Метапредметными результатами
изучения программы «Рукопашный бой» являются:
· сформированность умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· сформированность умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
· овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· сформированность умения работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
· сформированность умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметными результатами
учащихся программы «Рукопашный бой» являются:
· понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в освоении техники спортивных единоборств, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
· овладение системой знаний о тренировочном процессе спортсмена, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
· приобретение опыта организации самостоятельных систематических тренировок с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой;
· сформированность умения выполнять комплексы общеразвиваюших, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, приёмами и физическими упражнениями на базовом уровне, умением использовать их;
· сформированность умения организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями разной функциональной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
· овладеть системой знаний о истории возникновения и формирования единоборств, их содержании и правил соревнований;
· способность вести наблюдения за динамикой показателей индивидуальной подготовки, осанки, показателями основных физических способностей, объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и нормативами.
Учебные планы
Учебный план (1-й год обучения)
№ п\п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Беседа | |
Теоретическая подготовка | 10 | 10 | Объяснение материала | ||
Общая физическая подготовка | 22 | 2 | 20 | Практическое занятие | |
Техническая подготовка | 64 | - | 64 | Практическое занятие | |
Специальная подготовка | 20 | 10 | 10 | Практическое занятие | |
Учебные поединки | 10 | - | 10 | Практическое занятие | |
Соревнования и тесты | 10 | - | 10 | Оценочный тест | |
Итоговое занятие | 6 | - | 6 | Открытый урок | |
Всего |
Учебный план (2-й год обучения)
№ п\п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Беседа | |
Теоретическая подготовка | 6 | 6 | - | Объяснение материала | |
Общая физическая подготовка | 20 | 8 | 12 | Практическое занятие | |
Техническая подготовка | 40 | 2 | 38 | Практическое занятие | |
Специальная подготовка | 30 | 4 | 26 | Практическое занятие | |
Учебные поединки | 20 | - | 20 | Практическое занятие | |
Соревнования и тесты | 20 | - | 20 | Оценочный тест | |
Итоговое занятие | 6 | - | 6 | Открытый урок | |
Всего |
Учебный план (3-й год обучения)
№ п\п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Беседа | |
Теоретическая подготовка | 2 | 2 | - | Объяснение материала | |
Общая физическая подготовка | 8 | 8 | - | Практическое занятие | |
Техническая подготовка | 20 | - | 20 | Практическое занятие | |
Специальная подготовка | 76 | - | 76 | Практическое занятие | |
Учебные поединки | 10 | - | 10 | Практическое занятие | |
Соревнования и тесты | 20 | - | 20 | Оценочный тест | |
Итоговое занятие | 6 | - | 6 | Открытый урок | |
Всего |
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 01.09.2017 | 25.05.2018 | 2 занятия в неделю | ||
2 год | 01.09.2018 | 25.05.2019 | 2 занятия в неделю | ||
3 год | 01.09.2019 | 25.05.2020 | 2 занятия в неделю |
Формы и методы контроля качества подготовки
Формы контроля:
-Теоретическая подготовка: опрос, собеседование, тест-задания.
- Общефизическая подготовка: тестирование.
- Освоение программного технического материала: тестирование, наблюдения.
-Мониторинг.
Формы подведения итогов:
Участие в турнирах, соревнованиях товарищеского и официального характера: общешкольных, районных городских.
Формы оценки результативности образовательной деятельности:
В каждой возрастной группе предусматривается сдача контрольных нормативов по общей физической, теоретической и специальной подготовке, определяется степень освоения детьми образовательных знаний, умений и навыков.
Показатели, характеризующие оздоровление и специальное развитие детей:
- улучшение физических кондиций,
- рост уровня развития физических качеств,
- освоение основных приёмов и навыков ППФП,
- приобретение теоретических знаний, как основ здорового образа жизни,
- рост личностного развития ребёнка,
- умение ребёнком оценивать свои достижения,
- продолжение обучения перспективных детей в ДЮСШ и СДЮСШОР,
-повышение уровня подготовленности к службе в армии и другой профессиональной ориентации,
- приобретение навыков безопасной жизнедеятельности,
-знание традиций боевой подготовки и основ поведения в экстремальных и криминогенных ситуациях.
Контроль теоретической подготовки
Выявление глубины и прочности полученных знаний раздела теоретическая подготовка осуществляется по средствам использования таких методов как опрос, собеседование, творческое задание, экзамен по билетам.
Формами проведения проверки теоретических знаний являются: зачётные и экзаменационные формы. Для каждой возрастной группы педагог разрабатывает экзаменационные билеты, включающие вопросы основ теоретических знаний по программе «Рукопашный бой».
Уровень освоения учащимися теоретических знаний определяется по 5-и бальной системе.
Контроль общефизической подготовки
Контроль эффективности применяемых средств по общефизической подготовке проводятся контрольными упражнениями. Учащиеся выполняют следующие контрольные задания:
- бег на короткие дистанции (30,60м, 100м);
- бег на длинные дистанции (3000м.);
- сгибание- разгибание рук в упоре лёжа;
- подтягивание на высокой перекладине;
- поднимание туловища за 1 мин.
- челночный бег 3 х10 м.
Каждый тест оценивается по 5-и уровням (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий). Успешным считается результат, соответствующий среднему уровню и выше. Тестирование проводится в начале и конце учебного года. Продвижение ребёнка в диапазоне уровня также считается успешностью.
Контроль технической подготовки
Контроль освоения учащимися технических элементов проверяется контрольными упражнениями и систематическими визуальными наблюдениями за качеством выполнения движений и приёмов.
Используются следующие тестовые упражнения:
Группы 1 года обучения (8 -9)
№ п/п | Тесты | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Основные позиции и перемещения | Правильное выполнение с достаточной скоростью | Отдельные неточности, длительное время исполнения | Выполнено неверно ( не понят смысл приёма, грубые ошибки) или не выполнено | ||
Основные приёмы страховки и самостраховки | |||||
Основные удержания и уходы от них | |||||
Основные подножки, подсечки и броски | |||||
Основные удары и отбивы руками | |||||
Основные удары и отбивы ногами | |||||
Основные подножки, подсечки и броски | |||||
Группы 2 года обучения (9 -10)
№ п/п | Тесты | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Приёмы борьбы по темам (болевые, удушающие, освобождения от захватов) | Правильное выполнение с достаточной скоростью и применительно к ситуации. | Отдельные неточности, длительное время исполнения, без применения к ситуации. | Выполнено неверно ( не понят смысл приёма, грубые ошибки) или не выполнено | |
Удары и блоки руками и их сочетание, практическое действие. | ||||
Удары и блоки ногами и их сочетание, практическое действие. | ||||
Соединение техники рук и ног | ||||
Комплексное упражнение | ||||
Действие в обусловленном поединке | ||||
Группы 3 года обучения (10 -12)
№ п/п | Тесты | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Приёмы борьбы по темам (болевые, удушающие, освобождения от захватов) | Правильное выполнение с достаточной скоростью и применительно к ситуации. | Отдельные неточности, длительное время исполнения, без применения к ситуации. | Выполнено неверно ( не понят смысл приёма, грубые ошибки) или не выполнено | |
Удары и блоки руками и их сочетание, практическое действие, защита от воздействия предметами. | ||||
Удары и блоки ногами и их сочетание, практическое действие. | ||||
Соединение ударной техники и техники борьбы | ||||
Комплексное упражнение | ||||
Действие в свободном поединке и владение предметами. |
Формой контроля является педагогическое тестирование, которое проводится в середине и конце учебного года, а также, по окончании изучения тем и разделов.
Соревновательная подготовка
Начиная с первого года, обучающиеся принимают участие в соревнованиях, выездных семинарах, мастер-классах и т.д. По результатам этих мероприятий может присваиваться очередная квалификация. Участие в соревнованиях не является обязательным условием посещения секции.
Список литературы для педагогов.
1. Абу Арид Ф. Сравнительная эффективность основных средств физической подготовки юношей 12-16 лет // Современный олимпийский спорт: Тезисы докладов международного конгресса. - К: КГИФК, 2003.
2. Агашин Ф. К. Биомеханика ударных движений.- М.:ФиС, 2007.
3. Акопян А.О. Современные подходы к скоростно-силовой подготовке единоборцев. Сборник научных трудов «Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в XXI веке». Волгоград: ВГУ, 2004.
4. Акопян А.О., Лебзяк А.И. Использование методики экспресс-контроля в тренировке юных единоборцев // XI научно-практическая конференция по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире». — Коломна, -2011.
5. Акопян А.О., Панков В.А. Специальная физическая подготовка в видах единоборств. Теория и практика физической культуры № 4, 2004.
6. Акопян А.О. «Информационно-аналитическая система научно-методического сопровождения подготовки спортсменов в видах единоборств». - М., 2002.
7. Акопян А.О., Калмыков Е.В., Кургузов Г.В., Панков В.А., Родионов А.В., Черкасов А.С. Бокс. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства и училищ олимпийского резерва. — М.: Советский спорт, 2005.
8. Ашмарин Б.М. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 2008.
9. Жалей А.А. и др. Физкультурно-оздоровительная работа в группах продленного дня. – М.: Просвещение, 2004.
10. Рожков В.А. Искусство защиты без оружия: по системам защиты и нападения джиу-джицу кемпо, дзю-до, каратэ-до, айкидо, боксу и военно-прикладному самбо. СПб.: Нотабене, 2012.
11. Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. – М.: Медицина, 1988.
12. Харлампиев А.А. Система самбо. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2012.
13. Шевцов А.А. Русский бой на Любки. Иваново: Издательское товарищество Роща Академии, 2007.
Список литературы для ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
1. Чумаков Е.М. Сто уроков самбо. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008.
2. Bishop M. Okinawan Karate. London, 2009.
3. Лазаренко С. Рукопашный бой. Как подростку защитить себя от хулигана. М.: COPYLIGHT/2011/.
4. Григорьев С.А. Техническая подготовка юных борцов самбистов на основе совершенствования функций равновесия.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.white-kamelia.ru/boi_deti.php
http://www.youtube.com/watch?v=BR3FQm2OX0o
http://igor-fitnes.narod.ru/rukopashnii_boi_dlya_detei_i_podrostkov/
http://www.nauchat.ru/node/861
http://www.system-spb.org/index.php/extensions/2011-11-10-18-23-45.html
Приложение 1
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение