Перечень основных агрегатов машин
БТВТ | Автомобили | Тракторы |
башня | двигатель | двигатель |
корпус | коробка передач | главный фрикцион |
двигатель | раздаточная коробка | коробка передач |
главный фрикцион | передний ведущий мост | главная передача |
коробка передач | средний и задние мосты | пусковой двигатель |
главная передача | гидромеханическая передача | рама |
бортовая передача | рама | кабина |
механизмы | кабина | гусеничный движитель (гусеничные цепи, тележка в сборе) |
поворотов | кузов легкового автомобиля и автобуса | |
лебедка |
Примечание: К основным агрегатам относятся также кузова – фургоны грузовых машин. В кузове или кабине – корпус; в раме – продольные балки.
Сборочная единица – это изделие, составные части которого соединены между собой сборочными операциями (свинчиванием, клепкой, сваркой, опрессовкой и др.), например, автомобиль, редуктор, станок. Характерным технологическим признаком составной части изделия является возможность ее сборки обособленно от других элементов изделия.
Агрегат – сборочная единица, обладающая полной взаимозаменяемостью, возможностью сборки отдельно от других составных частей изделия или изделия в целом и способностью выполнять определенную функцию в изделии или самостоятельно (табл.).
Современные образцы АСА, ПСА, ПА и другой спасательной техники представляют собой сложные технические системы длительного пользования, в процессе эксплуатации которых происходит необратимое ухудшение рабочих характеристик деталей, называемое старением.
В основе старения лежат явления физического изнашивания деталей, происходящие как при эксплуатации объектов, так и при его хранении. В первом случае имеют место износы первого рода, которые проявляются в изменениях геометрических размеров и геометрической формы деталей, в снижении усталостной прочности их материала. Во втором случае отмечаются так называемые износы второго рода, проявляющиеся в основном в изменениях, связанных с явлениями коррозии, потерей жесткости, преобразованиями в структуре и свойствах некоторых материалов, при этом различают допустимый и предельный износы деталей.
Допустимый износ - износ, при котором данное соединение будет работоспособным в течение последующего межремонтного срока.
Предельный износ - износ, при котором дальнейшая нормальная работа данного соединения в течение очередного межремонтного периода невозможна. Предельный износ базовой и основных деталей агрегатов спасательной техники определяют их предельное состояние. спасательной техники спасательной техники спасательной техники спасательной техники.
Приспособленность объектов спасательной техники и их агрегатов к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей в результате технического обслуживания и ремонта определяется ремонтопригодностью.
Виды и методы ремонта
Виды ремонта по сложности и цели проведения классифицируются:
· ремонт детали – восстановление ее геометрических размеров, поверхности и структуры материала;
· ремонт узла – восстановление зазоров;
· ремонт агрегата – восстановление характеристик или взаимодействия составных частей.
· ремонт машины – восстановление ее характеристик.
Виды ремонта для конкретных образцов ВВТ и их агрегатов, характер и объем работ для каждого вида ремонта, их трудоемкость, технические условия и технологические процессы, нормы расхода запасных частей и материалов устанавливаются руководствами, приказами и директивами, изданными соответствующими начальниками. В МЧС предусмотрена планово-предупредительная система ремонтов и предусматриваются плановый и неплановый ремонт.
Плановый ремонт – ремонт, постановка объекта на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, а неплановый ремонт – без предварительного назначения.
Неплановый ремонт проводится с целью устранения отказов.
По регламентации выполнения предусматриваются ремонты: регламентированный и по техническому состоянию.
Регламентированный ремонт – плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленном эксплуатационной документацией, независимо от состояния объекта к началу ремонта.
Ремонт по техническому состоянию –плановый ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и объемом, установленном в нормативно-технической (определяет расчетные величины затрат рабочего времени, материальных средств и технологического оборудования) документации, а объем и начало ремонтных работ определяются техническим состоянием объекта.
Для объектов спасательной техники проводится ТР, СР и КР; для агрегатов – текущий и капитальный ремонты.
Текущий ремонт заключается в устранении неисправности путем замены или ремонта неисправных деталей, механизмов, приборов, а также в выполнении необходимых регулировочных, крепежных, сварочных, слесарно-механических и других ремонтных работ.
При ТР допускается замена отдельных агрегатов, в том числе основных, кроме кузова легкового автомобиля (автобуса), корпуса или рамы машины. Он проводится по потребностям в процессе технического обслуживания или при выходе машины из строя и выполняется силами и средствами подразделений технического обеспечения воинской части, с привлечением экипажей (расчетов), водителей.
Средний ремонт проводится после отработки машинами межремонтного ресурса и заключается в восстановлении их ресурса до очередного планового (капитального) ремонта. Он проводится силами и средствами ремонтных органов с привлечением экипажей на весь период ремонта (как исключение, может проводиться силами подразделения технического обеспечения части).
Капитальный ремонт проводится после отработки машинами межремонтного ресурса (пробега). Он заключается в его полной разборке, замене или капитальном ремонте всех агрегатов, механизмов, приборов и изношенных деталей, сборке и испытании в соответствии с техническими условиями на производство капитального ремонта машин и восстановлении их полного ресурса до очередного планового ремонта.
Порядком и условиями организации выполнения определяются методы ремонта:
· агрегатный (обезличенный), при котором поврежденные или изношенные агрегаты и другие сборочные единицы заменяются новыми или заранее отремонтированными;
· индивидуальный (необезличенный), при котором все поврежденные или изношенные агрегаты и другие сборочные единицы снимаются, ремонтируются и устанавливаются на тот же образец ВВТ;
· смешанный, при котором отдельные агрегаты и другие сборочные единицы ремонтируются, а часть из них заменяется новыми или заранее отремонтированными.
Предпочтительным методом ремонта аварийно-спасательной техники является агрегатный, обеспечивающий наиболее быстрый и качественный их ремонт. Для ремонта аварийно-спасательной техники агрегатным методом в ремонтных подразделениях создается запас (оборотный фонд) готовых агрегатов, узлов и других сборочных единиц.
Агрегатный метод ремонта характеризуется тем, что неисправные агрегаты заменяются новыми или отремонтированными. Возможность полного использования ресурса каждого агрегата является главным его достоинством. Кроме полного использования ресурса агрегатов, к достоинствам агрегатного метода следует отнести снижение простоев в ремонте, повышение технической готовности парка аварийно-спасательной техники, увеличение объема выполненной работы, углубление специализации ремонтных предприятий.
При этом методе ремонта требование к квалификации воинов-ремонтников ниже, чем при выполнении ремонтных работ индивидуальным и смешанным методами. Однако для ремонта машин агрегатным методом ремонтные подразделения должны иметь запас (оборотный фонд) готовых агрегатов, узлов, механизмов. Практика показывает, что основной источник комплектования этих фондов - капитально отремонтированные или годные к эксплуатации без ремонта агрегаты списанных с аварийно-спасательных объектов.
Агрегатный метод находит все более широкое применение при ремонте автомобилей, при ремонте объектов на базе БТТ, АТТ чаще используется смешанный метод.
Приобезличенном методе ремонта остаточный ресурс агрегатов утрачивается, так как на сборку поступает комплект деталей с различным остаточным ресурсом. В одной сборочной единице могут оказаться детали с минимальным и максимальным износами. При этом на приработку обезличенных деталей теряется до 20-30% ресурса.
Обезличенный ремонт, несмотря на простоту его организации, а стало быть и сравнительно низкие издержки производства на организацию, порождает неизмеримо большие потери материальных и трудовых ресурсов на выполнение излишнего объема разборочно-сборочных, моечно-очистных, дефектовочных, транспортных и других работ. Максимальный эффект при необезличенном ремонте по техническому состоянию может быть достигнут при оптимальном соотношении индустриальных форм организации ремонта и индивидуальных методов контроля технического состояния ремонтируемых агрегатов.
Важным элементом оптимальной организации ремонта является создание необходимой технической базы, которая предопределяет внедрение прогрессивных форм организации труда, повышение уровня механизации работ, производительности оборудования, сокращения затрат труда и средств.
Применение агрегатного метода ремонта позволяет резко сократить число капитальных ремонтов полнокомплектных автомобилей, а в перспективе и отказаться от него.
Узловой метод ремонта характеризуется тем, что работоспособность агрегата восстанавливается путем замены узла, в состав которого входит отказавшая деталь.
При проведении ремонта используются технологическое оборудование, приборы, приспособления и инструмент штатных ремонтных органов, одиночный и групповой комплекты ЗИП, расходные материалы согласно нормам годового отпуска, а также запасные части согласно нормам расхода.
Возможность ремонта образца аварийно-спасательной техники или его составных частей водителями, экипажами, ремонтными органами определяется исходя из объема и сложности ремонта, наличия запасных частей, оборудования и специалистов для проведения ремонта, а также временем, в течение которого может выполняться этот ремонт. Изменять технические условия на ремонт запрещается.
Решения о способах устранения неисправностей образцов аварийно-спасательной техники, не предусмотренных частным руководством, инструкцией по эксплуатации, должны приниматься начальником ремонтного органа.
Контроль качества ремонта должны осуществлять командиры ремонтных подразделений и начальники ремонтных органов, начальники соответствующих служб. Непосредственную ответственность за качество ремонта несут лица, производящие ремонт, а также руководители ремонтных работ, командиры ремонтных подразделений и начальники ремонтных органов.
Контроль качества ремонта производится:
· при ремонте (изготовлении) деталей и подготовке их для сборки;
· при сборке отдельных составных частей;
· при сборке образцов техники и подготовке их к испытаниям;
· при испытаниях образцов техники;
· при подготовке образцов техники к отправке их из ремонтного органа.
При ремонте образцов аварийно-спасательной техники каждая выполненная технологическая операция должна быть проверена и принята соответствующим руководителем ремонтных работ. После ремонта производятся все необходимые записи в формуляре (паспорте) образца техники. При организации ремонтных работ необходимо руководствоваться действующими законами, нормами о требованиях безопасности, приказами и директивами командования, требованиями технических описаний, инструкций по эксплуатации (руководствах служб) на каждый образец аварийно-спасательной техники, частных руководств по ремонту.