Виды графиков движения поездов
Железнодорожная сеть России характеризуется различными размерами движения, числом главных путей, соотношением скоростей грузовых и пассажирских поездов, разностью размеров движения по направлениям и т.д. В связи с этим, различны и сами графики движения, которые классифицируются по нескольким признакам:
1.В зависимости от числа главных путей на перегонах железнодорожного участка:
· однопутные или двусторонние – главные путь на перегонах используется для движения поездов в оба направления попеременно; скрещение и обгон поездов осуществляется на раздельных пунктах (рис. 8.2);
· двухпутные или односторонние – каждый главный путь на перегонах специализирован для движения поездов только в одном направлении (рис. 8.3).
Рис. 8.2. Однопутный параллельный график
Рис. 8.3. Двухпутный параллельный график
2.В зависимости от соотношения скоростей движения поездов различных категорий:
· параллельные – все поезда одного и того же направления имеют одинаковую ходовую скорость (рис. 8.2 и 8.3);
· непараллельные – поезда одного и того же направления имеют разную ходовую скорость в зависимости от их категории (рис. 8.4).
Рис. 8.4. Однопутный непараллельный график
3.В зависимости от соотношения количества поездов в каждом направлении на:
· парные – с одинаковым количеством поездов в обоих направлениях;
· непарные– с разным количеством поездов в каждом из направлений.
4.В зависимости от порядка следования поездов одного направления:
· пакетные – применяются при автоблокировке. В этом случае поезда разграничиваются блок-участками, и на перегоне одновременно могут находиться сразу несколько поездов (рис. 8.5а).
· частично пакетные – применяются при автоблокировке; в этом случае одни поезда следуют в пакете, другие – отдельно (рис. 8.5б).
· пачечные – применяются при полуавтоблокировке. В этом случае поезда разграничиваются межстанционными перегонами, и на одном перегоне может находиться только один поезд (рис. 8.5в).
а) | б) | |||
в) | ||||
Рис. 8.5. График движения поездов:
а – пакетный; б – частично пакетный; в - пачечный
Элементы графика движения поездов
Для составления графика должны быть определены его основные элементы:
· перегонное время хода поезда,
· продолжительность стоянки поездов на станциях,
· станционные интервалы и интервалы между поездами в пакете.
· Прибытие поезда – на графике соответствует моменту его полной остановки в пределах станционного пути.
· Отправление поезда – на графике соответствует моменту начала движения поезда (появление на регистиррующем устройстве локомотива скорости 1 и более км/ч).
· Проследование поезда – на графике соответсвует моменту пересечения первой колесной парой головного локомотива изолирующего стыка первого по ходу за осью станции светофора, располагающегося на пути проследования поезда.
Перегонное время хода
Перегонное время хода поезда – время в минутах, затрачиваемое поездом на прохождение расстояния между осями соседних раздельных пунктов или осями их приемо-отправочных парков, если они не совпадают с осью станции. Устанавливается тяговыми расчетами.
Перегонные времена хода рассчитываются отдельно для:
· всех категорий грузовых и пассажирских поездов;
· каждой весовой нормы состава в пределах каждой категории поездов;
· каждой серии локомотивов (моторвагонных секций) пассажирских и пригородных поездов, постоянная эксплуатация которых в пассажирском или грузовом движении предусмотрена на данном участке железной дороги.
В работе скорость грузового поезда составляет 1км/мин, таким образом, для варианта 1 время хода грузового поезда по перегонам равно: А-а: 20 мин, а-б: 17 мин, б-в: 16 мин и т.д. Время хода скорого поезда составляет 70% от времени хода грузового, т.е.
§ tА-а =20х0,7=14 мин;
§ tа-б =17х0,7=12 мин и т.д.
Время ходя электрички по перегону составляет 80% от времени хода грузового поезда:
§ tА-а =20х0,8=16 мин;
§ tа-б = 17х0,8=14 мин и т.д.
При составлении графика движения поездов к чистому времени хода в необходимых случаях добавляется время на разгон:
§ грузовых поездов при тепловозной тяге – 2 мин;
§ грузовых поездов при электрической тяге – 1 мин;
§ пассажирских поездов при электрической и тепловозной тяге – 1 мин.
Время на замедление грузовых и пассажирских поездов при всех видах тяги принимается 1 мин.