Система ремонта СТ и БМ. Технология и средства ремонта.
Под системой ремонта понимается установленный порядок ремонта техники и совокупность производственных средств, предназначенных для восстановления ее в короткие сроки с минимальными затратами сил и средств.
Как ранее мы выяснили, плановый характер ремонта, с одной стороны, предусматривает плановое проведение технического обслуживания, что обеспечивает регулярное получение информации о техническом состоянии образцов техники, с другой – предполагает планируемые наработки агрегатов и объектов техники до вывода их в ремонт, а также объемы работ при ремонте, что способствует повышению ритмичности в работе ремонтных предприятий, улучшению условий их обеспечения материалами, запасными частями и другими видами ресурсов.
Предупредительная цель системы состоит в том, что она предполагает проведение ремонта агрегатов и объектов спасательной техники в целом до наступления периода ускоренного изнашивания базовых и основных деталей. Дальнейшее использование объектов с базовыми и основными элементами, достигшими этой стадии в процессе изнашивания, сопряжено с опасностью аварий и неизбежно приводит к увеличению объема, сложности и, соответственно, стоимости работ при ремонте. Система ремонта должна обеспечивать производство ремонта спасательной техники при действии подразделений в различных условиях мирного и военного времени.
ГОСТ 27.002-83 устанавливает, что объект может находиться в следующих состояниях: исправном, работоспособном, неработоспособном (неисправном) и предельном.
Исправное - состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической документацией.
Работоспособное - состояние объекта, при котором он способен выполнять заданные функции.
Неисправное - состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований, установленных нормативно-технической документацией.
Неработоспособное - состояние объекта, при котором значение хотя бы одного заданного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям, установленным нормативно-технической документацией.
Предельное - состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна либо восстановление его исправного или работоспособного состояния невозможно.
Переход объекта из исправного состояния в неисправное, из работоспособного в неработоспособное состояние характеризуется повреждением и отказом.
Повреждение - событие, заключающееся в нарушении исправности объекта вследствие влияния внешних воздействий. Оно может быть несущественным, когда работоспособность объекта не нарушается, и существенным, когда нарушается, что приводит к отказу.
Отказ - событие, заключающееся в нарушении работоспособности объекта, когда наступает полная или частичная ее потеря.
Причинами отказов объектов могут быть нарушения правил и норм эксплуатации, различного рода повреждения, а также естественные процессы изнашивания и сгорания, дефекты, допущенные при конструировании, производстве и ремонте.
Дефектом называют каждое отдельное несоответствие продукции требованиям, установленным нормативно-технической документацией. Не следует смешивать термины «дефекты» и «неисправность». Объект, находящийся в неисправном состоянии, может иметь один или несколько дефектов.
Признаки (критерии) предельного состояния устанавливаются нормативно-технической документацией на данный объект.
Критериями предельного состояния автомобиля могут быть:
· неустранимое нарушение требований безопасности;
· неустранимый выход технических характеристик за допустимые пределы;
· недопустимое снижение эффективности эксплуатации;
· необходимость проведения КР.
Переход объекта из неработоспособного (непредельного) состояния в работоспособное осуществляется с помощью операций восстановления или ремонта, при котором происходит восстановление ресурса в целом. К первым, в основном, относят операции идентификации отказа (определение его места и характера), замены, регулирования и контроля технического состояния элементов объекта и заключительные операции контроля работоспособности объекта в целом.
Для более подробного рассмотрения специфики ремонта следует разделить понятие объекта ремонта по сложности на понятия деталь, сборочная единица, агрегат, машина.
Деталь – это изделие, изготовленное из однородного (по наименованию и марке) материала, без применения сборочных операций, например, вал из одного куска металла, литой корпус и т. п. Например, к базовым деталям агрегатов относятся:
· в двигателе – блок цилиндров;
· в коробке передач, заднем мосту, рулевом механизме – картер;
· в переднем мосту – балка переднего моста или поперечина независимой подвески;