Интеллектуальный потенциал организации
Интеллектуальный потенциал организации рассматривают как ее готовность к генерированию и освоению инноваций. Интеллектуальный потенциал организации складывается из накопленного объема знаний, интеллектуального уровня сотрудников, опыта инновационной деятельности.
Интеллектуальный потенциал следует рассматривать как фактор активизации инновационной деятельности организации.
В структуре интеллектуального потенциала условно выделены следующие элементы: человеческий, организационный, потребительский потенциалы и интеллектуальная собственность (рисунок 8).
Рисунок 8 – Структура интеллектуального потенциала
Выделяют следующие особенности развития интеллектуального потенциала организации:
· способность интеллектуального потенциала к саморазвитию;
· ценность интеллектуального потенциала и его непрерывное развитие повышается за счет постоянных инвестиций в образование и обучение (профессиональную квалификацию) сотрудников организации и приобретение ими связанных с работой знаний, умений и навыков;
· развитие интеллектуального потенциала персонала напрямую связано с умелым руководством и формированием условий для свободной и продуктивной мыслительной деятельности, творческой атмосферы.
Интеллектуальный потенциал тесным образом связан с человеческими ресурсами и инновационной деятельностью организации. Особенности интеллектуального потенциала также заключаются в том, что он – результат взаимодействия людей друг с другом, людей и информационных ресурсов, а также людей и элементов физического капитала в процессе производства. Наконец, важной отличительной особенностью интеллектуального потенциала является то, что он несет в себе потенциальные возможности организации развиваться и непрерывно адаптироваться к изменениям рынка, а также способствует приобретению новых конкурентных преимуществ, соответствующих реальным потребностям современного рынка.
Состав показателей при оценке интеллектуального уровня организации должен учитывать:
· новизну выпускаемой продукции;
· новизну используемых технологий производства;
· новизну технологий продажи;
· участие организации в профильных выставках, конференциях;
· образовательный уровень персонала.
Оценивая интеллектуальный уровень организации, опираются на следующие показатели:
1. Имеющийся объем знаний.
1.1. Новизна выпускаемой продукции.
1.2. Новизна используемых технологий.
1.3. Новизна используемого оборудования.
2. Интеллектуальный уровень сотрудников.
2.1. Квалификационная оценка менеджмента.
2.2. Квалификационная оценка инженерных служб.
2.3. Квалификационная оценка рабочих кадров.
3. Опыт инновационной деятельности.
3.1. Инновационная сложность ранее выполненных разработок.
3.2. Масштаб ранее выполненных опытных работ.
3.3. Масштаб имеющихся инженерных проектов.
Анализ интеллектуального потенциала организации означает рассмотрение нематериальных активов компании, их оформление, фиксирование состояния на текущий момент и оценку их стоимости.
Организации, способные накапливать интеллектуальный потенциал, и как следствие интеллектуальный капитал, распространять и передавать знания, обеспечивая стратегический успех организации, получили название обучающихся организаций.
Они не только способны к самообучению, но и создают предпосылки изменения потенциала знаний в окружающей среде, воспроизводящей другие обучающиеся организации. В обучающихся организациях наиболее полно используется синергетический эффект организационного знания, многократно усиливающий сумму индивидуальных и коллективных его составляющих.
Российские исследователи считают, что обучающаяся организация – это не новая модель построения и развития компании, а скорее комбинация передовых управленческих инструментов, сведенных воедино.
Л.: [2], [6], [21]–[23], [34], [51], [60], [62], [71], [73], [74], [81], [89], [96].
План семинарского занятия
1. Научно-технические и инновационные организации, особенности их создания и функционирования.
2. Научные организации и их влияние на инновационные процессы.
3. Организационные формы инновационной деятельности.
4. Основы организационно-технологической подготовки производства к освоению новшеств.
5. Оценка интеллектуального потенциала организации.
Задачи
Задача 1. Оцените производственно-технологическую составляющую инновационного потенциала организации на основании следующих данных:
1. Первоначальная стоимость оборудования на конец года составляет 210 млн р.
2. Остаточная стоимость оборудования на конец года равна 150 млн р., в том числе прогрессивного оборудования – 105 млн р.
3. Остаточная стоимость модернизированного оборудования на конец года составляет 20 млн р.
4. Стоимость износа оборудования на конец года равна 40 млн р.
5. В производственном процессе участвуют 5 технологических линий, в том числе 3 – со сроком эксплуатации до 10 лет.
Решение
Рассчитываются следующие показатели:
· Коэффициент прогрессивности оборудования (Кпрогресс) по формуле
где ОПФост прог – остаточная стоимость прогрессивного оборудования;
ОПФост всего – остаточная стоимость всего оборудования.
Подставив значения в формулу, получим:
или 70%.
· Коэффициент модернизации оборудования (Кмодерн) по следующей формуле:
,
где ОПФмодерн – остаточная стоимость модернизированного оборудования.
Поставив значения в формулу, получим:
или 13%.
· Удельный вес оборудования со сроком эксплуатации до 10 лет (Удвес) по формуле
,
где К10 – количество оборудования со сроком эксплуатации до 10 лет;
Квсего – общее количество оборудования.
Подставив значения в формулу, получим:
.
· Коэффициент износа оборудования (Кизн) по следующей формуле:
,
где И – сумма износа на определенную дату;
ОПФперв – первоначальная стоимость оборудования на определенную дату.
Подставив значения в формулу, получим:
или 19%.
Задача 2. Оцените кадровую составляющую инновационного потенциала организации исходя из следующих данных:
1. Среднесписочная численность работников составляет 50 чел., в том числе 15 из них задействовано в инновационных проектах организации.
2. Из 9 научно-технических специалистов 7 имеют ученую степень, в том числе 5 из них находятся в возрасте старше 50 лет.
3. В течение отчетного года 12 работников организации повысили свою квалификацию.
Решение
Исчисляются следующие показатели:
· Удельный вес работников, задействованных в инновационной деятельности организации (Удвес ин р), по формуле
,
где Чин раб – численность работников, задействованных в инновационных проектах организации;
– среднесписочная численность работников организации.
Подставив значения в формулу, получим:
.
· Удельный вес научно-технических специалистов в численности работников, занятых в инновационных проектах (Удвес нтс), по следующей формуле:
,
где Чнтс – численность научно-технических специалистов.
Подставив значения в формулу, получим:
· Удельный вес научно-технических специалистов старше 50 лет (Удвес>50) по формуле
,
где Чнтс>50 – численность научно-технических специалистов старше 50 лет.
Подставив значения в формулу, получим:
.
· Уровень квалификации используемой рабочей силы (Уквал) по следующей формуле:
,
где Чнтс ст – численность научно-технических специалистов, имеющих ученую степень.
Подставив значения в формулу, получим:
.
· Удельный вес работников, прошедших профессиональную подготовку и повысивших квалификацию (Удвес↑квал):
,
где Ч↑квал – численность работников, прошедших профессиональную подготовку и повысивших квалификацию.
Подставив значения в формулу, получим:
.
Задача 3. Оцените научно-техническую составляющую инновационного потенциала организации на основании следующих данных:
1. За отчетный период в организации было создано три новшества, в том числе два – были внедрены в промышленное производство.
2. Время на создание новшества А составляет 10 мес., новшества Б – 5 мес., новшества В – 7 мес.
3. На внедрение новшества А потребовалось 3 мес., а новшества В – 4 мес.
4. В результате внедрения новшеств было произведено инновационной продукции на сумму 125 млн р. при общем объеме производства товарной продукции 1 000 млн р.
Решение
Рассчитываются следующие показатели:
· Средняя продолжительность разработки одного новшества ( ) по формуле
,
где Взатрат – время на создание i-го новшества;
Nсозд – общее количество созданных в организации новшеств;
n – количество новшеств.
Подставив значения в формулу, получим:
мес.
· Результативность освоения новшеств (Р) по следующей формуле:
,
где Квнедр – количество новшеств, внедренных в промышленное производство.
Подставив значения в формулу, получим:
или 66,7%.
· Средняя продолжительность освоения одного новшества ( ) по формуле
,
где Ввнедр – время на внедрение i-го новшества.
Подставив значения в формулу, получим:
мес.
· Удельный вес инновационной продукции (Удвес ин пр) по следующей формуле:
,
где ТПиннов – объем произведенной инновационной продукции;
ТПвсего – объем произведенной товарной продукции.
Подставив значения в формулу, получим:
.
Задача 4. Оцените производственно-технологическую составляющую инновационного потенциала организации исходя из следующих данных:
1. Первоначальная стоимость оборудования на конец года составляет 255 млн р.
2. Остаточная стоимость оборудования на конец года равна 180 млн р., в том числе прогрессивного оборудования – 125 млн р.
3. Остаточная стоимость модернизированного оборудования на конец года равна 30 млн р.
4. Стоимость износа оборудования на конец года составляет 75 млн р.
5. В производственном процессе участвуют 7 технологических линий, в том числе 4 – со сроком эксплуатации до 10 лет.
Задача 5. Оцените кадровую составляющую инновационного потенциала организации на основании следующих данных:
1. Среднесписочная численность работников составляет 47 чел., в том числе 18 из них задействовано в инновационных проектах организации.
2. Из 15 научно-технических специалистов 9 имеют ученую степень, в том числе 6 из них находятся в возрасте старше 50 лет.
3. В течение отчетного года 19 работников организации повысили свою квалификацию.
Задача 6. Оцените научно-техническую составляющую инновационного потенциала организации исходя из следующих данных:
1. За отчетный период в организации было создано пять новшеств, в том числе три были внедрены в промышленное производство.
2. Время на создание новшества А составляет 11 мес., новшества Б – 6, новшества В – 7, новшества Г – 8, новшества Д – 9 мес.
3. На внедрение новшества А потребовалось 5 мес., новшества Г – 4,5, новшества Д – 5 мес.
4. В результате внедрения новшеств было произведено инновационной продукции на сумму 257 млн р. при общем объеме производства товарной продукции 1 550 млн р.
Вопросы для самоподготовки
1. Приведите примеры инновационных организаций согласно следующим классификационным признакам:
· уровень новизны новшества (инновации);
· уровень специализации инновационных организаций;
· стадия жизненного цикла товара (новшества), на которой работает инновационная организация.
2. Какие существуют в мировой практике виды стратегий поведения организаций-инноваторов в зависимости от их целей?
3. Каковы объективные причины создания и эффективного функционирования малых инновационных организаций?
4. Какие критерии отнесения организации к субъектам малого предпринимательства действую в Беларуси?
5. Какие субъекты могут иметь статус «научная организация»?
6. Охарактеризуйте основные виды научных организаций.
7. В чем заключается сущность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ?
8. Поэтапно опишите процесс осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
9. Охарактеризуйте структуру интеллектуального потенциала организации.
10. Каковы особенности развития интеллектуального потенциала организации?
11. Охарактеризуйте особенности оценки интеллектуального потенциала.
Темы рефератов
1. Зарубежный опыт функционирования научно-технических и инновационных организаций.
2. Зарубежный опыт организации и функционирования малых инновационных организаций.
3. Государственная поддержка НИОКР в частном секторе (на примере развитых стран).
4. Оценка инновационного потенциала организации.
5. Инновационный аспект конкурентоспособности квалифицированной рабочей силы.
Тест
Выберите правильные ответы на поставленные вопросы. Полученные ответы сравните с правильными, приведенными в ключе к тестам.
1. Как подразделяются инновационные организации по уровню специализации?
Варианты ответа:
а) инновационные организации, специализированные на отдельной стадии жизненного цикла товара (новшества);
б) инновационные организации, разрабатывающие (внедряющие) радикальные новшества (инновации);
в) инновационные организации, специализированные по отдельной проблеме;
г) комплексные инновационные организации, объединяющие несколько стадий жизненного цикла товара (новшества);
д) инновационные организации, выходящие с новшеством на освоенные рынки;
е) все ответы верны;
ж) все ответы неверны.
2. Стратегическое поведение какой инновационной организации предполагает приспособление к узким сегментам широкого рынка путем специализированного выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками?
Варианты ответа:
а) виолентной;
б) патиентной;
в) коммутантной;
г) эксплерентной.
3. Девиз какой инновационной организации можно выразить следующим образом: «Лучше и дешевле, если получится»?
Варианты ответа:
а) виолентной;
б) патиентной;
в) коммутантной;
г) эксплерентной.
4. Какова специализация малых инновационных организаций по виду научной и производственной продукции?
Варианты ответа:
а) фундаментальные научно-исследовательские работы;
б) прикладные научно-исследовательские работы;
в) опытно-конструкторские работы;
г) серийное производство продукции;
д) создание опытных образцов;
е) производство опытных партий продукции.
5. Как называются организации, способные накапливать интеллектуальный потенциал, и как следствие интеллектуальный капитал, распространять и передавать знания, обеспечивая стратегический успех организации?
Варианты ответа:
а) внедренческие;
б) обучающие;
в) инжиниринговые;
г) научные.
9. Оценка эффективности инноваций и эффективность
инновационной деятельности
Виды эффекта инноваций
Одним из важных моментов в ведении инновационной деятельности является определение эффективности инновационных мероприятий.
Жизненный путь инноваций может развиваться по одному из трех путей:
· накопление в инновационной организации;
· превращение в инновационной организации в инновацию;
· продажа как товара.
В условиях формирования новых экономических отношений значимость определения эффекта от реализации инноваций возрастает. В зависимости от учитываемых результатов и затрат внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта (рисунок 9):
· экономический;
· научно-технический;
· социальный;
· экологический.
Экономический эффект инновационной деятельности проявляется как повышение экономической эффективности работы организации, рациональное использование ресурсов, увеличение динамики экономического роста и прибыли.
В зависимости от сферы получения различают следующие экономические эффекты:
1. Эффект в сфере производства (от внедрения научно-технических разработок, направленных на создание прогрессивных технологических процессов, повышение уровней автоматизации и механизации производства). Инновационная организация получает эффект за счет:
· повышения производительности труда, и следовательно увеличения объемов выпуска продукции, при тех же затратах;
· снижения уровня производственных затрат, и следовательно уменьшения себестоимости, что позволяет получить дополнительную прибыль.
2. Эффект в сфере потребления (от производства и использования новых видов продукции с улучшенными технико-экономическими параметрами). Организация, производящая инновационную продукцию, как правило, повышает уровень затрат по сравнению с базовым, вследствие применения более качественных материалов, усложнения конструкции изделия, введения дополнительных технологических операций и т. д. Экономический эффект будет получен потребителем улучшенной продукции. Следовательно, в этом случае производитель должен увеличить цену на инновационный продукт, как бы перенеся часть экономического эффекта от потребителя на себя.
Рисунок 9 – Виды эффекта от внедрения инновации[2, с. 380]
Научный эффект выражается через прирост научной информации, новых знаний. Научный и научно-технический эффекты рассматриваются как потенциальный накопленный эффект.
Количественно измерить прирост информации и определить степень эффективности этого прироста практически не представляется возможным. Эффективность научно-технических результатов обычно оценивается экспертным путем с использованием шкалы характеристик, таких, как уровень новизны, возможность практической реализации, возможный масштаб применения, перспективность.
Для оценки результативности научных исследований используются библиометрические показатели (количество публикаций, ссылок, патентов).
В последующем на стадии практического использования новых знаний их эффективность можно оценить через эффективность созданных на основе этих знаний новых товаров, машин, оборудования, технологий.
Социальный эффект отражает влияние научных, научно-технических и инновационных проектов на общеполитические, демографические, социокультурные условия жизнедеятельности общества. Это влияние проявляется, прежде всего, в достижении качественно нового уровня жизни населения, совершенствования его быта. Инновационная деятельность приводит также к повышению уровня образования, появлению новых нематериальных ценностей – культурных, этических, эстетических. Кроме того, инновации могут быть направлены на решение непосредственно социальных проблем.
Оценить социальный эффект весьма сложно. Обычно ограничиваются его качественным описанием. Однако следующие компоненты социальной эффективности могут иметь количественную оценку и отражаться в расчетах экономической эффективности проекта:
· увеличение количества рабочих мест в регионе;
· улучшение жилищных и культурно-бытовых условий;
· улучшение уровня здоровья людей;
· увеличение их свободного времени;
· изменение структуры производственного персонала.
Экологический эффект от внедрения инноваций проявляется через улучшение показателей экологической среды: уровня шума, показателей электромагнитного поля, загрязненности, освещенности, вибраций и т. д. Инновация по своим целям может быть исключительно экологической, если она направлена на повышение экологической безопасности производства. Но в любом случае экологическая составляющая общего эффекта является обязательной в тех инновациях, которые основаны на сложных технологических системах, имеют экологический риск, большую вероятность аварий и их тяжелые последствия.
За счет получения экономического эффекта в форме прибыли инновационные организации осуществляют комплексное развитие и повышение благосостояния сотрудников. Экономический эффект разработки, внедрения у себя (превращение в инновацию) или продажи новшеств может быть потенциальным или фактическим (реальным, коммерческим), а научно-технический, социальный и экологический эффекты могут иметь форму только потенциального экономического эффекта.
Если принимать в расчет только конечные результаты внедрения или продажи новшеств, то любой вид инновационной деятельности можно оценить в стоимостном выражении. Критериями конечной оценки в таком случае являются: время получения фактического экономического эффекта и степень неопределенности его получения (или уровень риска вложения инвестиций в инновации).