Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»

(ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»)

У Т В Е Р Ж Д А Ю

И.о.ректора

_____________В.П. Грахов

_____________________2017 г.

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

(технологическая)

Направление: 20.03.01 «Техносферная безопасность»

Профили: Безопасность технологических процессов и производств

Защита в чрезвычайных ситуациях

Инженерная защита окружающей среды

форма обучения: очная

семестр: 4

недель: 3,5

Общая трудоемкость практики составляет: 5 зачетных единиц

Ижевск

Кафедра Техносферная безопасность

Составители:

Лисина Е.Б., к.т.н., доцент кафедры «Техносферная безопасность»;

Селюнина Н.В., старший преподаватель кафедры «Техносферная безопасность»

Ложкина О.Н., старший преподаватель кафедры «Техносферная безопасность»

Программа практики составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и утверждена на заседании кафедры

Протокол от 05 мая 2017г. № 8

Заведующий кафедрой ТБ

д.т.н., профессор _______________ Б.В. Севастьянов

«___»________________20__г.

СОГЛАСОВАНО

Председатель учебно-методической комиссии

по направлению

20.03.01 «Техносферная безопасность» ___________ Б.В.Севастьянов

«___»________________20__г.

Количество часов программы практики соответствует количеству часов рабочего учебного плана направления 20.03.01 «Техносферная безопасность»

Начальник учебно-инженерного отдела ______________ Н.В.Гайдай

«___»________________20__г.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности является обязательным элементом учебного процесса подготовки бакалавров по направлению 20.03.01 «Техносферная безопасность».

Технологическая практика является составной частью программы подготовки студентов. Основным содержанием практики является выполнение практических учебных, творческих заданий, соответствующих характеру будущей профессиональной деятельности обучающихся.

Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности проводится после завершения теоретического обучения и является неотъемлемой частью учебного процесса, направленной на более широкое практическое ознакомление с выбранным направлением.

Кроме того, практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности является практической основой в процессе перехода от изучения студентами общенаучных и общеинженерных дисциплин к изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин. Она направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций и представляет собой вид учебных занятий, которые непосредственно ориентированы на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Целью производственной практики является:

- закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения и овладение инструментальными и экспериментальными методами изучения техносферы, а также приобретение практических исследовательских умений, навыков и компетенций в сфере техносферной безопасности.

Задачи производственной практики:

- закрепление и углубление знаний по основным технологическим процессам машиностроения, оборудованию, оснастке, средствам контроля и испытаний, вопросам экономики, организации производства, охраны труда, пожарной безопасности и окружающей среды;

- закрепление знаний и навыков, полученных при теоретическом обучении;

- анализ производственной безопасности на объекте (цехе, участке) с выявлением несоответствия нормам по технологическому разделу;

- приобретение практических навыков в разработке технологической документации;

- изучение технологических процессов контроля деталей и приобретение навыков работы с контрольно-измерительными приборами;

- изучение и идентификация вредных и опасных факторов производственной среды на конкретных рабочих местах;

- изучение средств индивидуальной и коллективной защиты работающих от воздействия вредных и опасных факторов производственной среды;

- ознакомление с материалами, оборудованием, приборами, установками обеспечивающими безопасность жизнедеятельности в производственной среде и в окружающей природной среде;

- ознакомление с техническим обеспечением систем экологической и производственной безопасности на промышленных объектах и объектах жилищно-коммунального хозяйства;

- приобретение первых производственных навыков по эксплуатации систем и установок;

- накопление материалов для выполнения заданий в процессе дальнейшего обучения.

Данные задачи производственной практики соотносятся со следующими видами и задачами профессиональной деятельности, определяемыми ФГОС ВО по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность»:

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу академического бакалавриата:

сервисно-эксплуатационная;

организационно-управленческая;

экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская;

Научно-исследовательская.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Формой проведения производственной практики является сбор информации и предоставление отчета по итогам прохождения практики.

МЕСТО И ВРЕМЯ ПРАКТИКИ

Перечень предприятий, с которыми заключены договоры на проведение практик

№ п\п Предприятие/ организация Реквизиты и сроки действия договоров
ООО «Спутник» им.Е.М. Исаенко договор № 203 от 16.04.2014 г. сроком на 5 лет.
ФГУП «Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства» договор № 202 от 16.04.2014 г. сроком на 5 лет.
Автономная некоммерческая организация «Учебно-консультационный Центр Ижица» договор № 208 от 16.04.2015 г. сроком на 5 лет.
МБУ «Поисково – спасательная служба города Ижевск» договор № 189 от 23.03.2015 г. сроком на 5 лет.

Время проведения практики: 4 семестр.

Способы проведения производственной практики: стационарная; выездная.

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

В результате прохождения данной практики студент должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

– владением компетенциями гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободы и ответственности) (ОК-3);

владением компетенциями самосовершенствования (сознание необходимости, потребность и способность учиться) (ОК-4);

владением компетенциями социального взаимодействия: способностью использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовностью к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умением погашать конфликты, способностью к социальной адаптации, коммуникативностью, толерантностью (ОК-5);

способностью организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовностью к использованию инновационных идей (ОК-6);

владением культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности (ОК-7);

способностью работать самостоятельно (ОК-8);

способностью принимать решения в пределах своих полномочий (ОК-9);

способностью к познавательной деятельности (ОК-10);

способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций (ОК-11);

способностью использования основных программных средств, умением пользоваться глобальными информационными ресурсами, владением современными средствами телекоммуникаций, способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

способностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности (ОК-14);

готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).

Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

способностью учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности (ОПК-1);

способностью ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности (ОПК-3);

способностью пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и окружающей среды (ОПК-4);

готовностью к выполнению профессиональных функций при работе в коллективе (ОПК-5).

Студент, должен обладать профессиональными компетенциями,соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

проектно-конструкторская деятельность:

способностью принимать участие в инженерных разработках среднего уровня сложности в составе коллектива (ПК-1);

способностью оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники (ПК-3);

способностью использовать методы расчетов элементов технологического оборудования по критериям работоспособности и надежности (ПК-4);

сервисно-эксплуатационная деятельность:

способностью принимать участие в установке (монтаже), эксплуатации средств защиты (ПК-6);

способностью выполнять работы по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (ПК-8);

организационно-управленческая деятельность:

готовностью использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики (ПК-9);

способностью использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях (ПК-10);

способностью организовывать, планировать и реализовывать работу исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды (ПК-11);

способностью применять действующие нормативные правовые акты для решения задач обеспечения безопасности объектов защиты (ПК-12);

экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская деятельность:

способностью определять нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека и окружающую среду (ПК-14);

способностью проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации (ПК-15);

способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов (ПК-16);

способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска (ПК-17);

готовностью осуществлять проверки безопасного состояния объектов различного назначения, участвовать в экспертизах их безопасности, регламентированных действующим законодательством Российской Федерации

(ПК-18);

научно-исследовательская деятельность:

способностью ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности (ПК-19);

способностью принимать участие в научно-исследовательских разработках по профилю подготовки: систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные (ПК-20);

способностью решать задачи профессиональной деятельности в составе научно-исследовательского коллектива (ПК-21);

способностью применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных (ПК-23).

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Общая трудоемкость производственной практики составляет 5 зачетных единиц, 3,5 недели.

№ п/п Разделы (этапы) практики Продолжительность недель
Изучение документации по интересующим вопроамы
Сбор необходимого теоретического и практического материала 1,5
Выполнение исследований
Составление отчета 1,5
  Итого

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ПРАКТИКЕ

В период практики студенты самостоятельно выполняют следующие виды работ:

– Изучение документации по интересующей тематике

– Сбор необходимого теоретического и практического материала

– Выполнение научных исследований

– Составление отчета

Получив очередное задание, не стесняйтесь обратиться за дополнительными разъяснениями!

Для проведения практики вузом разрабатываются:

· методические рекомендации по проведению работ,

· формы для заполнения отчетной документации по практике (план прохождения практики, отзыв руководителя от предприятия, дневник практики и т.п.)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ

а) основная литература:

1. Управление безопасностью труда : учеб. пособие для студ. вузов напр. подг. «Техносферная безопасность», а также специалистов служб охраны труда промышленных предприятий, организаций малого и среднего предпринимательства : в 2 ч. / Б. В. Севастьянов, Е. Б. Лисина, Р. О. Шадрин, И. Г. Тюрикова, М. А. Синцов ; под общ. ред. проф. Б. В. Севастьянова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ижевск : Изд-во ИжГТУ, 2013. – 464 с.

2. Управление безопасностью труда : учеб. пособие для студ. вузов напр. подг. «Техносферная безопасность», а также специалистов служб охраны труда промышленных предприятий, организаций малого и среднего предпринимательства : в 2 ч. / Б. В. Севастьянов, Е. Б. Лисина, Р. О. Шадрин [и др.] ; под общ. ред. проф. Б. В. Севастьянова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ижевск : Изд-во ИжГТУ, 2013. – 548 с.

3. Экономика безопасности труда. Учебное пособие Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2009

4. Глебова Е.В. Производственная санитария и гигиена труда. – М.: Высшая школа, 2013 – 382с.

5. 6.​ Инструкция по составлению, оформлению и согласованию программ практик по основным образовательным программам высшего профессионального образования. Утв. ректором ИжГТУ 6.02.2013 г.

б) дополнительная литература:

1. Грачев Н.Н., Мырова Л.О. Защита человека от опасных излучений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 – 317с.

в) программное обеспечение:

Рекомендуется руководителем

г) Интернет-ресурсы:

Справочно-информационные системы:

- «Гарант» http://www.garant.ru

- «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru

Информационный продукт «Техэксперт: Охрана труда»

- IPRbooks www.iprbookshop.ru

- Электронно-библиотечный справочник «Лань» www.e.lanook

Центральные периодические журналы:

- «Безопасность жизнедеятельности» http://novtex.ru/bjd/intex.htm

- «Охрана труда и социальное страхование» http://www.otiss.ru/work.html

- «Гигиена и санитария» http://www/medit.ru/

Портал «Охрана труда» http://www.ohranatruda.ru/index.php

Портал «Безопасность. Образование. Человек» http://www.bezopasnost.edu66.ru/

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»

(ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»)

ДНЕВНИК СТУДЕНТА

ПУТЕВКА

Характер практики

В город ______________________

Место практики (наименование предприятия (организации) полностью!) _____________________________________________________________________

название предприятия

Срок практики ____________________________________________

Руководитель практики от университета:

Заведующий кафедрой ТБ

____________ Б.В. Севастьянов

Руководитель практики от предприятия ____________________

_____________________________________________________________________________

Прибыл на место практики (дата) ___________________

Подпись_____________________________

Назначен и приступил к работе (место, должность) (дата) (инструктаж !)

_______________________________________________________________________

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

результатов прохождения производственной практики по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность, профиль: Безопасность технологических процессов и производств (Защита в чрезвычайных ситуациях, Инженерная защита окружающей среды)

Студент ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т.Калашникова» ________________________

Оценочный материал

№№ ОБЩАЯ ОЦЕНКА (отмечается руководителем практики от предприятия (организации) знаком * в соответствующих позициях графы «оценка») ОЦЕНКА
       
Уровень подготовленности студента к прохождению практики        
Умение правильно определять и эффективно решать основные задачи        
Степень самостоятельности при выполнении задания по практике        
Инициативность        
Оценка трудовой дисциплины        
Оценка уровня выполнения индивидуальных заданий        
  по ФГОС ВО СФОРМИРОВАННЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРАКТИКИ КОМПЕТЕНЦИИ отмечаются руководителем практики от института знаком * в соответствующих позициях графы «оценка»)        
ОК-6 способностью организовать свою работу ради достижения поставленных целей и готовностью к использованию инновационных идей        
ОК-8 способностью работать самостоятельно        
ОК-9 способностью принимать решения в пределах своих полномочий        
ОК-10 способностью к познавательной деятельности        
ОПК-1 способностью учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности        
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА (определяется средним значением оценок по всем пунктам)        

Замечания и пожелания

_____________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель практики от организации _________________ _________

(число и подпись) (расшифровка подписи)

Замечания и пожелания

_____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель практики от университета _________________ _________

(число и подпись) (расшифровка подписи)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»

(ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»)

У Т В Е Р Ж Д А Ю

И.о.ректора

_____________В.П. Грахов

_____________________2017 г.

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

(технологическая)

Направление: 20.03.01 «Техносферная безопасность»

Профили: Безопасность технологических процессов и производств

Наши рекомендации