обеспечить пересечение лучом сканера всех штрихов кода.
В начале и конце ШК помещены удлиненные краевые штрихи, указывающие на начало и конец сканирования, границы символа. Символ делится на две части разделительным знаком (удлиненные штрихи в центре символа).
Одномерные штриховые коды подразделяются на две группы: товарные и технологические.
Товарные коды имеют два ряда – штриховой и цифровой. Они были созданы специально для идентификации производимых товаров, учета их при транспортировке и управления складскими и торговыми процессами.
Штриховой ряд в товарном коде предназначен для оптического считывания путем поперечного сканирования. Сканер декодирует штрихи в цифры через декодер (микропроцессор) и вводит информацию о товаре в компьютер.
Цифровой ряд предназначен потребителю с целью определить страну и возможность проверки подлинности штрихкода по контрольному разряду.
Полный товарный штриховой код позволяет закупочным и торговым организациям иметь четкие реквизиты происхождения товара и адресно предъявлять претензии по качеству, безопасности и другим параметрам, не соответствующим положениям договора.
В зависимости от области применения выделяют 3 группы товарных кодов EAN: международные, используемые как внутри, так и за пределами страны; национальные, используемые в пределах одной страны, преимущественно для розничной торговли разновесными товарами; локальные, используемые только в системах управления конкретного предприятия.
Технологические ШК имеют один ряд – штриховой. Они наносятся на любые объекты для автоматизированного сбора информации об их перемещении и последующем применении потребителями. Эти коды можно использовать отдельно или вместе с товарными кодами.
В практической деятельности применяют несколько типов одномерных штрих-кодов. В настоящее время для кодирования товаров в торговле во всех регионах мира наиболее часто используется символика штрихового кода EAN/UPC. Система EAN/UPCпо своему статусу является необязательной и добровольной.
Символы EAN/UPC подразделяют на четыре типа [25]: EAN-13, UPС-A, UPС-E (они могут сопровождаться дополнительным символом) и EAN-8. Коды UPC и EAN сходны между собой, так как в них используется один и тот же набор знаков: цифры от 0 до 9 и пять вспомогательных символов. При этом коды UPC легко преобразуются в EAN-13. В то же время EAN-13 нельзя преобразовать в UPC, что обусловлено тем, что наборы знаков в этих кодах используется по-разному – исходя из особенностей представления закодированной информации..
Код UРС (Universal Product Code – универсальный код продукции) был введен в 1973 году в США и Канаде для штрихового кодирования товаров в розничной торговле. Этот формат кодирует только цифровую информацию и используется для кодирования 12 цифровых чисел.
Существует два типа штрих-кодов UPC:
UPC-A (полный) – кодируется 12 цифр, в том числе – 11 информационных знаков и 1 контрольный знак (рис. 2.3). Предназначен для кодирования продовольственных и непродовольственных товаров, продаваемых через супермаркеты.
Рис. 2.3. Символ штрихового Рис. 2.4. Символ штрихового
кода UPC-A кода UPС-E
Код UPC состоит из четырех частей:
· Префикс – системное число или стартовый знак (обычно 0), которое
расположено в нижнем левом углу. (Префикс делит коды на виды выпускаемой продукции: цифры 0, 1, 6, 7, 8, или 9 применяют для большей части товара; 2 – зарезервировано для внутреннего использования торговыми предприятиями для весовых товаров; 3 – медикаменты и прочая продукция фармацевтики; 4 – внутреннее использование торговыми предприятиями для карт покупателя; 5 – для купонов. Многие торговые предприятия игнорируют это).
· 5-значный номер производителя (предприятия), присвоенный ему советом UPC. Код предприятия располагается в левой части кода UPC.
· 5-значный номер продукции, присвоенный ей производителем. Код
товара занимает 5 первых цифр правой части кода.
· контрольная цифра или стоповый знак, который находится в правом
нижнем углу.
UPC-E (сокращённый) – кодируется 6 цифр, более сжат и не содержит контрольного числа (рис. 2.4). Является половинной версией UPC-A, применяется для кодирования товаров с малыми размерами.
Европейская система кодирования ЕАN (Еurореаn Аrtiсlе Numbering – Европейская товарная нумерация), ставшая международным стандартом кодирования, была создана в 1977 г. Для её введения была основана международная европейская ассоциация кодирования товаров (JANA) с цельюорганизовать независимую от США систему регистрации, обеспечивающую максимальную совместимость с кодировкой UPC. Решением стало добавление к 12-цифровому разряду UPC тринадцатой цифры в крайней слева позиции (она обычно указывается арабской цифрой слева от штрихкода). При этом удалось сохранить обратную совместимость EAN-13 с кодировкой UPC.
В России и странах Евросоюза применяют три типа штрих-кодов: EAN-13, EAN-8, EAN-14.
Код EAN-13 с точки зрения кодировки товара условно можно разделить на четыре части (рис. 2.5):
· первые 2–3 цифры слева называются EAN-префиксом или «флагом» страны. Они обозначают страну, в которой зарегистрировался производитель продукции (приложение Ж).
· Следующие 4–6 цифр – регистрационный номер (код фирмы) производителя или продавца товар. Код предприятия-изготовителя централизованно присваивает национальный орган страны.
Ранее Российское представительство выделяло в качестве кода предприятия 4 цифры, и тогда для кодировки товара предприятие обладало возможностью регистрации ста тысяч единиц товара. В 2000-м году российское представительство приняло решение о выделении вновь регистрируемым предприятиям 6 цифр под код предприятия и 3 цифр под код товара, что обусловлено тем, что большая часть предприятий выпускает менее 1000 наименований товара.
· Следующие 3–5 цифр обозначают код товара, который присваивается организацией-изготовителем или продавцом самостоятельно в виде регистрационного номера в пределах своего предприятия.
Каждая разновидность товара должна иметь свой идентификационный код, а при любом изменении вида товара (наименования, цены, цвета, сорта, массы, размера, упаковки и др.) должен изменяться и идентификационный код товара;
Рис. 2.5. Штрих-код EAN-13: 1 – код страны Рис. 2.6. Расшифровка штрих-кода
местонахождения банка данных о штрих-коде; EAN-8: 1 – код страны;
2 – код изготовителя; 3 – код товара; 2 – код изготовителя;
4 – контрольное число 3 – контрольное число
· Последняя цифра – контрольное число, предназначается для проверки правильности считывания штрихового кода сканером.
· Дополнительное поле (необязательное штрих-кодовое поле, иногда там ставится знак «>», «индикатор свободной зоны» ).
Код EAN-13 обеспечивает достаточно высокую надёжность считывания: с его помощью можно закодировать миллиард разных наименований товаров. Вероятность, что ошибочно считанный код окажется точно таким же, как код какого-либо другого товара составляет одну миллионную.
Код EAN-8, являющийся укороченной модификацией EAN-13, применяется для маркировки товара небольших размеров: сигареты, лекарства, косметика, элементы питания и др.Этот код состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа (рис. 2.6). При использовании сокращённого кода EAN-8 прибегают к так называемому принципу ликвидации нулей.
Код EAN-14 используется для транспортной тары, код имеет крупные размеры. Так как код EAN-14 не считывается сканером, на упаковке самого товара применяется код EAN-13.
Коды EAN идентифицируют товары таким образом, что никакой другой товар не может иметь такого же кода. Его наличие позволяет потребителю определить страну-импортёра товара, его номер, предъявить при необходимости претензии к качеству и безопасности товара.
Наряду с вышеперечисленными кодами используют обведенный в жирную темную рамку код групповой упаковки IUF-14.
На периодических изданиях и книгах в бумажной обложке в сочетании с символами EAN-13, UPС-A, UPС-E допускается использовать дополнительный 2-разрядный или 5-разрядный символ (рис. 2.6 и 2.7). Они располагаются непосредственно за правой свободной зоной основного символа.
Рис. 2.7. Символ штрих-кода UPS-A Рис. 2.8. Символ штрих-кода EAN-13
с 2-разрядным дополнительным с 5-разрядным дополнительным
символом символом
Дополнительный символ не имеет правого шаблона-ограничителя и собственной контрольной цифры.
Для полиграфической продукции в России применяют также штрих-коды: ISSN – для периодических изданий (журналов, газет); ISВN – для книг.
Все остальные коды, применяемые в прочих условиях, можно с некоторой условностью отнести к технологическим кодам (приложение Д). Условность заключается в том, что на товарах наряду с идентифицирующим их товарным кодом может размещаться транспортная или информационная этикетка, выполненная одним из технологических кодов
В настоящее времяприменение символов EAN/UPC (номер GS1) устанавливает исключительно крупнейшая в мире добровольная некоммерческая Ассоциация GS1, состоящая из более чем 100 Национальных организаций.До её создания система кодирования идентификационных номеров находилась в ведении международной организаций EAN International и Uniform Code Council (EAN/UCC).
Код предприятия-производителя составляется в каждой стране соответствующим национальным органом. На территории России единственным представителем GS1 является Ассоциация автоматической идентификации (ААИ) «ЮНИСКАН/ГС1 РУС». Ей предоставлено официальное право использовать товарный знак (номер) GS1 в системе ЕАN, разрабатывать и присваивать штрих-коды предприятиям на территории РФ и вносить их в свой банк данных. В настоящее время в России насчитывается около 10 000 предприятий – членов ААИ. Все они имеют идентификационные номера, начинающиеся с цифр 460.
Регистрационный номер, получаемый предприятием в ЮНИСКАН/ГС1 РУС, является уникальным. Нигде в мире не встретится другое предприятие с таким же номером. Ассоциация GS1 следит за тем, чтобы у каждой национальной организации был свой префикс. В свою очередь, каждая национальная организация (в том числе и ЮНИСKAH/ГС1 РУС) следит, чтобы никому в ААИ не было присвоено двух одинаковых номеров.
Следует учитывать, что префикс GS1 (первые две–три цифры штрихкода) означает код национального органа – представителя GS1, в котором зарегистрировался производитель продукции, и совсем не означает страну происхождения (изготовителя или продавца) продукта. Ассоциация GS1 не запрещает регистрацию предприятия у регистратора другой страны. Так, префикс 460 означает, что предприятие зарегистрировано в «ЮНИСКАН/ГС1 РУС», а вовсе не то, что предприятие находится на территории РФ.
Предприятие имеет право самостоятельно определить, в национальную организацию какой страны ему следует вступать, а также может одновременно быть членом нескольких национальных организаций GS1. В национальную организацию РФ может вступить любое предприятие, независимо от страны, где оно находится, при условии, что оно имеет свое представительство в нашей стране. При вступлении в «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» предприятию будет присвоен соответствующий код. Например, одна из немецких фармацевтических компаний, экспортирующая лекарственные средства в разные страны, вступила в несколько национальных организаций стран-импортеров – членов GS1 и для каждой страны изготавливает упаковки продукции со своим ШК (например, для России – с префиксом 460, для Бельгии – с префиксом 54 и т. д.).
В приложении Ж приведены префиксы стран мира – членов Ассоциации GS1.
Широкое применение символов штрихового кода привело к необходимости разработки международного стандарта ISO/IEC 15420 «Информационные технологии. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Спецификация символики штрихового кода EAN/UPC». Первая версия этого стандарта была опубликована в 2000 г. После создания Международной ассоциации GS1 в конце 2009 г. была опубликована вторая версия этого международного стандарта.
В Российской Федерации с 1 января 2011 г. в качестве национального стандарта введен ГОСТ ISO/IEC 15420-2010 [25], идентичный указанному международному стандарту. Этот документ предназначен для разработчиков и поставщиков оборудования и программного обеспечения, рекомендованных для печати, считывания и декодирования символов штрихового кода EAN/UPC. Может быть использован органами и лабораториями по добровольной сертификации символов. Полезен для работников полиграфических предприятий и организаций, производящих маркировку товарной продукции, а также экспедиторских, транспортных, складских и торговых организаций, осуществляющих разнообразные логистические операции с использованием символов EAN/UPC.