Как устроена модель передачи информации НЛП
Подсознательно мы активно ищем ту информацию, которая поддерживает то, что для нас важно.
Мы живем в окружающей обстановке, или на нашей территории, избирательно воспринимая информацию с помощью своих чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, и осязания. На наши чувства, или приемники, каждое мгновение поступает больше двух миллионов единиц информации, и чтобы в этом всем разобраться, нам приходиться решать, на какие единицы информации мы будем обращать внимание. Чтобы решать, что важно и что неважно, мы используем фильтры—ценности, убеждения, воспоминания, речь, восприятие времени и так называемые “метапрограммы”, укоренившиеся фильтры (о метапрограммах будет рассказано позже в главе 4).
Отфильтрованная информация формирует в уме внутреннюю карту, сочетание образов, звуков, ощущений, запахов и вкусов. Внутренняя карта и физиология, вместе взятые, создают “состояние существования”. Иногда мы говорим, что находимся в определенном “умонастроении”, но часто не сознаем, насколько наше тело влияет на состояние. Попробуйте войти в “состояние печали”, стоя выпрямившись с поднятой вверх головой и широкой улыбкой,—это очень трудно. А если медленно и глубоко дышать, снять мышечное напряжение, то можно достичь состояния релаксации.
Внутренние системы представления информации (репрезентативные системы):
В—образы (визуальная)
А—звуки (аудиальная)
К—ощущения (кинестетическая)
О—запахи (обонятельная)
Г—вкусы (вкусовая)
Любое поведение зависит от состояния.
Наше состояние влияет на наше поведение и тем самым определяет получаемые результаты. Таким образом любое поведение зависит от состояния. Это именно тот процесс, в ходе которого идеи выдвигаются и воплощаются в действия. Поэтому, чтобы увеличить гибкость в поведении, сначала нужно научиться управлять состояниями ума и тела, а для этого нужно понимать, как устроены фильтры информации.
Фильтры информации
Ценности и убеждения побуждают нас искать и замечать ту информацию, которая поддерживает важные для нас вещи. Действуя таким образом, мы упускаем из виду огромное количество информации, которая могла бы быть полезной. Мы уже узнали, как ценности и убеждения создают ограничения в каждой из ролей, из которых состоит идентичность, так что я продолжу этот раздел темой “речь”.
Речь
Если бы с помощью речи мы давали точное описание своего опыта, можете себе представить, какие бы у нас были нудные и педантичные разговоры. Возможно, вы знаете таких людей. Используя речь, мы обобщаем, искажаем и пропускаем много информации из своего первоначально полученного опыта.
Используя речь, мы обобщаем, искажаем и пропускаем много информации из своего первоначально полученного опыта.
Например, ваш коллега возвращается с собрания и вы спрашиваете: “Как прошло собрание?” Типичным ответом на такой вопрос может быть: “Да, оно было очень продуктивным, потребовалось некоторое время, чтобы разобраться в определенных вопросах, но в конце концов мы достигли согласия.” Что это вам говорит о собрании? Очень немного. Если вам был бы нужен более подробный отчет, надо было бы просмотреть протокол собрания, и даже в нем могли бы быть какие-то ошибки из-за искажения или перестановки слов.
Слова дают очень неточное и упрощенное описание первоначального опыта, и часто из-за них тратится зря много усилий. Вы помните менеджера, которого попросили создать центральную службу поддержки информационных технологий? Сколько потерянного времени и усилий, не говоря уже о неприятностях для сотрудников, и все из-за того, что менеджер принял слова начальника за чистую монету и согласился со всеми подразумеваемыми в ней предпосылками.
Речь часто неверно отображает наш опыт, и используя ее, мы вносим дополнительный смысл в окружающий мир. Попробуйте решить такую задачку:
Вопрос: Стрелочник увидел, что машинист поезда проезжает мимо красного сигнала светофора, но не доложил об этом—почему?
Постарайтесь предложить свои собственные ответы, прежде чем читать дальше.
Ответ 1: Красный свет предупреждал поезда, идущие в противоположном направлении.
Ответ 2: Машинист ехал на велосипеде.
Ответ 3: Стрелочник смотрел фильм о машинисте по телевизору.
Ответ 4: Красный свет предназначался для автомашин на железнодорожном переезде.
Ответ 5: Стрелочник наблюдал за машинистом из самолета, который взлетал над железной дорогой.
Речь—это наш универсальный код, который мы используем для обмена информацией с другими людьми. Приведенный выше пример показывает, как легко мы формируем ненужные нам восприятия реальности, при расшифровке придавая словам такой смысл, который совершенно отличается от первоначального. Чтобы избежать таких ошибок, нужно было бы задать такие вопросы:
· Каким образом стрелочник увидел машиниста?
· Каким образом машинист проезжал мимо светофора?
· Какой именно красный свет, и где он находился по отношению к машинисту и стрелочнику?
Когда вы понимаете, что речь действует как фильтр опыта, создавая уникальную реальность для каждого человека, вы можете разобраться в одной из основных причин нарушения передачи информации в организациях.
Политики прекрасно умеют использовать речь с выгодой для себя. Когда вы понимаете, что речь действует как фильтр опыта, создавая уникальную реальность для каждого человека, вы можете разобраться в одной из основных причин нарушения передачи информации в организациях. В восьмой главе я познакомлю вас с двумя моделями речи—“милтон-моделью”, и ее противоядием, “мета-моделью”. Эти модели вооружат вас инструментами для того, чтобы раскрывать глубокую структуру опыта и избегать ловушек речи.
Память
Воспоминания помогают нам осмысливать новую информацию, мы находим связь с тем, что мы уже знаем. В процессе поиска в памяти связей с опытом создаются ожидания будущего. В памяти об опыте могут содержаться обстоятельства, которые влияют на мышление и поведение во время следующих похожих ситуаций. Например, был отклонен письменный запрос начальнику на дополнительные ресурсы, и память об этом отказе влияет на то, как человек будет просить дополнительные ресурсы в будущем. Опыт обобщается, и похожим происшествиям в будущем придается такой же смысл.
В каждом воспоминании об опыте содержатся ситуационные элементы (что, кто, где, и т. д.) плюс эмоции, связанные с опытом.
С воспоминаниями тесно связаны эмоции. В каждом воспоминании об опыте содержатся ситуационные элементы (что, кто, где, и т. д.) плюс эмоции, связанные с опытом. Когда вы вспоминаете случай, с которым связана сильная эмоция, можно вызвать и действительно почувствовать те же чувства, которые были вызваны во время первоначального происшествия. НЛП использует связи между памятью, эмоциями и чувствами, помогая делать выбор между “состояниями существования”. С некоторыми запомненными состояниями могут быть связаны негативные эмоции. Такие состояния называются не-ресурсными, потому что они преграждают доступ ко многим внутренним ресурсам, например логическому мышлению, творчеству, уверенности, осмыслению и так далее.
У одной женщины, менеджера по персоналу, было болезненное воспоминание о первой встрече с главным менеджером, чью манеру общения она истолковала как агрессивную и отвергающую. После этой стычки у нее осталось чувство робости, и каждый раз, когда она встречалась с необходимостью снова общаться с главным менеджером, она вспоминала свой первый опыт и готовилась к похожей неприятной встрече, входя в запомненное нересурсное состояние. Ее память о первом опыте установила ожидания для всех последующих встреч. Давайте прокрутим этот сценарий по модели общения НЛП на рисунке 2.2 , используя вымышленные имена для участников:
Адриан (главный менеджер) звонит Джейн (менеджеру по персоналу). Адриан говорит очень быстро, низким тоном и с оттенком срочности в голосе (в музыке эту отличительную черту удачно называют “атакой”). Услышав голос Адриана, Джейн вспоминает первую встречу с ним, на которой она почувствовала робость—это чувство связано в ее памяти с первым опытом, в частности с особенностями голоса Адриана. Это чувство вызывает те убеждения, которые она построила на основе этого опыта, усиленные внутренним диалогом: “Я не знаю, что делать с Адрианом... он подрывает мой авторитет... он гораздо четче выражает свои мысли и настойчивее, чем я.”
Такие слова оказывают обессиливающее воздействие на подсознательном уровне. Ее убеждения поддерживают такие ценности: “сейчас важно пережить встречу невредимой и не утратив доверие к себе”. Результат этого телефонного разговора с Адрианом—внутреннее представление информации, карта, состоящая из образов, звуков, чувств, и возможно, каких-то запахов или вкусов, которые связаны с этим воспоминанием. С помощью этой “карты” Джейн внутренне представляет опыт телефонного разговора с Адрианом. Эта карта создает состояние общее нересурсное состояние, которое влияет на физиологию (тело немного сутулится, некоторые мускулы плеч, лица и тела напряжены).
И вот это состояние ума и тела управляет поведением Джейн,—что она делает и что говорит. Результат именно такой, какой она предчувствовала и к какому она готовилась,—Адриан устраивает все по-своему, а Джейн остается невредимой, чтобы сразиться когда-нибудь потом.
Ваша способность создавать творческие, полезные и содержательные идеи сильно повысится, когда вы будете управлять своим состоянием.
Если, как и Джейн, вы сохраняете воспоминания, связанные с не-ресурсными эмоциональными состояниями, почему бы вам не изменить их так, чтобы будущие переживания стали для вас полезнее? Зачем снова прокручивать старые шаблоны из своей памяти, которые мешают вам повысить результативность вашей работы? Ваша способность создавать творческие, полезные и содержательные идеи сильно улучшится, когда вы будете управлять своим состоянием, в ответ на обратную связь от внешней территории и от собственной нейрологии. Прежде чем я познакомлю вас с техникой, помогающей управлять состоянием, я объясню два основных типа состояния, которые будут специально использоваться для разных целей—“вовлеченное” и “отстраненное”.