Организация и порядок прохождения производственно-технологической практики
Общая трудоемкость производственно-технологической практики по получению первичных профессиональных умений и опыта составляет 108 часов, или 3 зачетных единицы (ЗЕТ).
Организационно-методическое руководство производственно-технологической практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности студентов осуществляет выпускающая кафедра государственного и муниципального управления (ПсковГУ, ул. Л.Толстого 4, ауд. 314 / к.2, т. 79-77-15).
Сроки и содержание практики определяются рабочим учебным планом направления подготовки и программой, разработанной кафедрой. Практика проводится в соответствии с графиком учебного процесса.
По окончании практики руководитель от кафедры принимает отчет и экзамен.
Основными базами производственно-технологической практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности являются:
- территориальные подразделения федеральных органов власти РФ по Псковской области;
- исполнительные органы власти (Администрация Псковской области, Администрация г. Пскова, Администрации муниципальных районов);
- законодательные органы власти (Псковское областное Собрание депутатов, Псковская городская дума, законодательные органы муниципальных районов);
- судебная власть (Псковский областной суд, Арбитражный суд Псковской области, Главное государственное управление юстиции Псковской области, Управление судебного департамента Псковской области).
- государственные и муниципальные учреждения, предприятия;
- научные и образовательные организации;
- представительства политических партий;
- общественно-политические организации;
- некоммерческие организации.
3.1. Обязанности кафедры
Кафедра:
- выделяет в качестве руководителя практики опытного преподавателя;
- распределяет, в соответствии с заключенными договорами, студентов по организациям (структурным подразделениям) - базам практики;
- оформляет приказ по университету с распределением студентов по объектам практики и назначением руководителя практики;
- обеспечивает студентов-практикантов программами практики;
- проводит до начала практики со всеми студентами организационное собрание с целью разъяснения содержания и порядка прохождения практики;
- осуществляет контроль за организацией и проведением практики в организации, за соблюдением ее сроков и содержания.
3.2. Функции организации (структурного подразделения) - базы практики
Организация:
- предоставляет в соответствии с программой студентам места практики (комитеты, управления, отделы и т.д.), создает необходимые условия для получения студентами в период прохождения практики знаний по специальности;
- предоставляет студентам-практикантам возможность пользоваться имеющейся литературой, инструктивными материалами, статистическими данными, постановлениями и распоряжениями организации (структурного подразделения);
- оказывает помощь в подборе материалов;
- контролирует соблюдение студентами-практикантами правил внутреннего распорядка, установленных для данной организации (структурного подразделения).
Общее руководство практикой студентов возлагается приказом на одного из руководящих работников или высококвалифицированных специалистов (структурного подразделения).
Непосредственное руководство практикой в организации, отделе возлагается приказом руководителя организации (структурного подразделения) на высококвалифицированных специалистов этих структурных подразделений.
В обязанности руководителя практики от организации (структурного подразделения), осуществляющего общее руководство практикой, входит:
- подбор руководителей практики в отделах;
- организация практики студентов в соответствии с программой;
- ознакомление студентов со структурой организации (структурного подразделения);
- контроль за соблюдением практикантами дисциплины и информация ВУЗу о всех случаях нарушения студентами внутреннего распорядка.
В обязанности руководителя практики студентов в отделе, осуществляющего непосредственное руководство практикой входит:
- повседневное руководство практикой конкретного студента;
- ознакомление студента с организацией работы в отделе, основными его функциями и результатами деятельности;
- обеспечение информацией по вопросам выполняемой работы, консультациями по возникшим проблемам;
- составление письменной характеристики каждому студенту - отзыва руководителя практики от организации (Приложение 2).
Характеристика - отзыв прилагается к отчету по практике, в нем отмечается:
- соблюдение трудовой дисциплины;
- дается характеристика студента как специалиста, владеющего знаниями, навыками для решения практических задач в профессиональной деятельности будущего менеджера на уровне организации;
- указываются недостатки и проблемы в подготовке специалиста;
- способность к творческому мышлению, инициативность, дисциплинированность.
В отзыве требуется дать оценку выполненных студентом работ (“отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно").
3.3. Обязанности студентов-практикантов
Студент при прохождении практики обязан:
- явиться к месту практики в установленный срок и время;
- подчиняться действующим в организации правилам внутреннего трудового распорядка;
- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками;
- полностью выполнить все задания, предусмотренные программой практики;
- своевременно составить отчет о прохождении практики, представить его на подпись руководителю практики, получить отзыв-характеристику на свою работу;
- сдать на кафедру государственного и муниципального управления отчет о практике (с отзывом-характеристикой), программу практики.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
производственно-технологической практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности проводится в соответствии с графиком учебного процесса непосредственно в организации (структурном подразделении).
По результатам прохождения практики студент должен отразить в основной части отчета следующие пункты:
1. Общая структура организации (структурного подразделения):
- название, организационно-правовая форма;
- организационная структура организации (структурного подразделения);
- цель и основные направления деятельности.
2. Структура процесса управления в организации (в структурном подразделении):
- субъект и объект управления;
- структура системы управления (уровни и звенья управления), вертикальные и горизонтальные связи;
- место подразделения в общей структуре.
3. Основные сведения о нормативной базе организации, регламентирующей деятельность организации (структурного подразделения):
- перечень документов, регламентирующих деятельность организации (структурного подразделения).
4. Анализ процесса управления в организации (структурном подразделении):
- анализ системы планирования деятельности;
- анализ процесса организации и координации деятельности;
- анализ кадрового потенциала;
- анализ организации системы контроля.
5. Анализ процесса коммуникации:
- описать области и модели коммуникационного взаимодействия в организации между руководителями и подчиненными;
- охарактеризовать элементы и этапы коммуникационного взаимодействия в конкретной управленческой ситуации, полученные результаты изобразить в виде рисунка;
- определить, какие барьеры возникают в процессе коммуникации в организации;
- оценить уровень информационного обмена в организации, и если он недостаточно высок, то выявить причины неэффективности коммуникации в организации;
- проанализировать эффективность обратной связи в организации и способы ее осуществления.
7. Анализ всех направлений деятельности организации (структурного подразделения) – места практики как минимум за 3-5 лет.
Все данные в абсолютных и относительных показателях должны быть представлены в виде таблиц и соответствующих им графиков, гистограмм или диаграмм с выводами о тенденциях, выявляемых при анализе данных.
8. Формулировка основных проблем на основе проведенного анализа и предложений по совершенствованию деятельности организации (структурного подразделения) – места практики.
В отчет не следует включать характеристику теоретических вопросов из учебной литературы и конспектов лекций.
4.1 компетенции, формируемые при прохождении практики
В процессе производственно-технологической практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по направлению подготовки 38.03.04.Государственное и муниципальное управление» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:
- организационно-регулирующая деятельность:
ПК-18 - способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять служебные (трудовые) обязанности;
ПК-20- способностью свободно ориентироваться в правовой системе России и правильно применять нормы права;
- исполнительно-распорядительная деятельность:
ПК-25 -умением организовывать контроль исполнения, проводить оценку качества управленческих решений и осуществление административных процессов;
ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
Отчет по практике должен содержать следующие материалы:
1. Титульный лист (Приложение 1);
2. Характеристика - отзыв руководителя практики от организации (Приложение 2);
3. Содержание (перечень приведенных в отчете разделов, тем, номера страниц);
4. Введение (определение объекта и предмета исследования, краткая характеристика организации (структурного подразделения) ее общей структуры, структуры процесса управления, характера деятельности и задач, стоящих перед организацией (структурным подразделением));
5. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность объекта исследования;
6. Основная часть (данные проведенного анализа процесса управления и процесса коммуникаций в организации (структурном подразделении); анализ динамики основных показателей исследуемого объекта за последние 3-5 лет в соответствии с предметом исследования;, формулирование проблем). Основная часть должна быть представлена в виде:
- таблиц показателей,
- анализа показателей таблиц с выводами, представленными в виде диаграмм и графиков.
7. Заключение (выводы и предложения студента-практиканта по совершенствованию управленческой и основной деятельности объекта исследования и его развитию);
8. Список использованной учебно-методической литературы, в т.ч. нормативные акты, стандарты организации (места практики), методические указания и т.д.
9. Приложения (формы, бланки, схемы, графики, копии документов).
Отчет по практике пишется на одной стороне листа бумаги. Объем отчета 35-40 страниц. Приложения - в конце отчета. Отчет сдается на кафедру государственного и муниципального управления (студенту не возвращается).