Пм.02. подбор форм причесок, стрижек и их выполнение с учетом индивидуальных
СБОРНИК ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПМ.02. ПОДБОР ФОРМ ПРИЧЕСОК, СТРИЖЕК И ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
МДК.02.01. Технология постижерных работ
МДК.02.02. Моделирование и художественное оформление причесок
Специальность СПО
Парикмахерское искусство
Срок обучения 2 год 10 мес.
Белгород, 2017
Методические рекомендации для ПМ.02. Подбор форм причесок, стрижек и их выполнение с учетом индивидуальных особенностей потребителей
МДК. 02.01. Технология постижерных работ
МДК.02.02. Моделирование и художественное оформление причесок
по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности СПО 43.02.02. Парикмахерское искусство.
РАССМОТРЕНО:
на заседании ЦМК
протокол № ___от ___________
Председатель Г.И. Ситюкова _______
Организация-разработчик:
ОГАПОУ «Белгородский техникум промышленности и сферы услуг»
Разработчик:
Г.И.Ситюкова, преподаватель специальных дисциплин
ОГАПОУ «Белгородский техникум промышленности и сферы услуг»
Рецензент:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ:
зам. директора по УМР
_________ Н.Г. Борисовская
Содержание
Введение. 4
Пояснительная записка. 5
Структура и примерное содержание профессионального модуля. 7
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.. 7
Перечень внеаудиторной самостоятельной работы.. 7
Методические рекомендации по выполнению реферата. 9
Методические рекомендации по подготовке сообщения. 12
Методические рекомендации по подготовке презентации. 16
Методические рекомендации по выполнению эскиза постижерного изделия ………………………………………………………………………....
Методические рекомендации по выполнению волосяных заготовок. 0
Список литературы: 25
Введение
Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая вне занятий по заданию и под руководством преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
- формирования общих и профессиональных компетенций
- развитию исследовательских умений.
Пояснительная записка
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по ПМ.02. Подбор форм причесок, стрижек и их выполнение с учетом индивидуальных особенностей потребителей
МДК. 02.01. Технология постижерных работ
МДК.02.02. Моделирование и художественное оформление причесок
раскрывают у студентов формирование системы знаний, практических умений и объяснения уровня образованности и уровня подготовки студентов по специальности СПО 43.02.02. Парикмахерское искусство.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов необходимых для профессиональной деятельности знаний и навыков.
В результате освоения ПМ обучающийся должен знать:
- нормативные правовые акты в области организации управленческой деятельности;
-основные правила хранения и защиты служебной информации;
-классификацию постижерных изделий и украшений;
-технологию конструирования простых постижерных изделий и украшений;
-форму причесок различных исторических эпох и современных причесок;
-способы, методы и приемы выполнения причесок.
В результате освоения ПМ обучающийся должен уметь:
-определять типаж клиента и обсуждать пожелания клиентов;
-определять назначение прически;
-разрабатывать форму прически и стрижки; (стиль, силуэт, колористику, силуэтные и контурные линии, конструктивно - декоративные линии);
- выполнять рабочие эскизы причесок, простых постижерных изделий и украшений;
- оформлять технологические карты окрашивания волос, завивки волос и
оформления в прическу;
- выполнять простые постижерные изделия, украшения;
-выполнять прически исторических эпох и современные прически различного назначения с учетом моды;
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:
- уровень освоения учебного материала;
- уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- уровень сформированности общеучебных умений;
- уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- обоснованность и четкость изложения материала;
- оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия;
- уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
- уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
- уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
- уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.
Структура и примерное содержание учебной дисциплины
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | ||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | ||
в том числе: | ||
- лабораторные занятия | ||
Самостоятельная работа обучающегося МДК. 02.01. Технология постижерных работ | ||
в том числе: | ||
- реферат | - | |
- изготовление волосяных заготовок | ||
- подготовка презентации | ||
- подготовка сообщения | ||
-зарисовка схем, эскизов. | ||
Самостоятельная работа обучающегося МДК.02.02. Моделирование и художественное оформление причесок | ||
в том числе: | ||
- сбор иллюстративного материала | ||
- составление инструкционных карт | ||
- подготовка презентации | ||
- подготовка сообщения | ||
-зарисовка схем. | ||
-выполнение композиционного анализа | ||
Тематическое планирование
самостоятельной работы студентов
Критерии оценки презентации
Критерии оценки | Содержание оценки |
1. Содержательный критерий | правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет |
2. Логический критерий | стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность |
3. Речевой критерий | использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр. |
4. Психологический критерий | взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания |
5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации | соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации |
Методические рекомендации по составлению инструкционной карты
Инструкционная карта должна содержать схемы, технические условия (толщина и ширина пряди, угол подъема пряди, вид среза, линию среза или направление накрутки волос, распределение волос в стрижке и другую технологическую информацию), инструменты, технологическую последовательность выполнения вида работ, операции, методы и приемы выполнения работ.
Пример: Технологическая карта стрижка «Каскад»
№ п/п | Технологические процессы | Схема |
Вымойте и расчешите волосы в направлении их естественного роста. | ||
Отделите фронтально–теменную зону П–образным пробором, равным по ширине расстоянию от виска до виска. Двумя вертикальными проборами выделите среднюю часть затылка, еще двумя — височно–боковые области. В каждой зоне волосы, особенно длинные, сверните в жгутик и зафиксируйте зажимами. | ||
Начинать работу удобнее с фронтально–теменной области. Отчешите первую прядь около лба. Она должна быть параллельна кромке роста волос. Ширина — 1–1,5 см. Начешите ее на лицо и подрежьте на уровне переносицы. Эта прядка будет контрольной. | ||
Подстригите фронтально–теменную зону методом снятия волос на пальцах. Волосы отделяйте параллельными горизонтальными проборами, оттягивайте под прямым углом к голове и стригите до заданной длины. Последняя прядь в П–образном проборе будет контрольной для обработки затылочной зоны. | ||
В верхней части затылочной области выделите прядь шириной 1–1,5 см. Для густых волос ширина не должна превышать 0,5–1 см. Подчешите выделенные волосы к контрольной пряди, оттяните на 90 градусов и задайте длину. | ||
Далее прядки отчесывайте параллельными проборами, вплоть до нижней кромки роста волос на шее. Уровень среза ориентируйте на контрольную прядь. | ||
В зоне П–образного пробора, прямо на границе с левой височно–боковой зоной, выделите прядь шириной 1,5–2 см. Подчешите к ней все височно–боковые волосы и подстригите их до ее уровня. Повторите операцию на правом виске. | ||
Всю массу волос на голове расчешите с учетом их естественного роста и сделайте окантовку. Форма окантовки может быть произвольной. Если стрижке желательно придать романтический контур, окантовку выполните в виде плавной дуги. Если нужно получить более оригинальную прическу, сделайте окантовку «рваной» при помощи пойнтирования | ||
Филировочными ножницами проредите кончики волос около лица. Филировку можно выполнить и прямыми ножницами, но тогда концы прядей приобретут вид зубчиков. Такое прореживание сделает стрижку стильной. |
Методические рекомендации по выполнению эскиза постижерного изделия.
Эскиз — это предварительный поисковый набросок задуманного изделия. Ознакомившись с аналогами и уяснив себе свой вариант изделия, можно делать первые приближенные эскизы внешнего вида изделия с целью добиться в дальнейшем наиболее совершенной внешней формы и художественного облика. Работа над эскизами — это творческий процесс.
Сначала эскизы можно выполнять, учитывая только силуэт изделия, общие габариты, характер, образ, не вдаваясь в подробности деталей. Когда же форма более-менее прояснилась, эскизы следует прорабатывать более подробно и в масштабе, если изделие крупногабаритное (холодильник, сверлильный станок). Если же изделие небольшого размера (настольная лампа, кофеварка), то эскиз можно выполнять в натуральную величину, чтобы почувствовать соотношение отдельных узлов и частей и целого, их пластическую, конструктивную и эстетическую взаимосвязь.
Систематическое и последовательное исполнение эскизов, набросков работы над заданием позволяет избежать ряда переделок, неизбежных ошибок.
Эскизы и ортогональные проекции в масштабах уменьшения следует хранить до окончания работы над проектом. Сравнение всех этапов работы в процессе поиска даст возможность с достаточной наглядностью в любой момент определить, что улучшается или ухудшается в общем решении, отобрать лучшие варианты. Сопоставление всех эскизов не только помогает самому автору разобраться в их качестве, но и облегчает руководителю выбор окончательного варианта.
Изучение, анализ и обработку материала следует продолжать на протяжении всей работы над проектом, все время нужно сравнивать, сопоставлять и отбирать.
Для эскизных поисков можно использовать второсортную бумагу: оберточную, обойную, газетную.
Рисуют эскизы чаще всего мягким карандашом, углем. Они удобны тем, что их легко стирать резинкой и нанесение контура или штриховка не занимают много времени. Мягкий карандаш и уголь дают несколько неопределенное изображение, а при первоначальном эскизировании именно это и нужно: ведь мысль еще не отточена и воображение как-то дополняет и корректирует эскиз.
Характер графики во многом зависит и от темы. Нужно, допустим, спроектировать надувные игрушки или простейшие водные аттракционы, требуется создать красивые, неожиданные сочетания форм, одев их в красочный наряд. Эскизирование в этом случае можно начинать прямо акварелью или гуашью: мазки кисти, цветные пятна акварели будут вводить в ощущение образа. Излишне «достоверный», точный материал (перо, карандаш) может только сковывать фантазию.
К эскизу нужно предъявить требования только самого общего порядка. Он не претендует на окончательно найденную форму, наоборот, дает работу фантазии и воображению художника.
При эскизировании средства проектной графики находят самое широкое применение. Эскиз может быть линейным и светотеневым. Многообразие объектов проектирования подсказывает различные графические приемы эскизирования. Эскизы по своему характеру связаны с особенностями основной темы проекта.
На сбор информации и эскизирование уходит до 30% рабочего времени. На этом этапе решаются все основные вопросы: форма, цвет, масштабность, пропорции, функциональная образность и т. д. После эскизирования начинается разработка художественно-конструкторского предложения, которая занимает до 30 % рабочего времени, а остальные 40 % идут уже непосредственно на выполнение художественно-конструкторского проекта. Исполнительская сторона проекта занимает меньше времени и требует меньшей мыслительной нагрузки.
Необходимо, чтобы цветовое решение эскиза было выполнено в той же технике и из тех же материалов, что и чистовик. Чем больше сделано цветовых вариантов, тем убедительнее будет выбор. Лучшее познается в сравнении. Однако нельзя допускать, чтобы работа над эскизами сводилась к нагромождению упражнений и механическому их повторению. Поиск должен осуществляться сознательно, а не стихийно.
Женские короткие волосы
Для начала нарисуем голову без волос. И обозначим пунктиром линию челки и линию объема волос.
Рисуем челку. Челка создает окончательный образ вашего персонажа, поэтому ее лучше рисовать первой. Затем намечаем остальную часть волос
Детализируем прядями.
Заплетенные женские волосы с челкой
Начнем сразу после второго этапа (рисование челки).
Теперь нарисуем небольшую окружность (на рисунке зеленого цвета) в том месте, где у нас будет хвост
Из окружности нарисуем изогнутые линии (направление показано зелеными стрелками)
А теперь на месте зеленой окружности рисуем хвост.
Заплетенные женские волосы без челки
Для начала нарисуем голову без волос. И обозначим пунктиром линию челки и линию объема волос.
Раз у нас нет челки, приступаем к передним прядкам. Если же вы планируете нарисовать прическу без прядок, пропустите этот пункт.
Наметим небольшой окружностью точку, куда будем собирать волосы. А потом плавными линиями нарисуем волосы и продолжение прядок.
Теперь нарисуем линию роста волос на лбу.
Добавляем еще несколько небольших линий на заплетенную челку. Затем рисуем сверху прическу, которую хотите
Женские длинные волосы
Если вы планируете нарисовать длинные прямые волосы, то помните, что они не висят прямыми прядями, как нитки, а немного выгибаются (на рисунке показано стрелками).
Несколько примеров женских причесок
Беспорядочные волосы, исходящие из пробора по центру головы.
Прямые волосы, исходящие из пробора по центру головы.
Кучерявые волосы, исходящие из бокового левого пробора.
Прямые волосы, исходящие из бокового правого пробора.
Мужские короткие волосы
Мужские волосы рисуются по тому же принципу что и женские.
Для начала нарисуем голову персонажа без волос. И обозначим пунктиром линию челки и линию объема волос.
Рисуем челку, дорисовываем остальную часть волос.
Мужские длинные волосы
Рисуем голову персонажа без волос. И обозначим пунктиром линию челки и линию объема волос. А затем рисуем челку.
Дорисовываем линию волос по лицу и опускаем две пряди.
Дорисовываем остальную часть волос.
Несколько примеров мужских причесок
Макушка с боку, волосы беспорядочно лежат на голове.
Спадающие вниз волосы, исходящие из четкого пробора по центру головы.
Причесанные ровные волосы, исходящие из бокового пробора.
Острые волосы, торчащие в разные стороны.
Приложение № 1
Перечень примерных тем для подготовки сообщений
Приложение № 2
Пример эскиза женской прически
Приложение № 3
Тамбуровка волос
Крепирование волос
5. Нашивка тресов
Приложение № 4
Методические рекомендации по оформлению папки «Самостоятельная работа»
1. Литульный лист (пример)
ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОГАПОУ «Белгородский техникум промышленности и сферы услуг» Самостоятельная работа по МДК.02.01. Технология постижерных работ Выполнил: Студент группы ______ ____________________ (Ф.И.О. студента) Преподаватель: ____________________ Белгород, 2017г. |
2. Содержание (пример)
Содержание:
| |
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Сыромятникова И.С. История прически - М.: РИПОЛ классик, 2008
2. Моисеев Н. Г. Искусство прически.- Ростов н/Д: Феникс, 2004
3. Т.А. Черниченко, И.Ю. Плотникова «Моделирование причёсок и декоративная косметика» Москва, АСАДЕМА, 2004.
4. А.В. Константинов «Как стать парикмахером», Москва, «Высшая школа» 1987.
5. О.А. Панченко «Стрижка, моделирование, прически». Санкт-Петербург И. Д. «М и М» «Паритет» 1999.
6. В.Д. Корнеев «Моделирование и художественное оформление прически» Москва, Легкая промышленность и бытовое обслуживание.1989.
7. Парикмахерское искусство. Современные международные методики. Учебная книга.
8. И.Ю. Плотникова Т. А. Черниченко «Технология парикмахерских работ» М.: « Академия» 2012.
9. О.Н. Кулешкова «Технология и оборудование парикмахерских работ» М.: «Академия», 200.
Дополнительные источники:
1.Периодические издания (журналы «Долорес», «Hair’s», «Les nouvelles esthetiguej»).
2.О.Н. Кулешкова «Технология и оборудование парикмахерских работ» М.: «Академия», 2002
3.Романенко Л.Н., Тарасова Т.И. Прически, стрижки, маникюр, педикюр своими руками. М.: Эсмо, 2009.
4. Чирков Д. , Онищенко Г. « От А до Я азбука формы» Академия Estel Professional
5. Романенко Л.Н., Тарасова Т.И. Прически, стрижки, маникюр, педикюр своими руками. М.: Эсмо, 2009.
6. Мельников И.В. «Парикмахер: учеб. Пособие» – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
7. Смирнова Л.В «Уроки парикмахерского искусства. Модель. Стиль. Образ» - СПб.: «Паритет», 2003.
8.З.Марина и др. «Первый справочник парикмахера. Самоучитель» М.: Эксмо, 2009.
9.Р. Татьянин Лучшие прически на все случаи жизни.- М.: Эксмо, 2011.
10.В.А.Петровская парикмахерское искусство – уроки мастерства. ООО «Аделант», 2004.
Интернет ресурсы:
1. http://parikmaher.net.ru
2. http://ru.wikipedia.org
3. http://gryzdeva.ru/
4. http://www.color-art.su/
5.http://dramateshka.ru/
СБОРНИК ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПМ.02. ПОДБОР ФОРМ ПРИЧЕСОК, СТРИЖЕК И ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ