Трудовой потенциал работника и трудовой потенциал организации

Термин «потенциал» означает возможности, мощности, которые могут быть использованы при решении определенной задачи, достижения цели. Соответственно трудовой потенциал представляет собой способность к труду и трудовые возможности как отдельно взятого работника и организации, так и общества в целом. Трудовой потенциал охватывает и количественные и качественные параметры человеческих ресурсов.

Трудовой потенциал работника– его возможная трудовая, т. е. ресурсная дееспособность для реализации организационных целей

Существует подход, согласно которому при количественной оценке трудового потенциала целесообразно отражать не только массу отработанного (или возможного к отработке) рабочего времени, но и учитывать квалификационную структуру коллектива (через тарифные коэффициенты, а еще лучше через коэффициенты редукции труда, с помощью которых представляется возможным привести сложный труд к простому).

Трудовой потенциал работника - совокупность его физических и духовных свойств позволяющая в заданных условиях достигать определенных результатов и способность совершенствоваться в процессе труда, решать новые задачи по мере развития и совершенствования знаний и навыков.

Поскольку трудовой потенциал работника не является раз и навсегда заданным, а постоянно изменяется, то при его оценке обязательно надо учитывать не только и не столько степень подготовленности работника к работе в данный момент, сколько его возможности в перспективе. Для этого необходимо учитывать такие факторы, как возраст, образование, уровень квалификации, практический опыт. желание и способность к обучению и переподготовке, деловые качества, уровень мотивации и т.д.

Совокупный трудовой потенциал работника состоит из психофизиологического, квалификационного и личностного потенциалов.

Психофизиологический потенциал - это способности и склонности человека, возраст, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, темперамент, характер и другие качества. Кроме текущего состояния психофизиологического потенциала не меньшее значение имеют значение желание и стремление работника к его увеличению. Поэтому отношение работника, например, к курению, алкоголю, занятиям спортом и т.д., также необходимо учитывать при оценке его трудового потенциала.

Квалификационный потенциал - это объем, качество, разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обуславливающие способность к труду определенного содержания и сложности. Квалификационный потенциал также обязательно включает стремление к его повышению, т.е. готовности и возможности совершенствования всех его составляющих.

Личностный потенциал - это уровень социальной зрелости работника, степень усвоения норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы потребности и запросы. Личностный потенциал во многом определяет возможности работника к коллективному труду, способность к сотрудничеству и взаимодействию (коммуникативность работника).

Трудовой потенциал организации– совокупная трудовая возможность ее коллектива, определяемая на основе возраста, физических и интеллектуальных ресурсов, имеющихся знаний и профессионально-квалификационных навыков работников, а также технические, экономические, организационные, социальные условия, определяющие результаты труда

Трудовой потенциал организации складывается из потенциалов отдельных ее работников, но при этом он не бывает равным их сумме в силу возникновения синергетического эффекта, обусловленного такими факторами, как разделение труда и взаимодействие работников в коллективе. Как и потенциал отдельного работника, трудовой потенциал организации представляет собой совокупность различных составляющих: кадровый, профессиональный, квалификационный, организационный и структурный потенциалы.

Третьим, высшим уровнем оценки трудового потенциала, является трудовой потенциал всего общества - возможное количество и качество труда, которым располагает общество. На количественные параметры данного показателя в первую очередь влияет величина трудовых ресурсов общества. На современном этапе развития производительных сил определяющей является качественная, а не количественная характеристика трудового потенциала страны. Уровень общеобразовательной и профессионально-технической подготовки имеющихся и потенциальных работников сегодня является одним из определяющим факторов успеха или неуспеха развития как отдельного предприятия, так и экономики страны.

Наши рекомендации