Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы проведен и оформлен в виде контрольного эксперимента (Приложение 3).

Цель контрольного эксперимента: выявить изменения в уровне развития эмоциональной сферы у детей экспериментальной группы.

В экспериментальную группу вошли 10 человек (6 девочек, 4 мальчика): Аминов Искандар, Кузнецова Эвелина, Асылгареева Эвелина, Олесова Варвара, Бакланова Анна, Петров Роман, Вичканова Маргарита, Рашидов Юсуф, Габдрафикова Милана, Токарева Ксения.

Авторы исследования использовали те же диагностические материалы, что и при проведении констатирующего эксперимента.

Контрольный эксперимент проводился в помещении, где ничего не отвлекало ребенка от работы; ответы фиксировались дословно; не допускались уточняющие вопросы, напоминания, указания. В конце проведения диагностических методик ребенка благодарили за участие в работе.

По результатам контрольного эксперимента авторы исследования определили высокий, средний, низкий уровни развития эмоциональной сферы у детей экспериментальной группы.

Высокийуровень - ребенок знает, что такое эмоции, может отличить их друг от друга, называет их, даёт характеристику каждой эмоции, может адекватно реагировать на неудачу в той или иной ситуации и найти способ выхода из нее. Ребёнок умеет внимательно слушать музыкальное и художественное произведение, вникая в смену настроений. Он самостоятелен в своих ответах на вопросы взрослых. Интерес к играм и упражнениям у него стабилен, мотивирован, проявляет способность воображать. Это: Рашидов Юсуф, Токарева Ксения, Олесова Варвара, Вичканова Маргарита, Чернов Стас.

Среднийуровень – ребенок знает основные эмоции, может назвать их, дать характеристику этих эмоций, эмоциональные реакции не всегда адекватны настроению произведений. Ребёнок не всегда может самостоятельно ответить на вопросы по данной теме, ожидает помощи взрослого, затрудняется, долго думает. При ответе речь не развернута, ориентирована на простату ответа. Не всегда может адекватно реагировать на трудные для него ситуации — это: Шайбаков Искандер, Аминов Искандар, Габдрафикова Милана.

Низкий уровень – ребенок затрудняется ответить на вопрос что такое эмоции, не может назвать и определить ту или иную эмоцию, не может дать им характеристику. Не может правильно оценить ситуацию, в которой проявляется та или иная эмоциональная реакция, ребенок долго размышляет над ней, затрудняется в решении сложившейся проблемы. Музыкальные и художественные произведения, а также беседы не вызывают у него соответствующего эмоционального отклика. Это дети: Петров Роман, Филимонова Софья.

Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов показал:

Инициалы ребенка Констатирующий Контрольный
1. Аминов Искандар Низкий Средний
2. Асылгареева Эвелина Высокий Высокий
3. Бакланова Анна Высокий Высокий
4. Вичканова Маргарита Высокий Высокий
5. Габдрафикова Милана Низкий Средний
6. Игнатьев Артем Высокий Высокий
7. Исмагилов Артур Высокий Высокий
8. Кузнецова Эвелина Высокий Высокий
9. Олесова Варвара Высокий Высокий
10. Петров Роман Низкий Низкий
         

Уровень развития эмоциональной сферы у детей составляет:

53 % 67 %

В том числе:

высокий 53 % 67 %

средний 20 % 20 %

низкий 27 % 13 %

Далее познакомимся с результатами первичной и вторичной диагностики на диаграммах:


Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент

Авторы исследования сделали вывод о том, что повышению уровня развития эмоциональной сферы у детей 6 года жизни в процессе ООД (констатирующий эксперимент – 53 %, контрольный эксперимент – 67 %) способствовала планомерная и систематическая работа по теме исследования, результатом которой стало: дети узнают, разбирают, умеют анализировать основные эмоциональные состояния, особенности невербального общения.

Приложение 10

Наши рекомендации