Приемные и патронатные семьи
В последние годы все большее распространение приобретает институт приемной семьи. В задачи социального педагога входит популяризация приемной семьи, а также участие в подготовке договора и надзоре (патронаже) за жизнедеятельностью приемной семьи.
Граждане, желающие взять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок, передаваемый на воспитание в приемную семью - приемным ребенком. Приемные родители по отношению к приемному ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений.
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью. Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца. Со стороны органа опеки и попечительства приемным родителям оказывается необходимая помощь и осуществляется наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка.
Технология усыновления:
Лица, желающие взять ребенка на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К заявлению должны быть приложены:
• справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы лица, желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью, либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;
• документ, подтверждающий наличие жилья у лица, желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью: копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги для нанимателей жилого помещения, либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;
• копия свидетельства о заключении брака;
• медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья;
• паспорт гражданина РФ.
Орган опеки и попечительства (ООП) составляет акт по результатам обследования условий жизни лица, желающего взять на воспитание ребенка. На основании заявления и акта обследования условий жизни, ООП в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение об их возможности стать приемными родителями. При этом должны быть взяты во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними. В случае если лицо изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка-инвалида, то в заключении должно быть указано наличие у приемных родителей необходимых для этого условий. Заключение о возможности быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью.
ООП представляет приемным родителям информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту нахождения. Также приемных родителей знакомят с личным делом ребенка и заключением о состоянии его здоровья.
На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, администрация учреждения (и в том числе социальный педагог) представляет в ООП следующие документы:
• свидетельство о рождении;
• документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью: свидетельство о смерти родителей, копию решения суда о лишении родителей прав и т.п.;
• заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией;
• выписку из истории развития ребенка, справку о состоянии здоровья матери в течение родов;
• документов об образовании (для детей школьного возраста);
• справку о наличии и местонахождении братьев и сестер;
• опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
• документы, подтверждающие право на пенсию;
• документы о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении.
Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью заключается между ООП и приемными родителями. Договор должен предусматривать срок, на который ребенок помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и
образования ребенка, права и обязанности приемных родителей, обязанности ООП по отношению к приемной семье, а также основания и последствия прекращения такого договора.
Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию и другие социальные выплаты. Ребенок в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родственниками, если это не противоречит его интересам, нормальному развитию, воспитанию. Контакты кровных родителей с ребенком допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком и родственниками определяется ООП.
На содержание приемного ребенка родителям выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, предметов обихода и т.д., предоставляются льготы. На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью на один год и более, выдаются средства на приобретение мебели.
Приемные родители ведут учет в письменной форме расходов и прихода денежных средств, выделяемых на содержание ребенка. Сведения об израсходованных средств предоставляются ежегодно в ООП. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.
Патронатная семья
Патронатной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Деятельность патронатной семьи характеризуется:
1. профессиональная деятельность (по договору) приемных родителей
или патронатных воспитателей (начисляется заработная плата, трудовой стаж;
патронатные воспитатели проходят специальное обучение);
2. профессиональное сопровождение семей структурами,
заключающими с ними договор (органы опеки и попечительства или
учреждение, организующее патронатное воспитание) и осуществляющими
консультирование (психологическое, педагогическое, юридическое,
медицинское и др.) и контроль над их деятельностью.
Патронатное воспитание - форма воспитания, при которой ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, передается на содержание и воспитание в семью патронатного воспитателя. Патронатный воспитатель - совершеннолетний дееспособный гражданин, осуществляющий воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка на основании договора, заключенного с учреждением по патронату и органом опеки и попечительства.
На патронатное воспитание передаются дети-сироты, дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, лишены свободы, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, дети, родители которых уклоняются без уважительных причин от воспитания, содержания детей или от защиты их прав и интересов, дети, родители которых неизвестны или их местонахождение не установлено, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.
При передаче ребенка на патронат защита его прав и законных интересов осуществляется в соответствии с установленным в договоре о патронатном воспитании разграничением прав и обязанностей по защите его прав и законных интересов между патронатным воспитателем и уполномоченным учреждением. Методическое руководство деятельностью по патронату возлагается на управление образования области. Контроль за деятельностью учреждения по патронату осуществляет орган опеки и попечительства по месту нахождения учреждения.
В обеспечении патронатного воспитания участвуют три стороны - патронатные воспитатели, детский дом и органы опеки. Патронатные воспитатели входят в штат детского дома, у них идет трудовой стаж, есть зарплата и пособие на содержание ребенка. Законным представителем ребенка в этом случае остается детский дом. Ответственность по защите прав и законных интересов ребенка в патронатной семье возлагается на его законного представителя (учреждение образования, здравоохранения или социальной защиты населения), на патронатного воспитателя и на орган опеки и попечительства по месту проживания несовершеннолетнего, между которыми заключается трехсторонний договор. (Не более 3 детей передаются в семью на патронат).
Перечень документов для создания патронатной семьи:
1.копия трудовой книжки;
2.справка об отсутствии судимости;
3.справка с места работы; копия свидетельства о заключении брака (в случае, если лицо состоит в браке);
4.медицинская справка установленного образца;
5.справка от районного терапевта об отсутствии у совместно проживающий членов семьи инфекционных заболеваний;
6.документ, подтверждающий наличие жилья;
7.письменное согласие совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с заявителем;
8. паспорт или документ, его заменяющий, предъявляется лично.
Патронатная семья сегодня имеет ряд преимуществ по сравнению с другими способами устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Одно из важных преимуществ – общегуманитарная ценность семьи как таковой.
Статус патронатной семьи
Патронатная семья как новая форма предоставляет участникам дополнительные возможности:
расширяет выбор условий участия
допускает плавный переход из одной формы в другую (патронатная семья как этап к усыновлению)
допускает отказ от ребенка без длительных процедур
Мотивы патронатных воспитателей образуют более широкий спектр, по сравнению с усыновителями, опекунами и попечителями, следствием чего является вовлечение большего числа социальных групп.
Возможные мотивы, предполагаемый социальный портрет патронатного воспитателя и плюсы и минусы этой социальной группы приведены в таблице:
Таблица 25
Предполагаемые мотивы патронатных воспитателей | Социальный портрет патронатного воспитателя | Плюсы | Минусы |
Первый шаг к усыновлению | Бездетные и одинокие | 1. Вероятность усыновления. 2. Высокий душевой доход | 1. Не имеют опыта воспитания |
Заработок | Семьи с низкими доходами | 1. В депрессивных районах одновременно решает проблему занятости | 1. Сильная зависимость от платежей государства |
Пенсионеры | 1. Свободное время 2. Излишняя жилплощадь 3. Навыки воспитания | 1. Плохое здоровье 2. Сильная зависимость от платежей государства | |
Заменить выросших детей ("опустевшее гнездо") | Семьи с выросшими детьми, но работающими родителями | 1. Высокий душевой доход 2. Навыки воспитания | |
Страхование на случай старости | Пенсионеры | 1. Свободное время 2. Излишняя жилплощадь 3. Навыки воспитания | 1. Плохое здоровье |
Бездетные и одинокие | 1. Высокий доход 2. Долгосрочный экономический стимул 3. Ориентация на максимально родственные отношения | 1. Нет навыков воспитания | |
Помощь в ведении домашнего хозяйства | Сельские жители | 1. При наличии подсобного хозяйства финансовые потребности ниже | |
Забота о родственниках | Дальние родственники | 1. Наличие родственных связей. 2. Ребенок может их уже хорошо знать | |
Гуманитарные мотивы | Интеллигенция | 1. Высокий образовательный уровень 2. Сильная мотивация | 1. Низкая адаптированность к рыночным отношениям 2. Сильная зависимость от платежей государства |
Делать патронат экономически выгодным в существующей ситуации опасно, т.к. встанет проблема качества, описанная в разделе о качестве.
Неясность и двойственность возникает и в отношениях патронатной семьи и взятого ребенка: с одной стороны складываются родственные, семейные отношения, подразумевающие ответственность друг за друга, с другой стороны, юридически стороны не связаны никакими обязательствами.
Средства смягчения первой проблемы в законодательстве имеются: предоставление жилья, квоты на обучение и пр. Эта проблема встает перед всеми детьми, воспитанными и в патронатных семьях и в детских учреждениях, поэтому внимание ей уделяется постоянно. Можно также рассчитывать, что значительная часть детей в ходе патронатного воспитания будет усыновлена и проблема частично отпадет.
Необходимо ввести контроль за результатами развития ребенка в патронатной семье согласно индивидуальному плану. К достижению этих показателей (окончание класса школы, достижение определенных физических и медицинских показателей) желательно привязать выплаты бонусов (премий). Это стимулирует патронатных родителей к повышению качества и достижению результатов, в которых заинтересовано государство.
Важным нефинансовым вознаграждением желательно сделать постоянное повышение социального статуса и меры по интеграции в социум, ведь патронатный воспитатель частично или полностью выпадает из общественной жизни и сокращает социальную активность. Кроме того, сейчас в патронатные воспитатели идут много людей с гуманистической мотивацией, которые вопреки сложившимся реалиям, с ущербом для своего материального положения готовы помогать детям. Они не находят признания в нынешнем рациональном мире ("альтернативщик")и для них крайне важно, чтобы их подвижничество было замечено и оценено.
Интеграция в социум и повышение статуса не требуют материальных затрат и может проводиться в любых формах, например:
внимание власти (патронаж первых лиц, премии, приглашения на официальные мероприятия и пр.)
повышение квалификации, чтобы патронатные воспитатели не оставались на начальном уровне, когда их коллеги, работающие в учреждениях, делают карьеру, в том числе наставничество более опытных патронатных воспитателей над начинающими
присвоение "классных чинов", знаков отличия и других регалий за воспитание одного, двух и более детей.
Финансирование детей, воспитывающихся в патронатных семьях, производится по нормативам, установленным для содержания ребенка в детских учреждениях.
Экономический эффект для государства от патронатного воспитания складывается из:
уменьшения затрат
уменьшаются затраты на содержание зданий и оборудования
возникает экономия на масштабах, за счет обслуживания детей (медицинское и пр.) на общих основаниях в крупных учреждениях общего профиля (детские поликлиники по месту жительства, , детские сады и пр.) без создания специальных рабочих мест в небольших детских учреждениях
можно отказаться от администрирования материльно-технического снабжения
потенциальной экономии средств в будущем
уменьшается доля постоянных расходов, вследствие чего уменьшение количества воспитанников снижает общие затраты, что при нынешней структуре с высокими постоянными расходами (здания, коммунальные и пр.)
сокращаются в будущем количество содержащихся в местах лишения свободы
сокращается в будущем объем социальных пособий
повышения качества без увеличения затрат
дети более адаптированы к жизни и самостоятельному заработку
патронатная семья может более гибко и эффективно расходовать деньги и иные ресурсы (second hand, передача вещей и игрушек от старших младшим и пр.)
дети получают лучшее образование, как основное, так и дополнительное
конкуренция при выполнении функций, в т.ч. воспитания (конкуренция детских учреждений и патронатных семей за государственные деньги)
повышения устойчивости системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
патронатные семьи менее чувствительны к перебоям финансирования, т.к. они имеют альтернативные источники дохода и накопления
уменьшаются риски, вызванные асоциальным поведением детей (кражи, бродяжничество, наркомания и пр.)
привлечения внебюджетных источников
используются частные жилые помещения, иное имущество и оборудование
часть работ выполняется самими патронатными воспитателями (простое лечение, помощь в подготовке домашних заданий) без привлечения специалистов
часть дохода патронатного воспитателя в семье распределяется и на воспитываемого ребенка
патронатные семьи могут получать доход с приусадебного хозяйства
патронатным семьям проще привлекать спонсорские средства
повышения доходов бюджета
можно продать или сдать в аренду освободившееся имущество
решения иных задач без увеличения финансирования
создание рабочих мест в депрессивных районах за счет патронатного воспитания
поглощение излишка педагогических кадров в связи, образующегося в связи с уменьшением количества детей школьного возраста
Экономический эффект для общества:
повышение эффективности функционирования государства
уменьшаются затраты на выполнение функций государства
повышается прозрачность за счет превалирования денежных отношений
создается обратная связь за счет договорных отношений между патронатным воспитателем и государством (патронатный воспитатель может заставить государство исполнять свои обязательства)
увеличение национального богатства
дети в семье не только потребляют блага, но и производят (приусадебный или дачный участок, работы по дому)
дети более бережно относятся к ценностям
уменьшается вандализм
большее количество экономически активного населения, за счет меньшей смертности, в т.ч. от суицида
выросшие дети являются экономически более активными за счет лучшей адаптации
меньшее количество выросших детей оказываются в местах лишения свободы на "иждивении" государства
более высокий совокупный покупательский спрос, за счет большего достатка выросших детей.