Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования
2 –й этап. Формирующий эксперимент.
Цель: сформировать умения и навыкирисования с использованием нетрадиционных техник, провести комплекс мероприятий, направленных на развитие творческого воображения детей.
На основе анализа методической литературы мы отметили, что педагоги рекомендуют в работе по развитию у детей дошкольного возраста творческого воображения использовать следующие виды нетрадиционных техник изображения: монотипия, кляксография и задания по типу кляксографии, рисование цветными нитками. Из большого арсенала видов нетрадиционных техник мы остановили свой выбор на следующих: монотипия, кляксография, рисование нитями(ниткопись). Выбор этих техник не случаен:
— во-первых, они наиболее благоприятны для развития творческого воображения, так как их результат непредсказуем и индивидуален;
— во-вторых, они доступны в техническом отношении детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
— в–третьих, процесс выполнения изображения названными техниками увлекателен, интересен, связан с положительными эмоциональными переживаниями.
При подборе и организации занятий мы опирались на следующие принципы:
1) свобода выбора ребенком стимульного и изобразительного материала;
2) неограниченность временными рамками;
3) положительное принятие результата работы.
Мы наметили комплекс мероприятий по формированиютворческого воображениядетей:
· Средствамирисования (Приложение № 5):
1. Рисование в технике монотипия «Волшебные звери», “Кто спрятался в лесу”, “Цветы из прошлого”;
2. Рисование в технике кляксография «Сегодня мы — волшебники”;
3. Рисование в технике ниткопись«Цветныенитки»,“Морозные узоры”, “О чем рассказала ниточка”.
· Проведение упражнений, игр, направленных на развитие творческого воображения.
· Работа с родителями:
1. Индивидуальная консультация «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей» (Приложение № 6);
2. Родительское собрание на тему «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования» (Приложение № 7).
Рисование в технике “кляксография”. Для работы детям был предоставлен готовый стимульный материал, так как дети негативно отнеслись к предложению самим нарисовать кляксы. Большинство работ не отличаются оригинальностью, к образу дети добавляли лишь наиболее существенные детали, но в тоже время большое внимание уделяли созданию сюжета рисунка. С заданием самостоятельно справились все дети, не только дорисовав пятно до определенного образа, но и, добавляя новые образы, представив в рисунках развернутую предметную среду.
Рисование в технике “монотипия”. Дети сами справились с техникой выполнения монотипии. Ксюша М. выполняла работу ею же предложенным способом – сочетая ее с техникой “кляксография”: разбрызгивая цветные пятна краски по обеим половинкам листа и затем складывая их. Вторая часть работы вызвала больше затруднений: дети могли дать название своим рисункам, сказать, какой образ они в нем видят, но дорисовывать либо отказывались, либо приступали к работе только после обсуждения с педагогом того, что они хотят изобразить.
“Рисование цветными нитками”. Данная техника рисования вызвала у детей положительные эмоции, желание работать в этой технике. Дать название своей работе и дорисовать до целостного образа смог лишь один ребенок. Несмотря на это, данная техника полезна в работе с детьми как психотерапевтическое средство.
Таким образом, все предложенные нетрадиционные техники вызвали интерес у детей, положительное отношение к ним, однако на первых занятиях чувствовали себя неуверенно, образы создавались однотипные. На последующих занятиях дети быстрее включались в деятельность, проявляли больше самостоятельности, при рассматривании заданных форм предлагали варианты образов.
В ходе работы с родителями, на начальном этапе, мы столкнулись с тем, что кто-то не понимал, какое важное значение имеет развитие творческих способностей, воображения ребенка именно в дошкольном детстве для полноценного развития личности и как основы творческого роста в дальнейшем.
Мы ознакомили родителей с особенностями проводимого исследования.
Разъяснили, на каком этапе своего развития в изобразительной деятельности находились их дети в начале исследования, чем могут помочь родители и какие условия следует создать дома.
Проведена работа с родителями:
3. Индивидуальная консультация «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей» (Приложение № 6);
4. Родительское собрание на тему «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования» (Приложение № 7).
Мы считаем, что проведенная работа с детьми и родителями была результативной.
Многие родители проявили свою заинтересованность в развитии детей посредством нетрадиционных техник рисования.
Для выявления динамики изменения в художественно-творческих способностях, нами была проведена повторная диагностика уровня творческих способностей.