Основные виды выполняемых работ при ТО пожарных автомобилей

Уборочно-моечные работы заключают в удалении мусора и пыли из кабин водителя и боевого расчета, из отсеков для пожарного оборудования и насоса. В качестве оборудования и инструментов для убо­рочных работ применяют пылесосы, различные щетки, скребки. Для протирки применяется ветошь, фланель, замша.

Моечные работы производятся для удаления с наружной поверхности пыли и грязи. Применяется холодная или подогретая до t = 25 ... 30 °С вода. Если приходится мыть полированную поверхность, то разность температур воды и полированной поверхности не должна превышать 10 ... 20 °С, в противном случае возможно быстрое разрушение краски.

Моечные работы могут производиться следующими способами:

· вручную (с подачей воды из водопровода или из цистерны р = (2 ... 4) 105Па);

· механизированно (с помощью моечных пистолетов);

· автоматизированно (моечные машины);

· комбинированно.

В пожарных частях часто применяются моечные машины с подачей воды от насоса.

Крепежные работы. Они включают проверку состояния резьбовых соединений и постановку крепежных деталей взамен изношенных. При ослаблении резьбовых соединений нарушается нормальная рабо­та механизмов, что ведет к преждевременному отказу их в работе. В об­щем объеме работ при техническом обслуживании крепежные работы составляют при ТО-1 - 16 ... 20 %; при ТО-2 - 12...17 %.

Цель крепежных работ заключается в сохранении первоначальной затяжки соединения. Однако многократное подтягивание может привести к последующему быстрому их ослаблению. Ослабление происхо­дит в результате появления остаточных деформаций при вибрациях, сопровождающихся смятием резьбы или сопряженных поверхностей.

Для того чтобы соединение сохраняло стабильность более длительное время, необходимо, чтобы напряжения в резьбе были меньше предела текучести материала на 15 ... 20 %

При оценке состояния резьбового соединения и определения периодичности крепежных работ следует учитывать их назначение и условия работы.

Резьбовые соединения по назначению и условиям работы обеспечивают прочность конструкции, герметичность устройств или систем. Недостаточная их надежность может влиять на безопасность движения ПА.

Крепежные работы производятся с помощью специального инструмента. Для контроля за правильной затяжкой резьбовых соединений рекомендуется применять динамометрические ключи или рукоятки, которые дают возможность ограничивать момент затяжки. Исполь­зование динамометрических ключей исключает деформацию соединя­емых деталей и срыв резьбы, что повышает срок службы и надежность резьбового соединения.

Для механизации крепежных работ в пожарных частях применяют пневматические или электрические гайковерты.

Контрольно-регулировочные работы. Современные пожарные автомобили нуждаются в периодической регулировке ряда механизмов и агрегатов, многие из которых имеют специальные регулировочные устройства.

Контрольные работы проводятся на постах технической диагностики пожарных автомобилей при помощи специальных инструментов, приборов, стендов.

Регулировочные работы выполняются в том случае, когда происходит нарушение нормальной работы механизма или агрегата. Регули­ровочные работы в настоящее время выполняются только по потреб­ности, в зависимости от технического состояния регулируемого со­пряжения. Необходимость проведения регулировочных работ определяют при осуществлении технической диагностики.

Заправочные работы включают заполнение топливных баков, доливку жидкости в систему охлаждения, заливку в цистерны и баки воды и пенообразователя, подкачку шин воздухом, доливку масла в картер двигателя и другие агрегаты.

Для заправки топливом применяются автомобили-бензозаправщи­ки, топливно-раздаточные колонки, ручные насосы, воронки с фильт­рами и т.д. Для пожарных автомобилей применяются два вида топли­ва: автомобильные бензины и дизельное топливо. В настоящее время автомобильные бензины имеют 4 марки (А-72, А-76, АИ-93, АИ-98). Автомобильные бензины подразделяются на два вида: летний и зимний. Летний применяется с 1 апреля по 1 октября во всех районах, кроме северных и северо-восточных, а в южных – в течение всего се­зона; зимний применяется в течение всего сезона в северных и северо­восточных районах, а в остальных – с 1 октября по 1 апреля. Для пожарных автомобилей применяется также дизельное топливо, получаемое из сернистых и малосернистых нефтей.

Смазочные работы. При эксплуатации пожарного автомобиля и специальных агрегатов, устанавливаемых на них, масло, находящееся в картерах двигателя, коробки передач, постепенно изменяет свои свойства и в конечном счете становится непригодным к работе.

Изменение свойств масел происходит в результате попадания в них пыли, влаги и т. п. Ухудшение качества масла приводит к увеличению изнашивания деталей.

Делая выводы по первому вопросу, констатируем, что контроль технического состояния и ТО образцов техники должны планироваться и проводиться, как правило, комплексно, совмещенно по времени и месту их проведения для всех составных частей образцов спасательной техники с привлечением специалистов соответствующих служб, отвечающих за их техническое состояние.

Наши рекомендации