Составляющие социально-педагогических технологий: метод, методика, прием, средство, техника

Вопросы к экзамену по курсу

"Методика и технологии работы социального педагога"

Курс 4 семестр

1. Составляющие социально-педагогической технологии: метод, методика, прием, средство, техника.

2. Методы практической деятельности социального педагога.

3. Классификация методов социально-педагогической деятельности. Уровни классификации методов.

4. Сущность и понятия педагогической и социальной технологий.

5. Социально-педагогическая технология: сущность, понятие, содержание.

6. Классификация социально-педагогических технологий. Основания и критерии классификации социально-педагогических технологий.

7. Социально-педагогическая технология общего типа.

8. Социально-педагогическая технология частного типа: диагностическая социально-педагогическая технология, диагностико-прогностическая социально-педагогическая технология.

9. Социально-педагогическая технология частного типа: практическая реализация целевой технологии, экспертно-оценочная социально-педагогическая технология.

10. Структура и содержание общей социально-педагогической технологии.

11. Структура, содержание, особенности диагностико - прогностической технологии.

12. Структура, содержание, особенности деятельности социального педагога по выбору оптимальных социально-педагогических технологий.

13. Структура, содержание, особенности непосредственной подготовки к реализации целевой социально-педагогической технологии. Структура и содержание реализации целевой социально- педагогической технологии.

14. Структура, содержание, особенности экспертно-оценочной социально-педагогической технологии.

15. Структура и содержание типовой функциональной социально-педагогической технологии.

16. Методика и технология индивидуального социально-педагогического консультирования.

17. Методика и технология социально-педагогической реабилитации детей и подростков.

18. Методика и технология социально-педагогического патронажа и надзора.

19. Методика и технология социальной адаптации личности.

20. Методика и технология профилактики социальных отклонений.

21. Методика работы социального педагога с неблагополучными семьями.

22. Методика работы социального педагога с малообеспеченными, многодетными, безработными семьями.

23. Методика и технологии социально-педагогической поддержки детей и подростков в кризисных ситуациях.

24. Методика и технологии работы социального педагога с детьми - инвалидами.

25. Методика и технология социально-педагогической работы в социуме: технология уличной работы.

26. Методика и технология социально-педагогической работы в социуме: методика организации досуговой деятельности.

27. Методика и технология социального посредничества в решении правовых, бытовых, медико-реабилитационных проблем клиентов.

28. Методика и технология социального посредничества в поиске социальных служб и в решении межличностных и семейных конфликтов.

29. Методика и технологии устройства ребенка на воспитание в семью.

30. Технологии работы социального педагога по ограничению или лишению родителей родительских прав.

31. Методика и технология работы социального педагога по разрешению споров о воспитании детей.

32. Методика и технология целевого программирования.

33. Методика и технология организации волонтерского движения и благотворительных акций.

34. Технологии работы социального педагога с одаренными детьми.

Литература:

1. Методика и технология работы социального педагога /Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В.Мардахаева. – М., 2002

2. Методика и технология работы социального педагога /Под ред. Б.Н.Алмазова, М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова. – М., 2006

3. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального. – М., 2005

4. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального. – М., 2002

5. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального. – М., 2001

6. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М., 2005

№ 1.

Прием

В научной литературе и практике широко применяется также понятие "при­ем". Под термином прием следует понимать отдельное своеобразное действие, дви­жение, способ осуществления чего-нибудь. В социальной педагогике - это способ использования какого-либо средства в процессе социально-педагогической деятель­ности.

Сущность его можно рассматривать как совокупность и своеобразие исполь­зования и проявления личностных, словесных, интонационных, мимических воз­можностей, поведения, действий, поступков и других проявлений специалиста в процессе целенаправленной педагогической деятельности, в частности реализации, социально-педагогической технологии.

Техника

С понятием "прием" тесно связано понятие "педагогическая техника" (от греч. - искусство, мастерство, умение), под которой обычно подразумевается сово­купная характеристика навыков и приемов, применяемых в какой-либо деятельно­сти.

Ранее термин "техника" употреблялся только в специальных разделах (на­пример: техника танца, техника вокального исполнения и т.п.). Более широкое рас­пространение он получил в зарубежной педагогике. В настоящее время термин "техника" употреблялся для обозначения нескольких педагогических понятий.

Техника педагогического исполнения - это искусство педагогического дейст­вия специалиста, в том числе и социального педагога.

Термин "техника" говорит не столько о приеме использования средства в пе­дагогическом процессе, сколько об искусстве его применения, направленного на достижение наибольшей результативности.

Педагогическая техника исполнителя - это то, что присуще конкретному специалисту, олицетворяет его как личность и посредством чего обеспечивается его профессионализм.

Термин "педагогическая техника" был введен еще в конце 1920-х годов А.С. Макаренко. Он отмечал, что успех воспитательной работы зависит от бесчисленного количества обстоятельств и, в первую очередь, от педагогической техники. Заслуга А.С. Макаренко состоит в том, что он раскрыл содержание педагогической техники и необходимость ее формирования у будущего педагога еще в стенах педагогиче­ского учреждения. Будущий педагог помимо овладения специальными академиче­скими знаниями и практическими навыками должен знать, что он не будет хорошим педагогом, если у него не поставлен голос, если он не умеет разговаривать с ребен­ком, не владеет мимикой, не может придать своему лицу необходимого вьражения или сдержать свое настроение.

Педагогическая техника- это все то, что позволяет конкретному специалисту эффективно решать педагогические задачи.

В педагогической технике социального педагога особое значение имеет его личность и то, как воспринимают ее клиенты, в какой степени она располагает к взаимодействию, авторитетна. Например, один специалист своей открытостью, не­посредственностью и тактичностью мгновенно завоевывает уважение и внимание, располагает к себе, создает условия для последующей совместной деятельности, а другой специалист создает какое-то напряжение, холодность во взаимоотношениях, с ним не хочется общаться, делиться своими проблемами и т.д.

Таким образом, педагогическая техника - это совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебно-воспитательного процесса.

№ 2.

Социальная технология

Понятие "социальная технология" в России появилось в 70-80-е годы 20 века в связи с необходимостью разработки качественно новых подходов к решению про­блем общественного развития, что было связано с усложнением социально-экономических отношений.

Понятие социальная технология возникло в социологии и связано с возможностью программирования и воспроизведения результатов, которая заложена в развитии социальных процессов.

Существует несколько подходов к пониманию сущности социальной техно­логии, из них наиболее существенными являются следующие определения:

Социальная технология - это определенная программа деятельности по ре­шению социальной проблемы;

Социальная технология - это специально разработанная программа исследо­вания социальной проблемы.

Одной из разновидностей социальной технологии являются технологии со­циальной работы, которые наиболее близки к социально-педагогическим технологи­ям, поскольку деятельность социального педагога и социального работника имеет много общего.

Технология социальной работы – это практическая деятельность социального работника, которая характеризуется рациональной последовательностью использования различных методов и средств с целью достижения качественных результатов труда. Технология предполагает наличие программы деятельности специалиста, в рамках которой решается конкретная проблема клиента, алгоритм последовательных операций для достижения конкретного результата, критерии оценки успешной деятельности специалиста.

Технология социальной работы – это последовательность действий специалиста по социальной работе, основанных на его профессиональном мастерстве, индивидуальной технике, направленных на активизацию личностных ресурсов клиента и достижение выхода из трудной жизненной ситуации.

Технология социальной работы представляет собой алгоритм действий специалиста, реализуемый с помощью методики в условиях социальной службы, учреждения социального обслуживания.

Технологии социальной работы: технология первичного приема; технология социального патронажа; социальная диагностика; технология социальной профилактики; технология социальной адаптации; технология социальной реабилитации; технология социальной терапии.

Признаки технологии социальной работы (Холостова Е.И.):

– разделение процесса оказания помощи клиенту на этапы, включающие конкретные формы и процедуры;

– поэтапная координация действий специалистов, направленных на достижение результата;

– однозначность выполнения процедур и операций, включенных в технологию.

Педагогическая технология

Термин "педагогические технологии" появился в США первоначально как термин "технологии образования".

В отечественной научно-педагогической литературе этот термин появился в начале 1970-х годов в связи с активным внедрением в учебный процесс технических средств обучения. Первые работы, посвященные анализу сущности данного поня­тия, принадлежали ТА. Ильиной.

В 1990-е г. интерес ученых к проблеме педагогических технологий резко возрос. Однако анализ подходов различных авторов к пониманию сущности и со­держания педагогической технологии показывает, что среди них нет единства.

Такое разнообразие трактовок педагогической технологии не случайно, по­скольку каждый автор исходит из определенного концептуального подхода к пони­манию сущности технологии вообще.

Педагогическая технология разрабатывается для достижения определенной учебно-воспитательной цели. Она индивидуальна для каждого педагога и предпола­гает отбор методик, направленных на изучение личности, последовательную дея­тельность педагога и анализ достижения цели на каждом этапе воспитательного процесса.

Слово «технология» образовано о греч.: techne – искусство, мастерство, умение; logos – слово, понятие, учение, наука. Технология – знание об искуссном, мастерском выполнении какой-либо деятельности; наука об искусстве, мастерстве. В массовом сознании технология ассоциируется не с мастерством, а с рутиной.

Понятие педагогической технологии связано с понятиями методы, средства, методика, педагогическая техника.

«Нужно желать, чтобы метод человеческого образования стал механическим, то есть предписывающим все столь определенно, чтобы все, чему будут обучать … не могло не иметь успеха, как это бывает в хорошо сделанных часах, в телеге, корабле, мельнице и во всякой другой сделанной для движения машине» Я.А.Коменский, «Великая дидактика»

Не все ученые-педагоги однозначно отнеслись к введению данного термина, считая, что по отношению к личности его применить невозможно. Затем, наоборот, данный термин стал использоваться очень широко, иногда неправомерно – все, что делает педагог стали называть технологией. Слово «технология» вытеснило привычные «методики преподавания предметов». Используется в различных сочетаниях и значениях: технологии обучения, педагогические технологии, технологии воздействия, взаимодействия. Их определения нередко расплывчаты.

Технологический подход прошел три стадии развития:

1) эмпирическая ­– обобщение опыта успешных учителей;

2) алгоритмическая – проектирование алгоритмов деятельности учителя и учеников;

3) стохастическая – проектирование вероятностных алгоритмов управлению деятельностью учеников.

Технологический подход может быть применен к любой составляющей системы образования.

Наиболее привычным является отнесение понятия «технология» к производству. Здесь технология предполагает гарантированное получение продукта с заранее заданными качествами, с учетом свойств исходного сырья и определения четких этапов обработки. Здесь под технологией понимается совокупность знаний о способах и средствах осуществления производственного процесса, гарантирующих получение определенного результата.

В результате процесс производства можно многократно воспроизвести в любом другом месте. В силу определенных причин возможно появление брака, т.е. получение продукта, не обладающего требуемыми свойствами.

Составляющие технологического процесса:

- конечный продукт (цель производства);

- исходный объект, с определенными начальными характеристиками (сырьё);

­- технологическая карта, содержащая описание последовательности операций и их содержание;

- средства диагностики начального, промежуточного и конечного состояния объекта производства;

- средства осуществления основных корректирующих действий;

- механизмы обратной связи.

Само понятие технологии возникло, когда технические средства производства стали вытеснять действия человека.

Термин «педагогическая технология» в 20-е годы XX века. Это было вызвано внедрением в учебный процесс новых технических средств.

Макаренко А.С. в «Педагогической поэме» писал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные стороны производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, нормирование, контроль, допуски и браковка».

Понятие « педагогическая технология» стало активно использоваться в начале 1960-х гг. в Англии и США. В 70-е годы к нему относили все то, что касается совершенствования учебного процесса и средств обучения.

Монахов В.М. считает, что главное отличие технологии от фундаментальной науки в смещение акцента с вопроса «почему?» на вопрос «как?». При этом необходимо различать технологию как определенную область знания, от технологии как процесса.

Наиболее общее понимание технологии – это обоснованная система деятельности, применяемая человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей.

Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе и приводящая к намеченным результатам. Это система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей.

В узком смысле слова педагогическая технология – это совокупность способов организации учебно-воспитательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей.

Педагогическая технология представляет собой совокупность способов педагогического взаимодействия последовательная реализация которых создает условия для развития участников педагогического процесса и гарантирует решение педагогических задач.

Существуют разные определения педагогической технологии. Приведем примеры трактовки данного понятия разными авторами.

Ю.П.Азаров определяет педагогическую технологию как способность учителя создавать условия для саморазвития ребенка.

Н.Е.Щуркова понимает под педагогической технологией «операционное обеспечение» функций педагога по отношению к воспитаннику.

Ф.А.Фрадкин дает следующее определение: это системное, концептуальное, нормативное, объективированное, инвариантное описание деятельностей учителя и ученика, направленных на достижение образовательных целей.

И.П.Волков считает, что педагогическая технология – это описание процесса как достижения планируемых результатов обучения.

В.П.Беспалько определяет педагогическую технологию как проект, модель педагогической системы, реализуемой на практике.

В.В.Сериков определяет педагогическую технологию как процессуально-методическую характеристику педагогической деятельности.

В.М.Монахов определяет педагогическую технологию как упорядоченную систему процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата.

Педагогическая технология – это направление в педагогике, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения. Педагогическая технология направлена на выявление принципов и разработку приемов оптимизации образовательного процесса, анализ факторов, повышающих образовательную эффективность. Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей.

Педагогическая технология – это:

1) содержательно-операционная деятельность по обеспечению педагогического процесса;

2) совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для организации целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами;

3) рационально организованная деятельность по обеспечению достижения целей педагогического процесса.

Функции педагогической технологии:

1) организационно-деятельностная;

2) проектировочно-прогностическая;

3) коммуникативная;

4) рефлексивная;

5) развивающая.

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

а) научным (часть педагогической науки);

б) процессуально-описательным (описание, алгоритм процесса достижения целей обучения и воспитания);

в) процессуально-действенным (осуществление педагогического процесса).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено на трех уровнях: общепедагогический, частнометодический, локальный.

Педагогические технологии – это человековедческие, гуманитарные технологии, поэтому имеют свои особенности:

1) не всякое явление в области воспитания и образования технологично; успех воспитания и обучения может определяться талантом и мастерством педагога;

2) разработка каждой технологии требует анализа большого объема научной информации из всех областей человекознания;

3) педагогические технологии не всегда гарантируют высокий уровень достижения замысла, так как на ребенка действуют другие факторы; результат воспитания не всегда виден в ближайшее время.

В одних случаях технологии вырастают из теории, в других из практики. Любая деятельность через какое-то время должна быть понята и научно описана в операциях, которые помогают с большой вероятностью достигать научно выверенных целей.

Беспалько В.П. считает: «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала». Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Затем – коллективное мастерство, выражением которого является технология.

Идеи, лежащие в основе современных технологий:

- демократизация (передача части функций учащимся);

- гуманизация (отношения сотрудничества);

- развитие социальной компетентности учащихся (взаимодействие с другими людьми и др.);

- развивающий и личностно-ориентированный характер;

- деятельностный подход;

- системный подход;

- компетентностный подход и др.

Гузеев В.В. выделяет идеи, вокруг которых концентрируются образовательные технологии:

1) укрупнение дидактических единиц;

2) планирование результатов обучения и дифференциация образования;

3) психологизация;

4) компьютеризация.

Признаки педагогических технологий:

- содержательность (концепция, замысел и позиция автора);

- эффективность (гарантированность достижения результата);

- экономичность (оптимизация труда учителя и учащихся);

- воспроизводимость (в широких масштабах любым учителем, без потери результата);

- корректируемость (возможность использования обратной связи);

- предусматривают взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся);

- наличие диагностических процедур, показателей, критериев, инструментария измерения результатов деятельности.

Структура (иерархия) педагогических технологий включает четыре соподчиненных класса:

1. Метатехнологии – общепедагогические, охватывающие образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении (развивающего обучения, воспитательной работы);

2. Макротехнологии или отраслевые, охватывающие деятельность в рамках какой-либо образовательной отрасли, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины (технология преподавания какого-либо предмета, компенсирующего обучения);

3. Мезотехнологии или модульно-локальные, охватывающие технологии осуществления отдельных частей (модулей) учебно-воспитательного процесса, направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач (технология урока, усвоения темы, контроля и др.);

4. Микротехнологии – направлены на решение узких оперативных задач, относящихся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса (формирования навыков письма, тренинги коррекции качеств и др.).

Основные качества современных педагогических технологий:

- системность, структурированность, комплексность;

- целостность;

- научность;

- концептуальность;

- развивающий характер;

- логичность (проект, программа, технологическая карта);

- алгоритмичность;

- преемственность;

- вариативность и гибкость;

- процессуальность;

- управляемость;

- диагностичность;

- прогнозируемость;

- эффективность;

- оптимальность;

- воспроизводимость.

Технологический подход открывает новые возможности для совершенствования педагогического процесса. Он позволяет с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическим процессом; обеспечивать благоприятные условия для развития личности; оптимально использовать имеющиеся ресурсы; выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии.

Однако технологический подход нельзя считать универсальным. Он дополняет имеющиеся. Продолжает использоваться понятие «методики».

Методика в образовании – описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.

Методика обучения (частная дидактика) – совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах, формах учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач.

Методика воспитательной работы – раздел теории воспитания, исследующий особенности организации воспитательного процесса в различных образовательно-воспитательных учреждениях, детских объединениях, организациях, разрабатывающий рекомендации по созданию системы воспитательной работы, использованию тех или иных методик или технологий в воспитательном процессе.

Под методикой обычно понимают учение о методах решения определенной задачи, а также совокупность методов, обеспечивающих решение задачи.

Понятие методика встречается в различных аспектах:

1) технические приемы реализации определенного метода, конкретное воплощение метода; методика в этом случае рассматривается как синоним метода;

2) выработанный способ деятельности, на основе которого реализуется достижение конкретной педагогической цели – методика реализации определенной педагогической технологии; в этом случае под методикой понимается методическая разработка, включающая последовательность и особенности реализации совокупности методов, средств, направленных на достижение определенной цели;

3) особенности педагогической деятельности в процессе преподавания учебной дисциплины.

Методика может общей и частной.

Технология в отличие от методики всегда предполагает логику, последовательность педагогических методов и приемов, т.е. отличается алгоритмичностью. Технология отличается от методики: четкостью формулировок целей, их диагностичностью; опорой на теорию; концептуальностью, системностью, проработанностью методологического, инструментального и личностного аспектов; воспроизводимостью; более высокой степенью гарантированности и стабильности результатов.

В воспитании используют и другое понимание педагогической технологии. Это прикладная педагогическая дисциплина, обеспечивающая реальное взаимодействие педагога с детьми, посредством тонкого психологически оправданного «прикосновения к личности». В этом случае к ведущим понятиям относят: субъект, педагогическая стратегия, воздействие, взаимодействие.

Работа педагога с педагогическими технологиями. Педагогическая технология является компонентом профессиональной компетентности педагога. Она опирается на педагогическое сознание и педагогическую технику, осознание того «какой я педагог?». Прежде, чем использовать тот или иной технологический прием педагог соотносит его со своей педагогической типологией, индивидуальной профессиональной «Я-концепцией», окрашивает своей индивидуальностью, продумывая, для чего он использует этот прием, что дает его использование. Педагогическая технология является результатом рефлексии педагогом педагогического взаимодействия.

Таблица классификаций педагогических технологий

По ведущему фактору психического развития Биогенные
Социогенные
Психогенные
Идеалистические
По ориентации на личностные структуры Информационные (формирование знаний, умений, навыков)
Операционные (формирование способов умственных действий)
Эмоционально-художественные (воспитание эстетических отношений)
Эмоционально-нравственные (воспитание нравственных отношений)
Саморазвитие (формирование самоуправляющих механизмов)
Эвристические (развитие творческих способностей)
По характеру содержания образования Обучающие - воспитательные
Светские - религиозные
Общеобразовательные - профессиональные
Гуманитарные - технократические
Частнопредметные
По организационным формам Классно-урочные - альтернативные
Академические - клубные
Индивидуальные - групповые
Коллективный способ обучения
Способы дифферинцированного обучения
По отношению к ребенку Авторитарные
Дидактоцентрические
Личностно-ориентационные
Гуманно-личностные
Технологии сотрудничества
Технологии свободного воспитания
По преобладающему (доминирующему) методу Догматические, репродуктивные
Объяснительно-иллюстративные
Развивающее обучение
Проблемные, поисковые
Творческие
Программированное обучение
Диалогические
Игровые
Саморазвивающее обучение
Информационные (компьютерные)
По категории обучающихся Массовая технология
Продвинутого образования
Компенсирующие
Виктимологические
Технологии работы с трудными детьми
Технологии работы с одаренными детьми
По концепции усвоения Ассоциативно-рефлекторные
Бихевио-ристические
Гештальт-технологии
Интериоризаторские
Суггестивные
Нейролингвистические
По типу управления познавательной деятельностью Классическое лекционное Современное традиционное обучение Традиционное классическое Программированное обучение
Обучение с помощью ТСО
Система "консультант"
Обучение по книге
Система малых групп ГСО, дифференцирование
Компьютерное обучение
Система "репетитор"
Программное обучение

№ 5.

Диагностико-прогностическая

Структура частной социально-педагогической технологии. Структура частных социально-педагогических технологий во многом схожа со структурой общих социально-педагогических технологий. Однако при этом следует помнить, что в ка­ждой частной технологии имеются свои этапы, свидетельствующие об особенностях ее содержания и реализации. Эти этапы являются своего рода подэтапами общей технологии.

Структура диагностика - прогностической технологии. Такая техноло­гия состоит из двух этапов:

1. Диагностический этап направлен на общую или частную диагностику и

выявление индивидуальности объекта социально-педагогической деятельности. В зависимости от социальных проблем клиента, диагностика предусматривает выяв­ление:

- индивидуальных отклонений в развитии и самореализации человека и воз­никших в связи с ним социальных проблем;

- состояния здоровья;

- индивидуальных особенностей, возможностей клиента, его позитивного потенциала, составляющего основу социально-педагогической работы, направлен­ной на целесообразное преодоление недостатков;

- особенностей позиции человека, его активности и устремленности в дос­тижении социально-педагогических целей в работе над собой и своими проблемами, а также его отношение к социальному педагогу;

- условий среды, в которых он живет.

Учитывая, что социальный педагог нередко имеет дело с клиентом, имею­щим особые нужды, диагностика часто требует у части я в ней нескольких специали­стов: врачей различных направлений, психолога, логопеда и пр. Такой подход по­зволяет осуществить более полную диагностику человека, на основе которой можно будет определить его социально-педагогические проблемы и сформулировать реко­мендации социальному педагогу, необходимые для его социально-педагогической работы с данным клиентом:

- показания;

предостережения;

- советы для построения наиболее оптимального взаимодействия с объектом
и его окружением.

Диагностический этап включает в себя ряд подэтапов:

а) анализ первичной информации тех сведений, которые социальный педагог
получает при первом знакомстве;

б) формулирование выводов – определение объекта, содержания диагностики
и того, как ее следует обеспечить;

в) подготовка к диагностической деятельности;

г) собственно диагностика- реализация методов и методики диагностики;

д) анализ результатов диагностики и постановка диагноза.

На основе полученных данных делается вывод об индивидуальности объекта и формулируется социально-педагогическая проблема. На практике, как правило, таких проблем бывает несколько. Определение социально-педагогической пробле­мы клиента позволяет социальному педагогу перейти к следующему этапу.

2. Прогнозирование (социально-педагогическое прогнозирование). С учетом полученных в результате диагностики данных об объекте социальный педагог имеет возможность прогнозировать:

- направленность и интенсивность индивидуального развития, коррекцию развития и воспитания клиента, социального воспитания, перевоспитания, исправ­ления, педагогическую реабилитацию;

- возможности клиента в целостном развитии, либо по определенным на­правлениям;

- возможную зону ближайшего развития как ближайшей цели работы по пе­ревоспитанию человека;

- возможности создания оптимальных условий, обеспечивающих реализацию возможностей воспитания.

Прогностический этап состоит из следующих подэтапов: а) анализ результатов диагностики и социально-педагогической проблемы; б) выводы по результатам анализа - определение объекта, предмета и способа прогнозирования;

в) подготовка к прогностической деятельности (техническая и методическая);

г) собственно прогностическая деятельность;

д) анализ прогнозного материала и формулирование выводов.

№ 12.

Девиантного поведения

Неблагополучными семьями

В работе с семьей социальный педагог должен опираться на положение об исключительном влиянии семьи на ребенка.

Семьи относятся к неблагополучным, если не могут обеспечить безопасного, обеспечивающего постоянный уход за ребенком окружения. Такие семьи привыкли жить в ситуации кризиса и не имеют мотивации к изменениям в лучшую сторону.

Под неблагополучными семьями понимаются семьи, в которых наблюдаются социальная неустроенность родителей и, как следствие этого, постоянный психологический надрыв, подкрепленный алкоголем, асоциальным поведением, отчуждением от окружающих и т.д. Эти семьи характеризуются следующими чертами поведения:

– не соблюдают договоренность о заранее запланированной встрече, консультации со специалистом;

– не способны говорить связно ни о себе, ни о других;

– подозрительны к людям, недоверчивы;

– обладают низким уровнем знаний и практических умений по воспитанию ребенка;

– несостоятельны в жизни и непрактичны;

– постоянно испытывают нужду в чем-либо;

– присутствует состояние озлобленности с проявлениями насилия, жестокости, агрессии, причинения физического вреда.

Неблагополучные семьи можно разделить на три группы:

1. Семьи, в которых проблемы имеют незначительные проявления и находящиеся на начальной стадии неблагополучия.

2. Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня.

3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе собственных детей.

Возможна и следующая классификация неблагополучных семей:

– по количеству родителей (полная, неполная, опекунская, приемная, семья усыновитей);

– по количеству детей (малодетная, многодетная, бездетная);

– по материальному благополучию (малообеспеченная, среднеобеспеченная. хорошо обеспеченная);

– по социальным проблемам (безработная, криминогенная, лишенная родительских прав, алкогольная, дезадаптивная, педагогически несостоятельная и т.п.).

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благопол

Наши рекомендации