У: Сегодня идет дождь. Это хорошо. Почему?

Д: Потому что быстрее вырастут грибы.

У: То, что грибы быстро вырастут, плохо, почему?

Д: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми.

У: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему?

Д: Это хорошо для червячков, они смогут вырастить больше потомства... и т. д.


Пример 2.

Сюжет «магазин». В магазине Мальвина продает книжку. Покупатель – Буратино. Одна группа играет за Буратино, другая – за Мальвину.

Д (Буратино): («сбивают цену», ругая товар): тетрадки слишком толстые, они не влезут в мой портфель.

Д (Мальвина): (защищают товар): зато в них поместится больше полезных записей.

Д (Буратино): Бумага непрочная, они легко продырявятся моим носом.

Д (Мальвина): Это специальная бумага, она помогает учиться аккуратному письму...

И т.д.

Пример 3. Игра «суд». Класс делится на три команды: адвокаты, прокуроры, судьи.

У: Объявляем суд над портфелем. Прокуроры, ваше обвинение.

Д (прокуроры): Портфель тяжелый, его трудно носить с собой – это плохо.

Д (адвокаты): Он тяжелый, потому что в нем все учебники, которые в школе нужны – это хорошо.

У: Судьи, как сделать, чтобы в портфеле были все учебники – и его можно было легко носить с собой.

Д (судьи): сделать портфель на колесиках. и т. Д

Сетевая площадка: МОУ СОШ № 4 с. Монастырище.

Источник: Е.В.Андреева, С.В.Лелюх, Т.А.Сидорчук, Н.А.Яковлева. Творческие задания Золотого ключика. / http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htm

Приём 27

Название: Приём "" “Составь меню для Робина-Бобина-Барабека”""

Описание: прием для учащихся начальных классов, ценнен тем, что связан с процессом познания, догадкой, поиском, игрой ума. Дети отлично знают персонаж произведения С. Маршака Робина-Бобина, который “скушал 40 человек и корову, и быка, и кривого мясника”. Начинается игра со слов: Изменился человек, Робин-Бобин-Барабек.

Ведь представьте-ка вы сами: Ест он фрукты с овощами. 10 килограммов он Вносит за день в рацион. Что ж при этом он съедает? Кто ж из вас скорей узнает?

Пример. на плакате изображены фрукты и овощи.под каждым рисунком пример на сложение и вычитание.Задача детей: решить примеры так, чтоб сумма ответов составила определенное число. Например,сегодня меню для Робин-Бобин-Барабека составит 15 баллов.

Сетевая площадка: МОУСОШ №7 "ЭДЕЛЬВЕЙС" Приморского края.

Источник: Портал «Ресурсы образования" [12]

Приём 28

Название: Приём "Вершина".

Описание: приём актуализации субъективного опыта. На доске или у каждого в тетради нарисована скала с извилистой горной дорогой, ведущей от глубокой пропасти («плохой человек») к вершине («идеальный человек»). Точкой нужно отметить то место горы, на которой находится герой рассматриваемого произведения. Можно расположить на скале целую систему персонажей романа.

Пример. Урок литературы. Л.Н. Толстой «Война и мир» или произведения Достоевского. Если позволяет эмоциональный настрой класса и психологические особенности детей этого класса, можно попросить отметить свое положение на скале относительно героя.


Сетевая площадка: МОУ СОШ № 3 г.о.Спасск-Дальний Приморского края.

Источник: Методы и приемы актуализации субъектного опыта учащихся на уроках литературы. Панова Т.С. Российский общественный портал.[13]Российский общественный портал."

Приём 29

Название: Приём "Ромб ассоциаций".

Описание: приём актуализации субъективного опыта. Применяется при анализе стихотворения, текста, эпизода на основе ассоциаций Посередине страницы чертится ромб, внутри которого записывается тема текста или эпизода. Слева – фразы, слова, словосочетания из текста, справа – чувства, образы, ассоциации, возникшие при чтении этих слов и пропущенные через призму темы.

Пример. Урок литературы. Этот прием удобно применять при подготовке к ЕГЭ заданию части С для выявления собственной позиции по проблеме.

Сетевая площадка: МОУ СОШ № 3 г.о.Спасск-Дальний Приморского края.

Источник: Методы и приемы актуализации субъектного опыта учащихся на уроках литературы. Панова Т.С. Российский общественный портал.[14]Российский общественный портал."

Приём 30

Название: Приём "Рецепт приготовления героя (произведения, тропа, фигуры речи и т.д.)".

Описание: приём актуализации субъективного опыта.Составляется список ингредиентов. Ими могут стать, например, черты портретной характеристики, черты характера героя и т.д. Затем пишется способ приготовления.

Пример. Урок литературы. Например, для героя романа И. А. Гончарова «Обломов» Ильи Ильича Обломова способ приготовления может включать в себя следующие действия: одеть в старый замаслены халат, положить на старый диван и т.д. Можно написать рецепт приготовления самого себя, если это вписывается в замысел урока.

Сетевая площадка: МОУ СОШ № 3 г.о.Спасск-Дальний Приморского края.

Источник: Методы и приемы актуализации субъектного опыта учащихся на уроках литературы. Панова Т.С. Российский общественный портал.[15]Российский общественный портал."

Приём 31

Название: Приём "Скульптура чувств.".

Описание: приём актуализации субъективного опыта.Построить живую скульптуру на заданную тему.

Пример. Cкульптуру чувства собственного достоинства. Можно разделить класс на группы и сравнить скульптуры человека с чувством собственного достоинства и без него, а затем поделиться впечатлениями.

Сетевая площадка: МОУ СОШ № 3 г.о.Спасск-Дальний Приморского края.

Источник: Методы и приемы актуализации субъектного опыта учащихся на уроках литературы. Панова Т.С. Российский общественный портал.[16]Российский общественный портал."

Приём 32

Название: Приём "Телеграмма.".

Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

'Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

Сетевая площадка: МОУ СОШ № 3 г.о.Спасск-Дальний Приморского края.

Источник: Методы и приемы актуализации субъектного опыта учащихся на уроках литературы. Панова Т.С. Российский общественный портал.[17]Российский общественный портал."

Приём 33

Название: Приём "Письменное высказывание.".

Описание: Для актуализации субъектного опыта письменное высказывание должно быть обращено к внутреннему миру личности ученика.

'Пример. Урок литературы. После изучения сведений о жизни и творчестве писателя можно предложить следующие мини-сочинения: Каким я представляю себе писателя? Каких качеств личности писателя мне не хватает и почему? Какие качества личности писателя я хотел бы видеть у себя и почему? Хорошо дополнить такую работу высказываниями о писателе его современников или критиков. Анализируя высказывания и вспоминания услышанное на уроке, при написании работы ученики невольно обращаются к своему личному опыту, т.к. это предполагает сама формулировка вопроса.

Сетевая площадка: МОУ СОШ № 3 г.о.Спасск-Дальний Приморского края.

Источник: Методы и приемы актуализации субъектного опыта учащихся на уроках литературы. Панова Т.С. Российский общественный портал.[18]Российский общественный портал."

Приём 34

Название: Приём "Искусанного кусают все.".

Описание: Для актуализации субъектного опыта. По каждому ряду пустить мягкую игрушку (дети обычно очень трепетно относятся к мягким игрушкам, даже в старших классах) и попросить каждому ущипнуть ее как можно сильнее. Затем идет обсуждение того, как каждый чувствовал себя в роли кусающего? А как, по-вашему, чувствует себя жертва?

'Пример. Урок литературы по изучению рассказа Железнякова «Чучело» (комплекс «Вокруг тебя – Мир…»).

Сетевая площадка: МОУ СОШ № 3 г.о.Спасск-Дальний Приморского края.

Источник: Методы и приемы актуализации субъектного опыта учащихся на уроках литературы. Панова Т.С. Российский общественный портал.[19]Российский общественный портал."

Приём 35

Название: Приём "Встреча с героем.".

Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы.

'Пример. Представьте, что вам предстоит встретиться с героем изучаемого произведения. У вас всего два вопроса, чтобы что-то узнать про него, про вас самих. Что вы спросите? Что, как вы думаете, что ответит герой?

Сетевая площадка: МОУ СОШ № 3 г.о.Спасск-Дальний Приморского края.

Источник: Методы и приемы актуализации субъектного опыта учащихся на уроках литературы. Панова Т.С. Российский общественный портал.[20]Российский общественный портал."

Приём 36

Название: Приём "Шкатулка.".

Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы. Учитель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё что-то абстрактное, качества характера, пожелания и т.д.

'Пример. Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем. А что бы ты положил в данной ситуации для себя?

Сетевая площадка: МОУ СОШ № 3 г.о.Спасск-Дальний Приморского края.

Источник: Методы и приемы актуализации субъектного опыта учащихся на уроках литературы. Панова Т.С. Российский общественный портал.[21]Российский общественный портал."

Приём 37

Название: Приём "Шкатулка.".

Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы. Учитель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё что-то абстрактное, качества характера, пожелания и т.д.

'Пример. Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем. А что бы ты положил в данной ситуации для себя?

Сетевая площадка: МОУ СОШ № 3 г.о.Спасск-Дальний Приморского края.

Источник: Методы и приемы актуализации субъектного опыта учащихся на уроках литературы. Панова Т.С. Российский общественный портал.[22]Российский общественный портал."

Приём 38

Название: Приём "Описание с закрытыми глазами.".

Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы. Учитель предлагает следующую инструкцию : закройте глаза и представьте свою комнату. Какие предметы вы видите в ней? Какого они цвета? Что находится на столе? Почему именно так, а не иначе ты расположил вещи на полке? Можно ли что-то убрать? Важно ли для тебя то, что находится в твоей комнате? и т.д. Затем провести аналогии с художественным произведением

'Пример.Часто мы пытаемся обратить внимание детей на какую-то художественную деталь текста, чтобы вывести на понимание характера героя или символичного авторского знака. Чтобы ученикам было понятнее, зачем, например, обращать внимание на предметы в комнате Евгения Онегина или почему у гоголевской Коробочки обои «в куриную лапочку.

Сетевая площадка: МОУ СОШ № 3 г.о.Спасск-Дальний Приморского края.

Источник: Методы и приемы актуализации субъектного опыта учащихся на уроках литературы. Панова Т.С. Российский общественный портал.[23]Российский общественный портал."

Приём 39

Название: Приём "Мое личное место.".

Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы. Учитель предлагает ученику занять место, которое ему нравится, может быть, ближе к кому-то, или, наоборот, подальше. Если ренок вдруг понял, что место чем-то его не устраивает, разрешается перейти на другое. Когда ученик нашёл «свое» место, можно провести аналогию с жизнью и с изучаемым произведением («Твое место там, где ты сейчас находишься. Почувствуй «почву» под ногами. Точно так же в поисках своего места человек идет по жизни и т.д.)

'Пример. Данный прием можно использовать при изучении произведений, где главный герой мечется в поисках смысла жизни, своего места в этой жизни.

Сетевая площадка: МОУ СОШ № 3 г.о.Спасск-Дальний Приморского края.

Источник: Методы и приемы актуализации субъектного опыта учащихся на уроках литературы. Панова Т.С. Российский общественный портал.[24]Российский общественный портал."

Приём 40

Название: Приём "Предмет как проблема.".

Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы.Учитель предлагает представить проблему произведения, урока в виде обычного предмета и предложить варианты решения: отставить в сторону, перешагнуть, выбросить, не обращать внимания и т.д. А есть ли возможность выхода из ситуации у нашего героя? На первом уроке, не объявляя тему, перед изучением произведения задать прямой вопрос, касающийся проблемы урока, поставив учеников на место героя: Как бы вы поступили в такой ситуации? Давайте посмотрим, какой выход нашли герои произведения…

'Пример. До изучения повести «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого задается вопрос: представьте, что вы попали в плен. Что бы вы чувствовали, что предпринимали? Обратимся к повести и посмотрим, как ведут себя герои повести.

Сетевая площадка: МОУ СОШ № 3 г.о.Спасск-Дальний Приморского края.

Источник: Методы и приемы актуализации субъектного опыта учащихся на уроках литературы. Панова Т.С. Российский общественный портал.[25]Российский общественный портал."

Приём 41

Название: Приём "Построчный анализ стихотворения..".

Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы.Стихотворение читается не сразу, а постепенно, построчно. Данный прием учит детей предугадывать развитие ситуации, развивает интуицию.

'Пример. Построчного анализа и ассоциаций для стихотворения Н.А. Некрасова «Сеятелям». Предлагается записать слово сеятель и свой ассоциативный ряд к нему, объявляя только название стихотворения. Вспоминая характерные черты поэзии Некрасова, дети выстраивают примерно такой ряд: сеет зерно, пшеницу, овес, рожь; крестьянин; поле; семена; земля. Открыть первую строчку и сделать то же самое, но уже относительно содержания первой строки: Сеятель знанья на ниву народную. Появляются такие ассоциации: мудрец, учитель на селе, крупица знаний, просвещение, несет знания в народ. И так далее.

Сетевая площадка: МОУ СОШ № 3 г.о.Спасск-Дальний Приморского края.

Источник: Методы и приемы актуализации субъектного опыта учащихся на уроках литературы. Панова Т.С. Российский общественный портал.[26]Российский общественный портал."

Приём 42

Название: Приём "Мимическая гимнастика.".

Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы.Детям предлагается продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или жеста, т.е. выразить эмоциональное состояние без слов.

'Пример. Старшеклассницы с удовольствием так демонстрируют своё отношению к Печорину ( "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов)

Сетевая площадка: МОУ СОШ № 3 г.о.Спасск-Дальний Приморского края.

Источник: Методы и приемы актуализации субъектного опыта учащихся на уроках литературы. Панова Т.С. Российский общественный портал.[27]Российский общественный портал."

Приём 43.

Название: Отсроченная отгадка

Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

§ умение анализировать и сопоставлять факты;

§ умение определять противоречие;

§ умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. 2 вариант приема Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Пример.

Я расскажу вам правдивую и удивительную историю! В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег при большом стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател... К концу сегодняшнего занятия вы попробуете догадаться — что же все-таки произошло?

Ответ. Крестьянин изобрел противопожарный раствор. Пропитанное им дерево становилось негорючим. Построил и поджег дом он на торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему изобретению. Попутно еще и выиграл несколько денежных пари у скептиков. А теперь мы будем изучать новую важную тему «Горение и управление его интенсивностью».

Сетевая площадка: МОУ СОШ № 4 с. Монастырище.

Источник: Е.В.Андреева, С.В.Лелюх, Т.А.Сидорчук, Н.А.Яковлева. Творческие задания Золотого ключика. / http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htm

Приём 44.

Название: Своя опора

Описание: универсальный приём, сворачивающий информацию. Автор приема преподаватель и разработчик ТРИЗ-методик из Ростова-на-Дону Сергей Сычев.

Формирует:

§ умение выделять главную мысль;

§ умение устанавливать связи между объектами;

§ умение представлять информацию в «свернутом виде».


Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Конечно, этот прием уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников. Как ослабленный вариант приема можно рекомендовать составление развернутого плана ответа (как на экзамене). Замечательно, если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не беда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга.


Пример.

Наши рекомендации