Что такое информационные ресурсы и информационные технологии?

Информационные ресурсы – это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство.

Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др. [42].

Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют.

Информационная технология — это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации.

Человечество занималось обработкой информации тысячи лет. Первые информационные технологии основывались на использо-вании счётов и письменности. Около пятидесяти лет назад началось исключительно быстрое развитие этих технологий, что в первую очередь связано с появлением компьютеров.

В настоящее время термин "информационная технология" употребляется в связи с использованием компьютеров для обработки информации. Информационные технологии охватывают всю вычислительную технику и технику связи и, отчасти, — бытовую электронику, телевидение и радиовещание.

Они находят применение в промышленности, торговле, управлении, банковской системе, образовании, здравоохранении, медицине и науке, транспорте и связи, сельском хозяйстве, системе социального обеспечения, служат подспорьем людям различных профессий и домохозяйкам.

Народы развитых стран осознают, что совершенствование информационных технологий представляетсамую важную, хотя дорогостоящую и трудную задачу.

В настоящее время создание крупномасштабных информационно-технологических систем является экономически возможным, и это обусловливает появление национальных исследовательских и образовательных программ, призванных стимулировать их разработку.

Что понимают под информатизацией общества?

Информатизация общества — организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов [53].

Цель информатизации — улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда.

Информатизация — это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьёзных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.

Вопросы для самоконтроля

1.1. Что означает термин "информатика" и каково его происхождение?

1.2. Какие области знаний и административно-хозяйственной деятельности официально закреплены за понятием "информатика" с 1978 года?

1.3. Какие сферы человеческой деятельности и в какой степени затрагивает информатика?

1.4. Назовите основные составные части информатики и основные направления её применения.

1.5. Что подразумевается под понятием "информация" в бытовом, естественно-научном и техническом смыслах?

1.6. Какие формы существования информации Вы можете назвать?

1.7. Приведите примеры знания фактов и знания правил. Назовите новые факты и новые правила, которые Вы узнали за сегодняшний день.

1.8. От кого (или чего) человек принимает информацию? Кому передает информацию?

1.9. В каких формах человек передаёт и принимает информацию?

1.10. Где и как человек хранит информацию?

1.11. Что необходимо добавить в систему "источник информации — приёмник информации", чтобы осуществлять передачу сообщений?

1.12. Какие типы действий выполняет человек с информацией?

1.13. Приведите примеры ситуаций, в которых информация

а) создаётся; д) копируется; и) передаётся;
б) обрабатывается; е) воспринимается; к) разрушается;
в) запоминается; ж) измеряется; л) ищется;
г) делится на части; з) принимается; м) упрощается.

1.14. Приведите примеры обработки информации человеком. Что является результатами этой обработки?

1.15. Приведите примеры информации:

· а) достоверной и недостоверной;

· б) полной и неполной;

· в) ценной и малоценной;

· г) своевременной и несвоевременной;

· д) понятной и непонятной;

· е) доступной и недоступной для усвоения;

· ж) краткой и пространной.

1.16. Назовите системы сбора и обработки информации в теле человека.

1.17. Приведите примеры технических устройств и систем, предназначенных для сбора и обработки информации.

1.18. От чего зависит информативность сообщения, принимаемого человеком?

1.19. Почему количество информации в сообщении удобнее оценивать не по степени увеличения знания об объекте, а по степени уменьшения неопределённости наших знаний о нём?

1.20. Как определяется единица измерения количества информации?

1.21. В каких случаях и по какой формуле можно вычислить количество информации, содержащейся в сообщении?

1.22. Почему в формуле Хартли за основание логарифма взято число 2?

1.23. При каком условии формула Шеннона переходит в формулу Хартли?

1.24. Что определяет термин "бит" в теории информации и в вычислительной технике?

1.25. Приведите примеры сообщений, информативность которых можно однозначно определить.

1.26. Приведите примеры сообщений, содержащих один (два, три) бит информации.

Упражнения

1.1. Запишите множество вариантов загорания двух светофоров, расположенных на соседних перекрёстках.
[ Ответ ]

1.2. Три человека, Иванов, Петров и Сидоров, образуют очередь. Запишите все возможные варианты образования этой очереди.
[ Ответ ]

1.3. Назовите все возможные комбинации из двух различных нот (всего нот семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си).
[ Ответ ]

1.4. Пусть голосуют 3 человека (голосование "да"/"нет"). Запишите все возможные исходы голосования.
[ Ответ ]

1.5. Предположим, что имеются 3 автомобильные дороги, идущие от Парижа до Тулузы, и 4 — от Тулузы до Мадрида. Сколькими способами можно выбрать дорогу от Парижа в Мадрид через Тулузу? Попытайтесь найти систематический метод для последовательного нахождения решения так, чтобы можно было составить список способов, не пропустив ни одного из них.
[ Ответ ]

1.6. Поезд находится на одном из восьми путей. Сколько бит информации содержит сообщение о том, где находится поезд?
[ Ответ ]

1.7. Сколько существует различных двоичных последовательностей из одного, двух, трех, четырёх, восьми символов?
[ Ответ ]

1.8. Каков информационный объём сообщения "Я помню чудное мгновенье" при условии, что один символ кодируется одним байтом и соседние слова разделены одним пробелом?
[ Ответ ]

1.9. Определите приблизительно информационный объём:

· а) этой страницы книги;

· б) всей книги;

· в) поздравительной открытки.

1.10. Сколько бит необходимо, чтобы закодировать оценки: "неудовлетворительно", "удовлетворительно", "хорошо" и "отлично"?
[ Ответ ]

1.11. Сколько различных символов, закодированных байтами, содержится в сообщении: 1101001100011100110100110001110001010111 ?
[ Ответ ]

1.12. Сколько байт памяти необходимо, чтобы закодировать изображение на экране компьютерного монитора, который может отображать 1280 точек по горизонтали и 1024 точек по вертикали при 256 цветах?
[ Ответ ]

1.13. Решите уравнение: 8x (бит) = 32 (Кбайт).
[ Ответ ]

1.14. Решите систему уравнений ж 2х+2 (бит) = 8y-5 (Кбайт), н и 22y-1 (Мбайт) = 16x-3 (бит).


[ Ответ ]

1.15. Определите правила формирования приведённых ниже последовательностей и вставьте пропущенные числа [49]:

а) 1, 3, 5, ..., 9; ж) 128, 64, 32, ..., 8; н) 15 (27) 42
б) 20, 15, ..., 5; з) 4, 9, 17, 35, ..., 139; 30 (...) 55;
в) 1, 2, 4, ..., 16; и) 1, 2, 2, 4, 8, ..., 256; о) 10 (50) 15
г) 1, 4, 9, ..., 25; к) 2, 3, 10, 15, ..., 35; 17 (...) 20;
д) 1, 8, 27, ..., 125; л) 1, 3, 3, 9, ..., 6561; п) 143 (56) 255
е) 1, 2, 6, ..., 120; м) к, о, ж, з, г, ..., ф; 218 (...) 114.


[ Ответ ]

Наши рекомендации