Подвижные средства технического обслуживания и ремонта

К ним относятся передвижные ремонтные мастерские, автомобили диагностики, автотопливозаправщики, компрессорные установки, водомаслозаправщики, предназначенные для поддержания техники в исправном состоянии в полевых условиях, а также в случае значительной отдаленности подразделений МЧС от стационарных мастерских подразделений технической службы.

В зависимости от назначения передвижные ремонтные мастерские можно разделить на мастерские общего назначения и специальные.

Благодаря оборудованию передвижных ремонтных мастерских общего назначения возможно производство качественного текущего ремонта с заменой неисправных узлов, деталей и агрегатов при поломках и авариях, а также проведение технического обслуживания пожарных аварийно-спасательных автомобилей, работающих продолжительное время по ликвидации ЧС.

Специальные мастерские предназначены для обслуживания и ремонта специального оборудования (средств связи, рукавов, средств защиты органов дыхания и т. п.).

Рассмотрим некоторые образцы подвижных средств обслуживания и ремонта аврийно-спасательной техники.

Передвижные автомобильные ремонтные мастерские (ПАРМ) монтируются на шасси автомобилей повышенной проходимости (как правило, ЗиЛ-131), оборудованных лебедкой. В специальном унифицированном кузове типа фургон (кунг) размещается комплект технологического оборудования (стационарного и выносного), приспособления и инструмент.

С помощью имеющегося в кузове автомобиля оборудования и инструмента проводятся следующие виды работ:

• механическая обработка деталей

• слесарные;

• слесарно-плотницкие;

• электрогазосварка;

• мойка, заправка маслом и топливом;

• диагностика отдельных узлов и агрегатов;

• контрольно-регулировочные.

Для обеспечения производственных потребностей электрической энергией мастерские оснащаются автономными системами электрооборудования, состоящими из:

• электросиловой установки с приводом от двигателя шасси (генератор мощностью от 5 до 22 кВт, дополнительная трансмиссия, регулятор оборотов двигателя, щит управления);

• силовой цепи переменного тока (220/380 В);

• цепей постоянного и переменного тока напряжением 12 В.

В подразделениях технической службы Министерства по чрезвычайным ситуациям находятся на вооружении следующие виды передвижных авторемонтных мастерских (ПАРМ):

• ВАРЭМ-3, ЗД (военные авторемонтные эксплуатационные мастерские);

Подвижные средства технического обслуживания и ремонта - student2.ru

• МТО-АТ (мастерская технического обслуживания и текущего ремонта автотехники) - штатное средство воинских подразделений, имеющих на вооружении 50-70 единиц автомобильной техники;

Подвижные средства технического обслуживания и ремонта - student2.ru

• АТО-АМ-ГОСНИТИ, АТО-4822-ГОСНИТИ, АТО-9966-ГОСНИТИ – передвижные механизированные агрегаты технического обслуживания автотехники хозяйственного назначения (в основном – сельскохозяйственной) в полевых условиях.

Подвижные средства технического обслуживания и ремонта - student2.ru

Агрегат АТО-АМ имеет шестисекционную цистерну для воды, дизельного топлива, масла, свежей промывочной жидкости, отработанной промывочной жидкости и отработанных масел, баки для трансмиссионного масла, зарядный бункер для консистентных смазок, ванну для мойки деталей, переносную емкость для сбора отработанных масел.

Для наружной мойки машин предусмотрена насосная установка, состоящая из плунжерного насоса высокого давления, всасывающего и напорного шлангов, ствола пистолетного типа.

Привод насоса осуществляется от двигателя автомобиля через коробку передач, коробку отбора мощности и дополнительную карданную передачу.

Давление в емкостях цистерны и баках создается компрессором, приводимым в действие от двигателя. Воздушные магистрали снабжены ресиверами всасывания и нагнетания.

Емкости для воды и жидких нефтепродуктов снабжены кранами, отстойниками, предохранительными клапанами, заливными горловинами и фильтрами, поплавковыми устройствами, автоматически прекращающими заполнение емкости.

Емкости заполняются жидкостями благодаря разрежению, передающемуся из впускного воздушного патрубка двигателя автомобиля в ресивер всасывания, а освобождаются сжатым воздухом, поступающим от компрессора в ресивер нагнетания.

Установленный на агрегате смазочный нагнетатель работает также под действием сжатого воздуха.

На выходе из емкостей установлены пробковые краны, к которым присоединены рукава с расходными кранами для раздачи воды и жидких нефтепродуктов. В транспортном положении рукава намотаны на барабаны.

Агрегаты АТО-4822 и АТО-9935 более совершенны, чем агрегат АТО-АМ. На них установлены счетчик выданного топлива, подогреватель воды и смазочных масел, приспособление для промывки смазочной системы неработающего двигателя.

В МЧС РФ установлена планово-предупредительная система технического обслуживания техники. Сущность этой системы заключается в выполнении всех видов технического обслуживания машин в процессе их использования по назначению и хранения строго по плану, в определенные сроки и в установленном объеме работ независимо от их технического состояния.

Своевременное и качественное проведение технического обслуживания должно обеспечивать:

· постоянную готовность техники к использо­ванию;

· безопасное и безаварийное использование техники;

· максимальное продление межремонтного ресурса;

· устранение причин, вызывающих повышенный износ, прежде­временное старение, разрушение, повреждения и отказы состав­ных частей и механизмов;

· надежную работу техники в течение отработки установленных межремонтных ресурсов и сроков службы;

· минимальный расход горючего, смазочных и других эксплуа­тационных материалов.

Потребность в техническом обслуживании техники планируется исходя из годовых норм расхода ресурсов, сроков хранения, установленной периодичности технического обслуживания и межремонтных сроков эксплуатации техники, планов боевой и мобилизационной подготовки, а также по результатам проверки контроля технического состояния образцов техники и их составных частей.

Планирование эксплуатации спасательной техники и базовых машин. Основы разработки, испытаний и исследований СТиБМ

Организация эксплуатации техники преследует цель постоянного поддержания машин в работоспособном состоянии и в готовности их к использованию по назначению. Под системой эксплуатации образцов техникипонимается совокупность взаимосвязанных образцов техники, средств их эксплуатации, исполнителей, взаимодействие которых происходит в соответствии с задачами каждого этапа эксплуатации этих образцов и правилами, изложенными в эксплуатационной, технической, руководящей и т.п. документации. Этапами эксплуатации образца техники являются ввод в эксплуатацию (приемка, проверка, закрепление), приведение в установленную степень готовности, поддержание в готовности к использованию, использование по назначению, хранение, транспортирование.

Знание этих вопросов необходимо для успешного выполнения задач, решаемых войсками ГО и формированиями МЧС России как в условиях повседневной деятельности, так и при ведении аварийно-спасательных работ.

Назначению планирования, видам планирования, документам, разрабатываемым в части и подразделении, порядку и видам проверок должностными лицами эксплуатируемой техники посвящена эта лекция.

1. Основы планирования эксплуатации спасательной техники и базовых машин

Планирование эксплуатации СТиБМ осуществляется во всех частях МЧС РФ( звеньях технических служб - автомобильной, инженерной) и включает в себя разработку комплекса мероприятий по организации и обеспечению правильного использования машин и отпущенных на них моторесурсов для выполнения задач боевой подготовки, боевой и мобилизационной готовности, хозяйственной деятельности войск.

Цели планирования эксплуатации СТиБМ:

-Постоянное содержание техники в исправном и готовом к применению состоянии.

-Выполнение планов боевой подготовки и хозяйственных задач.

-Использование техники только по прямому назначению в пределах установленных годовых норм расхода ресурсов.

-Своевременное проведение плановых ТО техники и равномерный выход их в ремонт в течение года.

Задачи планирования эксплуатации СТиБМ:

• установить расход моторесурса в км (моточасах);

• количество техники, подлежащей использованию в планируемом году (периоде);

• определить потребность в ТО и ремонте техники;

• определить потребность в силах и средствах для ТО и ремонта техники;

• определить потребность в ГСМ и техническом имуществе для эксплуатации и ремонта машин.

В мирное время для поддержания войск в постоянной готовности к применению в каждой части установлена система эксплуатации, включающая следующие виды планирования эксплуатации СТиБМ:

• текущее;

• перспективное

Перспективное планирование включает:

1. для инженерной техники

· Перспективный план эксплуатации и ремонта техники в/части – разрабатывается на 5 лет, корректируется ежегодно;

· План ТО и опробования инженерной техники длительного хранения – разрабатывается на 10 лет;

2. для автомобильной техники

· План-график ТО и опробования машин, содержащихся на длительном хранении – разрабатывается на 10 лет, обновляется 1 раз в 5 лет.

Текущее планирование включает:

· годовое,

· месячное

· ежедневное

1. Годовое планирование включает:

· для техники находящейся в использовании - Годовой план эксплуатации и ремонта техники войсковой части – разрабатывается за месяц до планируемого года;

· для инженерной техники длительного хранения - Годовой план ТО и опробывания инженерной техники, находящихся на длительном хранении

2. Месячное планирование включает:

· Месячный план эксплуатации и ремонта техники войсковой части – разрабатывается за 5 дней до начала планируемого месяца;

· План-задание ремонтнойподразделению на ТО и ремонт машин на месяц – разрабатывается за 5 дней до начала планируемого месяца;

· План-график ТО и ремонта техники в войсковой части на месяц – разрабатывается за 3 дня до начала планируемого месяца;

3. Ежедневное планирование включает - Наряд на использование машин – разрабатывается ежедневно накануне планируемого дня;

Исходные данные для разработки годового плана:

• Расчет потребности в машинах и моторесурсах для выполнения плана боевой подготовки, а также других задач, стоящих перед частью.

• Наличие и техническое состояние техники и распределение их по группам эксплуатации.

• Установленные годовые нормы расхода ресурсов (за вычетом резерва МЧС).

• Сведения о запасе ресурсов техники до очередного планового ремонта.

• Периодичность ТО.

• Потребность в ТО техники длительного хранения.

• Производственные возможности ремонтных подразделений для выполнения ТО и ремонта техники.

Годовой план эксплуатации и ремонта техники состоит из двух разделов:

• плана эксплуатации и ремонта по маркам машин;

• сводного плана по маркам техники и группам эксплуатации.

Примечание: К годовому плану ЭиР техники прилагаются графики представления частью на периодическую проверку средств измерений и объектов, подлежащих контролю органами Госгортехнадзора.

На основании годового плана эксплуатации и ремонта техники, а также дополнительных указаний, разрабатывается месячный план эксплуатации и ремонта техники, который не позднее 5 дней до начала планируемого месяца заместитель командира по вооружению представляет на утверждение командиру части.

Исходными данными для разработки месячного плана:

• Годовой план эксплуатации и ремонта.

• Данные о наличии и техническом состоянии техники.

• Выписка из месячного плана подвоза МТС автомобильным транспортом.

• Календарный план основных мероприятий части на планируемый месяц.

• Потребность в ТО и ремонте средств ТО и ремонта (паркового оборудования).

Месячный план эксплуатации и ремонта СТиБМ разрабатывается в одном экземпляре и хранится в части. Выписка из месячного плана эксплуатации и ремонта техники вручается командирам подразделений не позднее, чем за три дня до начала планируемого месяца. Об итогах выполнения месячного плана эксплуатации и ремонта докладывается командиру части. На обратной стороне плана командир части излагает свое решение.

Наши рекомендации