Анализ организационно-экспериментальной работы и обработка результатов

Для выполнения поставленной цели исследования, мы провели встречу с учениками восьмого класса, которые приняли участие в игре, в количестве 22 человек.

Во время проведения тренинга ученики принимали активное участие в процессе. Подростки не противились проведению упражнений, а наоборот проявляли заинтересованность. Наибольший интерес у учеников восьмого класса вызвало упражнение «Ящик недоразумений», в котором нужно было проанализировать определенную конфликтную ситуацию и найти из нее наиболее положительное решение. Во время классного часа ученики активно дискутировали на тему определения понятия конфликта, его положительных и отрицательных последствий. Чтобы выявить уровень конфликтности среди подростков, мы использовали тест, разработанный М. В. Ивановой (Приложение №1).

Во время проведения классного часа, было проведено тестирование. Результаты учеников, показывают, что низким уровнем конфликтности обладают 59% от испытуемого количества учеников, а средним 41%. Высоком уровнем конфликтности не обладает никто из класса.

Анализ организационно-экспериментальной работы и обработка результатов - student2.ru

Рис. 1. Распределение учеников по уровню конфликтности участников модернизированного тренинга.

Второй этап эксперимента проходил через сутки, после предыдущего, с тем же классом, принимавшим участие в тренинге. Школьникам предлагалось пройти тест К. Томаса, выявляющего тип поведения в конфликте. Данный метод позволил выяснить, как отразился тренинг «Я и конфликт» на личности каждого участника.

Согласно полученных нами данных, к сотрудничеству, как и к соперничеству, склонно 4% класса. Приспосабливаются к конфликту, также как и избегают его, лишь 14% испытуемых. Самое большое число респондентов предпочитают находить компромисс в решении конфликта – 64%.

Анализ организационно-экспериментальной работы и обработка результатов - student2.ru

Рис. 2. Распределение учеников по стратегии поведения в конфликте

Полученные данные свидетельствуют, что преобладающее большинство учеников восьмого класса предпочитают не провоцировать и не развивать конфликт, а находить компромиссные варианты его решения.

Общие выводы.Полученные результаты говорят о положительном воздействии тренинга на учеников. Подростки стали более склонны к мирному урегулированию конфликта. В процессе написания курсовой работы нами была разработана эффективная технология разрешения конфликтов.

Заключение

Педагогический процесс, как и вся наша жизнь, невозможен без конфликтов. Конфликты есть закономерный процесс, влекущий как положительные, так и негативные последствия – результат зависит от умелого или, наоборот, не умелого применения технологии разрешения конфликта.

Поставленные нами задачи курсовой работы были решены. Мы рассмотрели понятие и сущность конфликта, выяснили причины его возникновения в педагогическом процессе и функции, разобрали стадии его развития и последствия. Также мы выяснили функции учителя в разрешении конфликтов. Проанализировали виды технологий разрешения конфликтов в педагогическом процессе.

Продуктом нашей курсовой работы является тренинг предупреждения конфликтов, успешно примененный на практике.

Цель нашей курсовой работы была достигнута – мыизучили эффективность тренинга, как технологии разрешения конфликтов в педагогическом процессе.

Гипотеза была подтверждена: нам удалось снизить уровень конфликтности в классе путем применения технологии разрешения конфликтов – тренинга «Я и конфликт».

Стоит помнить, что важен не сам конфликт, а его результат. Итог конфликта влияет на взаимоотношения учеников, отношение к учителю и общий социально-психологический климат в классе. Чтобы последствия конфликта были положительными, нужно грамотно уметь использовать технологию разрешения конфликтов.

Библиографический список

1) Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. 3-е изд. [Текст] / А. Я. Анцупов. - СПб.: Питер, 2007. – 496 с.

2) Афонькова, В. М. К вопросу о проблеме конфликтов в детской среде [Текст] / В. М. Афонькова // Нравственное воспитание учащихся образовательной школы. – М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1975. – С. 16

3) Базыкина С. Конфликты в школе – можно ли их избежать? [Текст] // Воспитание школьников, 1997. – № 2. – С.13–14

4) Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. [Текст] / Е. Н. Богданов. - Спб.: Питер, 2004. – 224 с.

5) Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. [Текст] / Ф. М. Бородкин— Новосибирск: Наука, 2009. — С. 87

6) Гришина Н. В. Психология конфликта [Текст] / Н. В. Гришина. - СПб.: Питер, 2008. — 544 с.

7) Гришина Н. В. Психология конфликта [Текст] / Н. В. Гришина. - Спб.: Питер, 2017 – 521 с.

8) Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник [Текст] / В. И. Журавлев. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. c.18

9) Зеркин Д. П. Основы конфликтологии.: Курс лекций. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 480 с.

10) Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей [Текст] / А. К. Колеченко. – Спб. : КАРО, 2006. – 368 с.

11) Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. [Текст] / Е. С. Кузьмин. - Л., 1967 г. – 266 с.

12) Лебедева М. М. Конфликтная ситуация: пути выхода [Текст] // Обществознание в школе. – № 5. - М., 1999. – С. 52–57.

13) Микляева А. В., Румянцева П. В. "Трудный класс": диагностическая и коррекционная работа [Текст] / А. В. Микляева. - СПб.: Речь, 2006. - 186 с.

14) Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. [Текст] / М. М. Рыбакова. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.

15) Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии [Текст] / Г. К. Селевко. – М. : НИИ шк. техн., 2005. – 224 с.

16) Сперанский В. И. Конфликт: сущность и особенности его проявления [Текст] // Соц.-полит. журн. – № 3. - М., 1995. – С. 152–161.

17) Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т. В. Хабарова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 18 с.

18) Чистякова Т. А. Педагогический конфликт и способы его преодоления.[Текст] / Т. А. Чистякова. – Л., 1987. - 68 с.

19) Иванова М. В. Тренинг "Я и конфликт" [Электронный ресурс] / М. В. Иванова. - Режим доступа: https://infourok.ru/trening_dlya_shkolnikov_konflikt-421042.htm

20) Томас К. Тест «Стратегия поведения в конфликте» [Электронный ресурс] / Томас К. - Режим доступа: http://www.devchatam.ru/testtomas

21) Модельный закон "О статусе учителя" от 04.12. 2004 (Электронный ресурс) // Режим доступа - https://www.lawmix.ru/abrolaw/5483

Приложения

Приложение №1

Тест Ивановой М. В. На уровень конфликтности личности.

1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

1) не принимаю участия;

2) кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;

3) активно вмешиваюсь и “вызываю огонь на себя”.

2. Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой взрослых?

1) нет;

2) только если имею для этого веские основания;

3) критикую всегда и по любому поводу.

3. Часто ли вы спорите с друзьями?

1) только в шутку и то если это люди не обидчивые;

2) лишь по принципиальным вопросам;

3) споры – моя стихия.

4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

1) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

2) делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону;

3) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком;

5. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция.

1) не буду поднимать бучу из-за пустяка;

2) молча возьму солонку;

3) не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу…

1) с возмущением посмотрю на обидчика;

2) сухо без эмоций сделаю замечание;

3) выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.

1) промолчу;

2) ограничусь коротким, но тактичным комментарием;

3) выскажу все, что я об этом думаю.

8. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь?

1) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии;

2) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;

3) проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить обидчикам.

Ключ. 1-й вариант ответа – 4 очка, 2 – 2 очка, 3 – 0 очков. Идет подсчет баллов. Класс разбивается на три психологических типа.

22-32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегайте критических ситуаций на работе и дома. Изречение “Платон мне друг, но истина дороже!” не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.

12-20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не “выходите за рамки”, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков. Споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечания в свой адрес – можете съесть человека живьем. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.

Приложение №2

Наши рекомендации