Тема 4.2 Обучение работников организаций мерам пожарной безопасности

Цели, задачи, порядок проведения обучения работников организаций мерам пожарной безопасности. Виды обучения мерам пожарной безопасности (противопожарный инструктаж, пожарно-технический минимум). Планирование и организация обучения мерам пожарной безопасности должностных лиц, специалистов, иных работников организаций. Наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности. Специальные учения и тренировки по противопожарной защите. Оценки степени обученности работников организаций в области пожарной безопасности.

Тема 4.3 Обязанности и действия руководителей организаций, должностных лиц в случае возникновения пожара

Первоочередные действия при обнаружении пожара или признаков горения в здании, помещении (задымление, запах гари, повышение температуры воздуха и др.). Инструкции о порядке действий при пожаре.

Тема 4.4 Оказание первой помощи

Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Перечень мероприятий по оказанию первой помощи при ожогах, воздействии высоких температур, тепловом излучении. Контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки. Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам.

Тема 4.5 Практические занятия

Планирование (разработка) мероприятий (программы) по противопожарной пропаганде в организации. Определение целей, целевой аудитории, форм подачи пропагандистского материала.

Проведение тренировки по отработке правильных действий при возникновении пожара. Проверка готовности руководителей организаций (объектов), к действиям при угрозе и возникновении пожара.

Отработка практических навыков по оказанию первой помощи в разных ситуационных задачах.

Модуль 5

Правила противопожарного режима в Российской Федерации

(элективный модуль)

Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей и содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций, территорий поселений в целях обеспечения пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных, реставрационных и пожароопасных работ.

Примечание: материал модуля изучается слушателями самостоятельно, с возможностью получения консультации у преподавателя.

Организационно-педагогические условия реализации

Типовой программы пожарно-технического минимума

18. Для реализации дополнительной профессиональной программы, разрабатываемой на основе типовой программы ПТМ, обеспечивается необходимый уровень компетенции преподавательского состава, включающий высшее образование в области соответствующего модуля (дисциплины) программы, высшее профессиональное (пожарно-технического профиля) образование и стаж работы в Государственной противопожарной службе не менее 3 лет, либо высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в Государственной противопожарной службе не менее 5 лет.

19. Реализация образовательной программы предусматривает различные виды учебных занятий и форм (лекции, практические занятия, круглые столы, мастер-классы, деловые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации и др.).

20. Практические занятия проводятся с целью закрепления теоретических знаний, формирования практических умений работы. Соотношение теоретических и практических занятий устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

21. Материально-технические условия реализации типовой программы ПТМ включают наличие библиотеки, учебных кабинетов, аудиторий, оснащенных материалами и оборудованием для проведения занятий, включая практику.

22. Информационные и учебно-методические условия включают аудиовизуальные средства обучения, информационно-телекоммуникационные ресурсы, учебно-методическую литературу, справочные издания и т.п.

Формы аттестации

23. В процессе реализации дополнительной профессиональной программы по каждому модулю должно проводиться промежуточное тестирование слушателей в формах, устанавливаемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

24. Освоение дополнительной профессиональной программы завершается итоговой аттестацией слушателей в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

25. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации.

26. Лицам, которые не прошли итоговой аттестации, получили неудовлетворительные результаты, либо освоили часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчислены из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Приложение № 5

к Порядку, утвержденному

приказом МЧС России

от _____________ №___________

ТИПОВАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ОТВЕТСТВЕННЫМИ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

«ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ДЛЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ОТВЕТСТВЕННЫМИ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Общие положения

1. Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации в области пожарной безопасности должностных лиц органов местного самоуправления, являющихся ответственными за обеспечение пожарной безопасности (далее - должностные лица органов местного самоуправления) Пожарно-технический минимум для должностных лиц (далее – типовая программа ПТМ) разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона
от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

2. Категория слушателей: должностные лица органов местного самоуправления, являющиеся ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

3. Слушателями дополнительной профессиональной программы, разрабатываемой на основе типовой программы ПТМ, могут быть лица, имеющие или получающие среднее профессиональное образование и (или) высшее образование.

4. Цель дополнительной профессиональной программы повышения квалификации в области пожарной безопасности должностных лиц органов местного самоуправления заключается в повышении уровня их профессиональной компетенции и (или) получения новой профессиональной компетенции, необходимых для исполнения должностных обязанностей, связанных с обеспечением пожарной безопасности на объекте, а также с выполнением установленного порядка действий в случае возникновения пожара.

5. Типовая программа ПТМ разработана с учетом нормативных правовых актов Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности, нормативных документов по пожарной безопасности, с учетом специфики профессиональной деятельности, особенностей исполнения обязанностей по должности.

6. Типовая программа ПТМ определяет минимальный объем знаний и умений, которым должны обладать должностные лица органов местного самоуправления для выполнения должностных обязанностей в области обеспечения пожарной безопасности.

7. Объем дополнительной профессиональной программы, разрабатываемой на основе типовой программы ПТМ, должен составлять не менее 72 академических часов.

8. Учебные планы, календарный учебный график, иные компоненты (практика, стажировка) формируются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом потребностей организации, по инициативе которой осуществляется обучение.

9. Повышение квалификации слушателей может проводиться с использованием различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

10. Содержание типовой программы ПТМ построено в соответствии с модульным принципом, структурными единицами модуля являются темы.

Содержание первого, второго, третьего и четвертого модулей направлено на получение обучающимися объема знаний и умений, требуемого для исполнения должностных обязанностей, связанных с обеспечением пожарной безопасности поселений и городских округов.

Содержание пятого и шестого модулей направлено на получение объема знаний и умений, необходимого для обеспечения пожарной безопасности административных зданий, а также обучения сотрудников, работников администраций и подведомственных им организаций мерам пожарной безопасности.

11. При формировании дополнительной профессиональной программы, разрабатываемой на основе типовой программы ПТМ, организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе корректировать требования к конечным результатам обучения в виде знаний, умений и компетенций.

12. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, имеет право уточнять содержание тем занятий, последовательность их изучения, самостоятельно определять соотношение академических часов между темами, включенными в учебные модули.

13. Содержание дополнительной профессиональной программы должно включать все модули, указанные в типовой программе ПТМ.

14. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, при разработке дополнительной профессиональной программы повышения квалификации в области пожарной безопасности руководителей органов местного самоуправления может увеличивать количество включенных в нее академических часов.

Планируемые результаты обучения

15. По окончании обучения слушатель должен знать:

- требования законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения пожарной безопасности;

- основные элементы, функции, структуру системы обеспечения пожарной безопасности;

- состав, задачи, возможности муниципальной пожарной охраны;

- организационные мероприятия по установлению противопожарного режима на объекте;

- организацию противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности;

- организационные мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности;

- порядок осуществления федерального государственного пожарного надзора.

16. По окончании обучения слушатель должен уметь:

- разрабатывать муниципальные правовые акты и организационно-распорядительные документы в области пожарной безопасности;

- организовывать и проводить обучение мерам пожарной безопасности, противопожарную пропаганду;

- анализировать, оценивать обстановку и принимать решения по обеспечению пожарной безопасности в муниципальном образовании;

- осуществлять контроль за соблюдением противопожарного режима на объекте;

- организовывать и проводить учения и тренировки по эвакуации людей и материальных ценностей из зданий и помещений.

17. По окончании обучения у слушателя должны быть сформированы (усовершенствованы) следующие компетенции, необходимые для профессиональной деятельности:

- готовность к применению профессиональных знаний и умений для решения задач, связанных с обеспечением пожарной безопасности в соответствии с должностными обязанностями;

- готовность планировать и осуществлять мероприятия, направленные на решение задач в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности;

- готовность к принятию решений по обеспечению безопасности населения и территорий в условиях прогнозируемых и возникших пожаров;

- готовность к осуществлению контроля за состоянием системы пожарной безопасности в границах соответствующих территорий.

3 Учебный план

№ п/п Наименование дисциплины (модуля) Всего часов В том числе
Теоретические занятия Практические занятия
Модули, обязательные к изучению
Вводный модуль. Общие вопросы организации обучения. -
Модуль 1. Организационные основы обеспечения пожарной безопасности поселений и городских округов. -
Модуль 2. Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов. -
Модуль 3. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности.
Модуль 4. Организация противопожарной пропаганды и обучения мерам пожарной безопасности населения поселений и городских округов. -
Модуль 5. Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты.
Модуль 6. Организация противопожарной пропаганды и обучения мерам пожарной безопасности работников организаций.
Модуль 7.(элективный). Правила противопожарного режима в Российской Федерации. *Примечание: материал модуля изучается слушателями самостоятельно, с возможностью получения консультации у преподавателя. *   -
Итоговая аттестация -
Итого

Содержание модулей

Наши рекомендации