Анализ результативности проведенной работы с детьми

3 –й этап. Итоговый эксперимент.

Цель: выявитьдинамику изменения в художественно-творческих способностях рисования живописными материалами, выработанных в ходе формирующего эксперимента.

В контрольном эксперименте участвовали те же 14 детей. Для обследования, как и в констатирующем эксперименте,была использована методика диагностики уровня творческих способностей у старших дошкольников Шайдуровой Н.В.

Обследование также включало в себя 4 задания (Приложение №1) и определенные критерии по каждому заданию (Приложение № 2).

Для определения уровня художественно – творческого развития детям были предложены следующие задания:

Задание № 1 «Дорисуй геометрическую фигуру».

Первое задание проводилось по методике Е. Торренса «Неполные фигуры».

Цель задания: данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений - видеть целое раньше частей.

Высокий уровень определен у 12 детей, что составило 85%. Это Макар Р., Лена Е., Олеся Т., Ксюша М., Максим Б., Яша М, Коля С., Андрей Т., Никита С., Гера С., Эвелина Т., Илья К..У детей не возникало трудностей в дорисовывании фигур, в ходе беседы охотно рассказывали о своих рисунках.

На среднем уровне оказалось 2 воспитанника, что составило 15%. Это Артем Б., Саша Т..

Низкий уровень не был выявлен ни у одного ребёнка.

Задание № 2 «Нарисуй какой хочешь узор».

Цель задания: проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы.

10 детей, что составило 72%, показали высокий уровень. Это Яша М., Коля С., Лена Е., Макар Р., Никита С., Ксюша М., Гера С., Эвелина Т., Андрей Т., Олеся Т., они с интересом отнеслись к выполнению задания.

4 воспитанника,это 28%, показали средний уровень. Это Максим Б., Артем Б., Саша Т., Илья К..

Детей с низким уровнем в ходе обследования не выявлено.

Задание № 3 «Весёлые картинки» (рисование при помощи открыток).

Цель задания: проверить умение самостоятельно подбирать сюжет, имея часть изображения.

На высоком уровне 93%, 13 воспитанников, это Максим Б., Макар Р., Олеся Т., Эвелина Т., Артем Б., Коля С., Лена Е., Гера С., Ксюша М., Яша М., Никита С., Андрей Т., Илья К., они самостоятельно придумывали сюжет и активно рассказывали о нём.

1 воспитанник показал средний уровень, что составило 7%. Это Саша Т..

Детей с низким уровнем в ходе обследования не выявлено.

Задание № 4 «Сказочная птица».

Цель задания: проверить умение создавать сказочные образы, развитие чувства композиции, умение разрабатывать содержание изображения.

Высокий уровень показали 12 детей, что составило 85%, это Олеся Т., Андрей Т., Эвелина Т., Лена Е., Гера С., Максим Б., Коля С., Ксюша М., Макар Р., Саша Т., Никита С., Яша М., они активно выполняли задание.

На среднем уровне 15%, 2 воспитанника. Это Саша Т. и Артем Б..

Результаты контрольного эксперимента отражены в диаграммах (Приложение № 8).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в дошкольном образовании, имеется множество статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию различных психических процессов в этом возрасте, так и по развитию разных видов способностей общей и специальной направленности.

Проблема общих и специальных способностей неизменно привлекала к себе внимание российских психологов еще в 40 - 60-х гг. прошлого столетия. Хорошо известны работы в этой области видных отечественных ученых: Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Ковалева и др.

Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов.

Для наибольшей результативности развития художественно-творческих способностей необходимо применять занимательные занятия. Цель занимательных занятий – создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе.

Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста.

Все вышесказанное подтвердилось в исследовательской работе. Исследовательская работа была проведена в три этапа, на протяжении которых осуществлялись следующие цели: выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы, путем проведения занимательных занятий нетрадиционными техниками рисования.

Занятия показали, что у детей есть огромный интерес, желание и творческий потенциал, который необходимо развивать и в том числе успешно с помощью нетрадиционных техник рисования. Задачи, намеченные в дипломной работе, полностью реализованы.

Таким образом, можно сделать вывод, что рисование нетрадиционными техниками эффективно влияет на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бородкина, Н. В. Изобразительная деятельность в детском саду: Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет / Н. В. Бородкина. – М.: Академия развития, 2012.

2. Вавилова, М. А. Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста / Вавилова М. А. // Приоритетные направления развития науки и образования. - 2015. - № 3 (6). - С. 60 - 62.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.,1997.

4. Годфруа Ж. Что такое психология. Том 2. М.,1992.

5. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, М., 2008.

6. Доронова, Т. Н. Природа, искусство и изодеятельность детей / Т. Н. Дронова. - М.: Просвещение, 2010.

7. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. М., 2005.

8. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. М., 2006.

9. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Учебное пособие / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова. - М., 2009. 89 - 205 с.

10. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования: учебное пособие / Т. С. Комарова. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 176 с.

11. Короткова, Е. А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду / Е. А. Короткова – М.: Академия развития, 2013. -105 с.

12. Кудейко М.В. Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров / авт.-сост. 2-е изд. – Мозырь: Содействие, 2007.

13. Ланина, И. В. Изобразительное искусство для малышей (4–5 лет) / И. В. Ланина, Н. В. Кучеева. – М.: Ранок, 2014. -305 с.

14. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития (Методическое пособие). - М., 2004.

15. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (образовательная область «Художественное творчество»). – М.: ИД «Цветной мир», 2013.

16. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб., 2012.

17. Махова, Т. Л. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования / Махова, Т. Л. // Научный поиск. - 2015.- № 3.5.- С. 14 - 15.

18. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб., 2010.

19. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / А. В. Никитина. – М. :Каро, 2010 -36 с.

20. Нищева - Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. – СПб., 2006.

21. Погодина, С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / С. В. Погодина. – М.: Издательский центр академия, 2011. 93-96 с.

22. Солдатова, Е. Г. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста / Е. Г. Солдатова // Научный поиск. 2012. - № 2.1. - С. 40 - 46.

23. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.

24. Урунтаева - Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник. 6-е издание. М., 2006.

25. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 1999.

26. Шайдурова Н.В. “Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста”, М.: ТЦ “Сфера”, 2008 г.

27. Шайдурова Н. В. Диагностика художественно-творческого развития детей дошкольного возраста /Н. В. Шайдурова. – 2005г.

28. Психология дошкольника. Хрестоматия/Сост. Г.А. Урунтаева - М., 1997.

29. Психология/ под ред. В.А. Крутецкого - М., 1974.

30. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1-2.-М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2007-80с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Задание № 1 «Дорисуй геометрическую фигуру».

Первое задание проводилось по методике Е. Торренса «Неполные фигуры».

Цель задания: данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений - видеть целое раньше частей.

Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Задание на дорисовывание фигур является одним из наиболее популярных при исследовании особенностей воображения и творческих способностей дошкольников.

Методика проведения: На листе изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Экспериментатор раздаёт каждому ребёнку карточки: «Дети, на каждой карточке нарисованы фигуры. Вы можете, как волшебники, превратить эти фигуры в любые картинки. Для этого дорисуйте всё, что захотите, но так, чтобы получилось красиво». Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.

Материал и оборудование: карандаши, фломастеры, восковые мелки (на выбор детей). Были выбраны восковые мелки.

Задание № 2 «Нарисуй какой хочешь узор».

Цель задания: проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы.

Методика проведения. Предложить детям подумать, каким узором и какую именно геометрическую фигуру они хотели бы украсить.

Материалы: бумага белого цвета, охристого оттенка в форме круга, полосы, квадрата, гуашь, палитра. Была выбрана форма квадрата, узор «бабушкин платок».

Задание № 3 «Весёлые картинки» (рисование при помощи открыток).

Цель задания: проверить умение самостоятельно подбирать сюжет, имея часть изображения.

Предварительная работа: рассматривание открыток.

Методика проведения. Предложить детям рассмотреть фрагменты открыток на столе (дети рассматривают фрагменты открыток, говорят, что изображено у них). Ребята, но так как у вас герой вашей будущей картины готов уже, вам осталось только придумать и нарисовать то, что ваш герой делает или что с ним происходит, что вокруг него. Хорошенько подумайте и изобразите свой сюжет.

Материалы: листы бумаги; наклеенные фрагменты открыток; цветные карандаши, мелки, фломастеры.

Задание № 4 «Сказочная птица».

Цель задания: проверить умение создавать сказочные образы, развитие чувства композиции, умение разрабатывать содержание изображения.

Материалы: альбомный лист, цветные карандаши (цветные восковые мелки).

Методика проведения. Сказать детям, что у сказочной птицы, как и у настоящей, есть тело, голова, хвост, лапки, но все это украшено необыкновенно красивыми перьями.

Приложение № 2

Наши рекомендации