Глава 6. Стоимостной анализ бизнес-процессов
Современные бизнес-процессы отличаются высоким уровнем накладных расходов, связанных с затратами на организацию сделки с клиентами, разработкой спецификации изделия в соответствии с индивидуальными требованиями заказчика, закупкой уникальных материалов, обучением и сервисным обслуживанием потребителя.
По некоторым данным трансакционные издержки оформления и реализации сделки занимают до 70 % в общей себестоимости готовой продукции.
Традиционно предприятия относят накладные расходы на стоимость продукции в соответствии с затратами прямого труда. Продукты с наибольшими прямыми затратами получают больше накладных расходов без учета реальных затрат, связанных с конкретным обслуживанием выполнения заказов. При традиционном подходе не учитываются типы потребителей и каналов распространения продукции.
Отсюда возникает неточность в оценке затрат и эффективности деятельности предприятия по различным видам бизнес-процессов. Следовательно, объективно требуется применение методов стоимостного анализа, которые более точно определяли бы издержки предприятия в условиях высокой диверсификации видов деятельности. К таким методам относятся методы стоимостного анализа функций.
Стоимостной анализ функций позволяет сначала определять стоимостные затраты на выполнение процессов путем отнесения на функции стоимости использования в них всех ресурсов. Далее стоимость функций переносится на стоимостные объекты (продукты, услуги, виды продуктов и услуг, клиенты и типы клиентов, каналы распространения продукции) в соответствии с объемами работ по каждой функции. Таким образом, накладные расходы на стоимостные объекты определяются по степени использования ресурсов в функциях, связанных со стоимостными объектами (рис. 17). В отличие от традиционной одноступенчатой схемы стоимостного анализа схема отнесения затрат становится двухступенчатой, позволяющей более точно определять издержки, связанные с выполнением заказов потребителей.
Рис. 17. Стоимостной анализ функций
Стоимостной анализ функций создает основу для применения новых технологий управления в части принятия стратегических инвестиционных решений, маркетинга, улучшения процессов.
Стоимостной анализ функций позволяет:
1. Сократить время и затраты на выполнение функций, добавляющих стоимость (value-added).
2. Максимально сократить функции, не добавляющие стоимость (non value-added), например, тестирование, контроль.
3. Выбрать функции с низкой стоимостью из возможных альтернатив (анализ вариантов бизнес-процессов).
4. Организовать совместное использование всех возможных функций для различных стоимостных объектов (с позиции множества продуктов, услуг) с перераспределением высвобождающихся ресурсов.
5. Согласовать интенсивность процессов для создания стоимостных объектов и наличные ресурсы.
Стоимостной анализ функций реализуется или в качестве программного модуля автоматизированной подсистемы контроллинга, например, в системе R/3 SAP, или в рамках CASE-технологии, например, в Design/IDEF, ARIS ToolSet, или в качестве самостоятельного программного продукта, например, в ППП Easy ABC+.
Рассмотрим выполнение стоимостного анализа функций на примере бизнес-процесса «Сервисное обслуживание пользователей программного обеспечения по горячей линии» компьютерной фирмы, изготавливающей некоторый программный продукт в виде двух версий.
Стоимостные объекты:
– продукт для профессионального пользователя;
– продукт для непрофессионального пользователя.
Функциональная модель процесса:
– регистрация телефонных звонков;
– ответ на телефонный звонок;
– выявление ошибки.
Основные статьи затрат ресурсов:
– заработная плата;
– амортизация компьютера (АРМ);
– оплата телефонных каналов и др.
Факторы ресурсов:
– среднее время занятости работника,
– среднее время занятости компьютера,
– среднее время занятости телефонных каналов.
Функциональные факторы – объемы продаж по видам продукции.
Бухгалтерская информация:
– заработная плата;
– оплата по счетам телефонной компании и др.
Логистическая информация:
– объем продаж по видам версий;
– время занятости ресурсов.
Результаты расчетов стоимостных затрат показаны в таблице 7
Как видно из таблицы, основной объем работ на «горячей линии» связан с выявлением ошибок как для профессиональной, так и для непрофессиональной версий продукта, что определяет необходимость повышения качества выполняемых работ в основном процессе создания программных продуктов. Причем стоимость выявления ошибок в профессиональной версии выше, что предопределяет необходимость совершенствования самого продукта.
Таблица 7
№ п\п | Операция | Объем продажи | Стоимость операции | % от общих затрат | Стоимость на единицу |
Продукт для профессионалов | |||||
Выявление ошибок | 1,79 | 936,26 | |||
Ответы на звонки | 0,65 | 343,02 | |||
Регистрация звонков | 0,55 | 290,54 | |||
ИТОГ: | 1569,83 | ||||
Продукт для непрофессионалов | |||||
Выявление ошибок | 2,11 | 686,04 | |||
Регистрация звонков | 1,79 | 581,10 | |||
Ответы на звонки | 234,07 | ||||
ИТОГ: | 1501,20 |
Контрольные вопросы
1. Что такое стоимостной анализ функций?
2. В чем заключается основное назначение стоимостного анализа функций?
3. Как определяются стоимостные затраты на выполнение функций (процессов)?
4. Как определяются стоимостные затраты на изготовление продуктов (оказание услуг)?
Библиографический список
1. Астанин Д. Ю. Методика оценки уровня организации реинжиниринга бизнес-процессов (РБП) на предприятиях / Д. Ю. Астанин // Менеджмент в России и за рубежом, 2008. – № 2.
2. Бьерн А. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / А. Бьерн. – М. : РИА «Стандарты и качество», 2003. – 271 с.
3. Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения: [пер. с англ.] / Г. Буч. – М.: Конкорд, 2008. – 519 с.
4. Вендров А.М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем / А. М. Вендров. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 176 с.
5. Железко Б. А. Реинжиниринг бизнес-процессов: учеб. пособие /
Б. А. Железко, Т. А. Ермакова, А. П. Володько. – Минск: Книжный дом, 2006. – 216 с.
6. Зиндер Е. З. Бизнес-реинжиниринг и технологии системного проектирования: учеб. пособие / Е. З. Зиндер. – М. : Центр Информационных Технологий, 1996 – 116 с.
7. Ивлев В. А. Реорганизация деятельности предприятия: от структурной к процессной организации / В. А. Ивлев, Т. В. Попова. – М.: Научтехлитиздат, 2000. – 282 с.
8. Калянов Г.Н. Теория и практика реорганизации бизнес-процессов /
Г. Н. Калянов. – М.: СИНТЕГ, 2000. – 212 с.
9. Кутелев П. В. Организационный менеджмент. Технологии реинжини-ринга бизнеса / В. П. Кутелев. – Ростов-н/Д: Феникс , 2003. – 282 с.
10. Логистика: учеб. пособие / под ред. Б. А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 327 с.
11. Медынский В. Г. Реинжиниринг инновационного предпринимательства: учеб. пособие для вузов / В. Г. Медынский, С. В. Ильдеменов; под ред. проф. В. А. Ирикова. – М. : ЮНИТИ, 2002. – 414 с.
12. Менеджмент организации: учеб. пособие / З. П. Румянцева, Н. А. Саломатин, Р. З. Акбердин. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 432 с.
13. Самооценка организаций на базе функциональной модели / Д. В. Маслов [и др.] // Методы менеджмента качества. – 2005. – № 4. – С. 21–26.
14. Маслов Д. В. Функциональная модель оценки менеджмента / Д. В. Маслов, П. Ватсон, Н. Чилиши // Методы менеджмента качества. – 2005. – № 3. –
С. 24. – 28.
15. Ойхман Е. Г. Реинжиниринг бизнеса / Е. Г. Ойхман, Э. В. Попов. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 333 с.
16. Статические и динамические экспертные системы / Э. В. Попов
[и др.]. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 320 с.
17. Репин В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В. В. Репин, В. Г. Елиферов. – М.: РИА «Стандарт и качество», 2004. – 404 с.
18. Робсон М. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов / М. Робсон, Ф. Уллах. – М.: Аудит, 1997. – 222 с.
19. Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов: учеб. пособие /
Ю. Ф. Тельнов; Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 2004. – 116 с.
20. Управление качеством: учебник для вузов / под ред. С. Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. – 199 с.
21. Хаммер М. Реинжинринг корпорации: Манифест революции в бизнесе: [пер. с англ.] / М. Хаммер, Дж. Чампи. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1997. – 332 с.
22. Чернявский Д. И., Рудаков Д. В. Моделирование и реинжиниринг бизнес-процессов: учеб. пособие / Д. И. Чернявский, Д. В. Рудаков. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2010. – 84 с.
Приложения
Приложение 1