Структура органов госстатистики

Структура госстатистики построена в соответствии с административно-территориальным делением: Она имеет три уровня: федеральный, региональный и районный. На федеральном уровне руководство осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат РФ). Он обеспечивает информацией Правительство, федеральные органы исполнительной власти, общественность и международные организации. Госкомстат руководит работой 89 региональных комитетов по статистике.

В состав региональных комитетов входят около 2200 районных (городских) управлений (отделений). Они являются первичными организациями государственной статистики. Районные органы статистики оказывают помощь предприятиям в организации учёта и отчётности. Госкомстат Российской Федерации, региональные комитеты, районный отделы и подчинённые им предприятия составляют единую систему Госкомстата РФ.

Госкомстат состоит из управлений и главного межрегионального ВЦ. Управления:

1) Статистики и организации наблюдений.

2) Национальных отчётов.

3) Статистики предприятий.

4) Сводной информации.

5) Статистики цен и финансов.

6) Статистики уровня жизни и обследования населения.

7) Статистики труда.

8) Статистики населения и демографического обследования.

9) Статистики услуг, транспорта и связи.

10) Статистики основных фондов и строительства.

11) Статистики внутренней и внешней торговли.

12) Статистики окружающей среды и сельского хозяйства.

13) Статистики зарубежных стран и международного сотрудничества.

Функции отраслевых управлений

1. Разработка методологических материалов. Она производится на основе анализа информационных потребностей органов управления и других пользователей статистической информации.

2. Анализ статистических материалов. Аналитическая работа состоит в подготовке аналитических записок, бюллетеней, экспресс информации, пресс выпусков, прогнозов для руководящих органов по всем отраслям экономики.

Функции ВЦ Госкомстата РФ

Сбор, обработка и выдача сводной статистической отчётности отраслевым управлениям. Обработка информации осуществляется двумя группами: в первой – собирают первичную и выпускают сводную отчётность (отделы информационного обеспечения); во второй осуществляют автоматизированную обработку информации (отделы подготовки и передачи данных, эксплуатации технических средств).

Структура, задачи и функции региональных комитетов статистики схожи со структурой центрального аппарата Госкомстата РФ. Районные управления (городские отделы) располагают развитой информационно-вычислительной сетью (примерно 2300 установок различного уровня). На федеральном уровне – это межрегиональный вычислительный центр, в рамках региональных комитетов статистики – производственно-технологические отделы; на районном (городском) уровне – вычислительные подразделения.

Организационная структура информационно-вычислительной сети Госкомстата РФ состоит из 3-х групп подразделений:

1. Отделы информационного обеспечения различных отраслей статистики. В них занимаются подготовкой первичных отчётов для обработки на ПЭВМ, организацией запросов к источникам информации при обнаружении отклонений, осуществляют размножение отчётов и передачу их потребителям.

2. Отделы автоматизированной обработки информации. В этих отделах осуществляется автоматизированный приём информации с нижестоящего уровня, техническое обслуживание вычислительной техники, размножение и окончательное оформление отчётов, перспективное и текущее планирование работ.

3. Функциональные отделы, которые осуществляют руководство административно-хозяйственной деятельностью ВЦ.

Организация решения регламентных задач

Регламентные задачи – это задачи обработки данных статистической отчётности. Каждая задача связана с формированием конкретной формы отчётности. Для решения этих задач используются информационные технологии, называемые комплексами электронной обработки данных (ЭОД).

Технология решения регламентных статистических задач на примере обработки почтовой отчётности:

1. Подготовка к работе с ЭОД. Загрузка на магнитный диск пакета программ и информационного фонда (каталоги, справочники, словари).

2. Подготовка первичной информации к обработке. Визуальный контроль и подготовка форм первичных отчётов.

3. Ввод и запись первичной информации. Данные вводятся в ПЭВМ, происходит корректировка введённой информации.

4. Обработка, контроль, корректировка и печать сводных отчётов. Происходит формирование на магнитном диске промежуточных числовых матриц, осуществляется предварительная печать сводных отчётов. Далее проводится контроль отчётов и при корректировке первичных данных осуществляется повторный счёт.

5. Подготовка сводных отчётов для передачи на вышестоящий уровень. Осуществляется на магнитный носитель передаваемых на вышестоящий уровень массивов в виде промежуточных итоговых числовых матриц или сводных отчётов, а также печать справки о получаемой информации.

6. Подготовка к объединению массивов со сводными отчётами с нижестоящего уровня. Для каждого из полученных магнитных носителе выдаются справочные сведения об информации, осуществляется контроль логической увязки отчётов.

7. Объединение массивов со сводными отчётами. Происходит предварительное накопление таблиц с носителей, расчёт и печать сводных отчётов.

8. Обработка и получение сводных отчётов.

9. Получение сводных отчётов для местных руководителей.

Наряду с применением ЭОД с программами, разработанными вручную, применяется ЭОД на базе прикладных программ. Наиболее широкое применение в Госкомстате РФ получил пакет «Форма», для автоматизации проектирования ЭОД. Проектирование ЭОД с использованием этого пакета сводится к формированию надстроечной информации двух типов: 1) справочников, привязанных к структуре отчётов; 2) каталогов и справочников не зависящих от этих структур. Диалог пользователя ППП «Форма» организован по принципу меню. ППП «Форма» состоит из следующих программ:

- ввод, корректировка и запись первичных отчётов (ВКЗ);

- корректировка первичных отчётов (КОР);

- формирование сводов (ФСВ);

- печать сводных отчётов (ПСВ).

В настоящее время при решении регламентных задач используются АРМ. Наиболее массовое распространение получило АРМ «Пермстат». Первичные отчёты представлены в виде электронных таблиц, а результатная информация в виде сводных аналитических материалов и графиков, которые можно вывести на печать, записать на магнитные носители, а также передать по каналам связи. Диалог пользователей в АРМ «Пермстат» организован по принципу меню, в которое входят следующие программы: настройка, классификаторы, отчёты, своды, редактирование, сервис, помощь. Применение «Пермстат» обуславливает повышение эффективности решения регламентных задач по обработке первичной отчётности. Применение системной технологии обеспечивает типизацию технологического процесса на региональном и районном уровне.

Решение задач информационного обслуживания

Задачи информационного обслуживания предусматривают формирование по запросам пользователя необходимых статистических данных для оперативного составления докладов, аналитических записок не регламентируемых по содержанию. Для решения задач информационного обслуживания в Госкомстате используют новые информационные технологии – автоматизированные регистры (АР) и автоматизированные банки данных (АБД).

Под АР понимают комплекс программно-технических средств для решения статистических задач, которые позволяют хранить и обрабатывать информацию, организованных в виде отдельных массивов по каждому объекту. Разрабатываются АР промышленных предприятий, сельскохозяйственных предприятий, научно-исследовательских и конструкторских организаций. Данные регистров промышленных предприятий позволяют анализировать деятельность промышленных предприятий, а также выдавать сведения в виде таблиц. Исходным документом для ведения локальной информационной базы регистра промышленных предприятий (РПП) является карточка основных показателей предприятия. В неё входят около 90 показателей, объединённых в следующие группы:

- основные фонды;

- труд;

- себестоимость продукции;

- энергетическая мощность;

- капитальные вложения;

- внедрение новой техники.

Под АБД понимают комплекс программно-технических средств, предназначенный для накопления, хранения, поиска, обработки и выдачи данных. АБД позволяют вести интегрированную обработку данных в виде взаимосвязанных массивов (по отраслям статистики). В системе Госкомстата используются АБД двух видов: Банк данных показателей (БДП) и Банк данных документов (БДД). Эти программные документы имеют интерфейс совместимый с пакетами Lotus 1-2-3 и Excel.

БДП – используется для создания БД по различным отраслям статистики. Объект хранения БДП – является основание показателя, определяемое тремя компонентами: признаками показателя, объектами обследования и его разрезами, периодичностью отчётности по обследуемому объекту. БДП находится в промышленной эксплуатации на ВЦ Госкомстата РФ, специалистов Аппарата Президента РФ, Государственной Думы РФ, Министерства экономики РФ и других пользователей. С использованием программного комплекса БДП на федеральном уровне созданы следующие базы данных:

- многоотраслевая оперативная база статистических данных, содержащая 600 показателей, входящих в 28 разделов БД. В БД включены показатели срочной отчётности за 2 года;

- отраслевые БД (промышленность, Финансы, Торговля, Внешнеэкономические связи) используемые для выпуска сборников и аналитических справок;

- проблемно-ориентированные БД.

Базы данных в среде БДП и программное обеспечение (ПО) установлены на файл-сервер ЛВС Госкомстата РФ. Экономисты управлений Госкомстата РФ имею возможность работать с программным обеспечением БДП с рабочих станций ЛВС. Обслуживание внешних пользователей осуществляется в удалённом режиме с использованием средств электронной почты статистики (ЭПС). С применением программного комплекса БДП на региональном уровне созданы следующие базы данных: промышленность, капитальное строительство, транспорт, торговля, финансы и цены, труд и занятость, социальное развитие и уровень жизни, внешнеэкономические связи, новые экономические структуры.

Программный комплекс БДП обеспечивает следующие функциональные возможности для пользователя:

- выполнение регламентных запросов;

- описание макетов выходных форм таблиц и получение данных по не регламентным запросам;

- изменение полученной таблицы посредством отбора и перестановки граф;

- описание и получение расчётных показателей;

- экспорт данных в формат электронных таблиц.

Защита баз данных от несанкционированного доступа обеспечивается за счёт установки соответствующих паролей и прав обращения к данным.

БДД – применяется для создания документографических БД, которые содержат информацию и табличные статистические материалы. БДД предназначается для создания многоуровневой распределённой системы «Статистика России», которая разрабатывается Госкомстатом России и его территориальными органами. Информация представленная в БДД, имеет полнотекстовую, табличную, графическую форму представления в виде документа (отдельного файла). Федеральный уровень БДД «Статистика Росси» содержит 18 основных рубрик (18 БД), и имеет многоуровневую систему рубрикаций, посредством которой архивируется следующая статистическая информация: оперативная (текущего года); годовая (итоги прошлого года); долговременная (в динамике). В настоящее время объём данных БДД на федеральном уровне составляет 50 Мб и постоянно наращивается. БДД имеет широкий сервисный набор телекоммуникационных средств (электронная почта и другие средства связи). БДД обеспечивает для пользователей следующие возможности:

- организация экономичной технологии создания и ведения баз данных на ПК;

- осуществление работы с пользователями по телефонным каналам и ЛВС;

- организация доступа к базам данных в режиме «on-line».

При работе с БДД поиск осуществляется на естественном языке, время реакции на запрос не превышает 1 сек, обеспечивается высокая степень сжатия хранимой информации.

Наши рекомендации