Перечень основных агрегатов машин

БТВТ Автомобили Тракторы
башня двигатель двигатель
корпус коробка передач главный фрикцион
двигатель раздаточная коробка коробка передач
главный фрикцион передний ведущий мост главная передача
коробка передач средний и задние мосты пусковой двигатель
главная передача гидромеханическая передача рама
бортовая передача рама кабина
механизмы кабина гусеничный движитель (гусеничные цепи, тележка в сборе)
поворотов кузов легкового автомобиля и автобуса  
лебедка    

Примечание: К основным агрегатам относятся также кузова – фургоны грузо­вых машин. В кузове или кабине – корпус; в раме – продольные балки.

Сборочная единица – это изделие, составные части которого соединены между собой сборочными операциями (свинчиванием, клепкой, сваркой, опрессовкой и др.), например, автомобиль, редуктор, станок. Характерным технологическим признаком составной части изделия является возможность ее сборки обособленно от других элементов изделия.

Агрегат – сборочная единица, обладающая полной взаимозаменяемостью, возможностью сборки отдельно от других составных частей изделия или изделия в целом и способностью выполнять определенную функцию в изделии или самосто­ятельно (табл.).

Современные образцы АСА, ПСА, ПА и другой спасательной техники представляют собой сложные технические системы длитель­ного пользования, в процессе эксплуатации которых происходит необратимое ухудшение рабочих характеристик деталей, называемое старением.

В основе старения лежат явления физического изнашивания деталей, проис­ходящие как при эксплуатации объектов, так и при его хранении. В первом случае имеют место износы первого рода, которые проявляются в изменениях гео­метрических размеров и геометрической формы деталей, в снижении усталост­ной прочности их материала. Во втором случае отмечаются так называемые из­носы второго рода, проявляющиеся в основном в изменениях, связанных с явлениями коррозии, потерей жесткости, преобразованиями в структуре и свой­ствах некоторых материалов, при этом различают допустимый и предельный износы деталей.

Допустимый износ - износ, при котором данное соединение будет работоспо­собным в течение последующего межремонтного срока.

Предельный износ - износ, при котором дальнейшая нормальная работа дан­ного соединения в течение очередного межремонтного периода невозможна. Пре­дельный износ базовой и основных деталей агрегатов спасательной техники определяют их предель­ное состояние. спасательной техники спасательной техники спасательной техники спасательной техники.

Приспособленность объектов спасательной техники и их агрегатов к предупреждению, обнару­жению и устранению отказов и неисправностей в результате технического обслу­живания и ремонта определяется ремонтопригодностью.

Виды и методы ремонта

Виды ремонта по сложности и цели проведения классифицируются:

· ремонт детали – восстановление ее геометрических размеров, поверхности и структуры материала;

· ремонт узла – восстановление зазоров;

· ремонт агрегата – восстановление характеристик или взаимодействия состав­ных частей.

· ремонт машины – восстановление ее характеристик.

Виды ремонта для конкретных образцов ВВТ и их агрегатов, характер и объем работ для каждого вида ремонта, их трудоемкость, технические условия и техно­логические процессы, нормы расхода запасных частей и материалов устанавлива­ются руководствами, приказами и директивами, изданными соответствующими начальниками. В МЧС предусмотрена планово-предупредительная система ремонтов и предус­матриваются плановый и неплановый ремонт.

Плановый ремонт – ремонт, поста­новка объекта на который осуществляется в соответствии с требованиями нор­мативно-технической документации, а неплановый ремонт – без предварительного назначения.

Неплановый ремонт проводится с целью устранения отказов.

По регламентации выполнения предусматриваются ремонты: регламентирован­ный и по техническому состоянию.

Регламентированный ремонт – плановый ремонт, выполняемый с периодично­стью и в объеме, установленном эксплуатационной документацией, независимо от состояния объекта к началу ремонта.

Ремонт по техническому состоянию –плановый ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и объемом, установленном в нормативно-технической (определяет расчетные величины затрат рабочего време­ни, материальных средств и технологического оборудования) документации, а объем и начало ремонтных работ определяются техническим состоянием объекта.

Для объектов спасательной техники проводится ТР, СР и КР; для агрегатов – текущий и капи­тальный ремонты.

Текущий ремонт заключается в устранении неисправности путем замены или ремонта неисправных деталей, механизмов, приборов, а также в выполнении не­обходимых регулировочных, крепежных, сварочных, слесарно-механических и других ремонтных работ.

При ТР допускается замена отдельных агрегатов, в том числе основных, кро­ме кузова легкового автомобиля (автобуса), корпуса или рамы машины. Он про­водится по потребностям в процессе технического обслуживания или при выхо­де машины из строя и выполняется силами и средствами подразделений технического обеспечения воинской части, с привлечением экипажей (расчетов), водителей.

Средний ремонт проводится после отработки машинами межремонтного ре­сурса и заключается в восстановлении их ресурса до очередного планового (ка­питального) ремонта. Он проводится силами и средствами ремонтных органов с привлечением экипажей на весь период ремонта (как исклю­чение, может проводиться силами подразделения технического обеспечения части).

Капитальный ремонт проводится после отработки машинами межремонтного ресурса (пробега). Он заключается в его полной разборке, замене или капиталь­ном ремонте всех агрегатов, механизмов, приборов и изношенных деталей, сборке и испытании в соответствии с техническими условиями на производство капиталь­ного ремонта машин и восстановлении их полного ресурса до очередного плано­вого ремонта.

Порядком и условиями организации выполнения определяются методы ремон­та:

· агрегатный (обезличенный), при котором поврежденные или изношенные агрегаты и другие сборочные единицы заменяются новыми или заранее отремон­тированными;

· индивидуальный (необезличенный), при котором все поврежденные или изношенные агрегаты и другие сборочные единицы снимаются, ремонтируются и устанавливаются на тот же образец ВВТ;

· смешанный, при котором отдельные агрегаты и другие сборочные единицы ремонтируются, а часть из них заменяется новыми или заранее отремонтирован­ными.

Предпочтительным методом ремонта аварийно-спасательной техники является агрегатный, обеспечиваю­щий наиболее быстрый и качественный их ремонт. Для ремонта аварийно-спасательной техники агрегатным методом в ремонтных подразделениях создается запас (оборотный фонд) готовых агрегатов, узлов и других сборочных единиц.

Агрегатный метод ремонта характеризуется тем, что неисправные агрегаты за­меняются новыми или отремонтированными. Возможность полного использова­ния ресурса каждого агрегата является главным его достоинством. Кроме полного использования ресурса агрегатов, к достоинствам агрегатного метода следует от­нести снижение простоев в ремонте, повышение технической готовности парка аварийно-спасательной техники, увеличение объема выполненной работы, углубление специализации ремон­тных предприятий.

При этом методе ремонта требование к квалификации воинов-ремонтников ниже, чем при выполнении ремонтных работ индивидуальным и смешанным ме­тодами. Однако для ремонта машин агрегатным методом ремонтные подразделе­ния должны иметь запас (оборотный фонд) готовых агрегатов, узлов, механизмов. Практика показывает, что основной источник комплектования этих фондов - капитально отремонтированные или годные к эксплуатации без ремонта агрегаты списанных с аварийно-спасательных объектов.

Агрегатный метод находит все более широкое применение при ремонте авто­мобилей, при ремонте объектов на базе БТТ, АТТ чаще используется смешанный метод.

Приобезличенном методе ремонта остаточный ресурс агрегатов утрачивается, так как на сборку поступает комплект деталей с различным остаточным ресурсом. В одной сборочной единице могут оказаться детали с минимальным и максималь­ным износами. При этом на приработку обезличенных деталей теряется до 20-30% ресурса.

Обезличенный ремонт, несмотря на простоту его организации, а стало быть и сравнительно низкие издержки производства на организацию, порождает неизме­римо большие потери материальных и трудовых ресурсов на выполнение излиш­него объема разборочно-сборочных, моечно-очистных, дефектовочных, транспортных и других работ. Максимальный эффект при необезличенном ремонте по техническому состоянию может быть достигнут при оптимальном соотношении индустриальных форм организации ремонта и индивидуальных методов контроля технического состоя­ния ремонтируемых агрегатов.

Важным элементом оптимальной организации ремонта является создание не­обходимой технической базы, которая предопределяет внедрение прогрессивных форм организации труда, повышение уровня механизации работ, производитель­ности оборудования, сокращения затрат труда и средств.

Применение агрегатного метода ремонта позволяет резко сократить число капитальных ремонтов полнокомплектных автомобилей, а в перспективе и отказаться от него.

Узловой метод ремонта характеризуется тем, что работоспособность агрегата восстанавливается путем замены узла, в состав которого входит отказавшая деталь.

При проведении ремонта используются технологическое оборудование, при­боры, приспособления и инструмент штатных ремонтных органов, одиночный и групповой комплекты ЗИП, расходные материалы согласно нормам годового от­пуска, а также запасные части согласно нормам расхода.

Возможность ремонта образца аварийно-спасательной техники или его составных частей водителями, эки­пажами, ремонтными органами определяется исходя из объема и сложности ре­монта, наличия запасных частей, оборудования и специалистов для проведения ремонта, а также временем, в течение которого может выполняться этот ремонт. Изменять технические условия на ремонт запрещается.

Решения о способах устранения неисправностей образцов аварийно-спасательной техники, не предусмот­ренных частным руководством, инструкцией по эксплуатации, должны принимать­ся начальником ремонтного органа.

Контроль качества ремонта должны осуществлять командиры ремонтных под­разделений и начальники ремонтных органов, начальники соответствующих служб. Непосредственную ответственность за качество ремонта несут лица, производящие ремонт, а также руководители ремонтных работ, командиры ремонтных подразде­лений и начальники ремонтных органов.

Контроль качества ремонта производится:

· при ремонте (изготовлении) деталей и подготовке их для сборки;

· при сборке отдельных составных частей;

· при сборке образцов техники и подготовке их к испытаниям;

· при испытаниях образцов техники;

· при подготовке образцов техники к отправке их из ремонтного органа.

При ремонте образцов аварийно-спасательной техники каждая выполненная технологическая операция должна быть проверена и принята соответствующим руководителем ремонтных работ. После ремонта производятся все необходимые записи в формуляре (паспор­те) образца техники. При организации ремонтных работ необходимо руководствоваться действую­щими законами, нормами о требованиях безопасности, приказами и директивами командования, требованиями технических описаний, инструкций по эксплуата­ции (руководствах служб) на каждый образец аварийно-спасательной техники, частных руководств по ремон­ту.

Наши рекомендации