Не гонись за результатами

Как и в случае с предыдущими контурами, все кондициони­рование и обучение семантического контура строится на фун-

даменте жесткого импринта. Многие идеи, мыслимые экзис­тенциально, немыслимы социально, потому что (а) в данном обществе все имеют примерно одинаковый семантический им­принт и (б) ежедневно это укрепляется предположениями, ко­торые механически принимаются за истину.

Гений — это тот, кому в результате некоего внутреннего процесса удалось пробиться к седьмому контуру (малое нейро­логическое чудо, называемое неопределенным термином «ин­туиция») и вернуться назад, к третьему, уже со способностью нарисовать новую семантическую карту, построить новую мо­дель реальности. Нет нужды говорить, что это всегда является глубоким шоком для тех, кто заперт в ловушку старых, роботи­ческих импринтов, и обычно расценивается как территориаль­ная угроза (в идеологическом пространстве). Длинный список мучеников свободомыслия, начиная с Сократа, показывает, насколько неуклонно срабатывает у людей неофобия (страх но­вых семантических сигналов).

Как показал Томас Кун в «Структуре научных революций», сама наука — апофеоз семантической рациональности третьего контура — не свободна от этой неофобии. Каждой научной революции требуется одно поколение для преодоления старого мировоззрения, причем старые ученые никогда не принимают новую семантическую парадигму. Они, в нашей терминологии, механически прикованы к своим первичным импринтам. Рево­люция завершается, согласно Куну, только тогда, когда новое поколение, свободное от старого импринта, сравнивает две мо­дели и выносит рациональное решение в пользу новой модели.

Но если науке, обладающей наибольшей способностью к самокоррекции среди всех функций обработки информации третьего контура, требуется целое поколение, что же тогда гово­рить о политике, религии, экономике? В них время запаздыва­ния нередко составляет сотни, а то и тысячи лет*.

* Разумеется, это относится только к политике, религии и экономике других людей. Личное мнение читателя по этому вопросу является единственным разумным и объективным мнением. А как же иначе!




Ранее мы уже отмечали, что в биовыживательной нейро­логии фактор времени отсутствует. «Я просто сделал это», — говорим мы после срабатывания автоматического рефлекса контура биовыживания.

Время начинает иметь значение в действиях эмоционально-территориального контура. Сигналы доминирования могут не сработать: млекопитающее, на вид кажущееся более слабым, может дать отпор. Две собаки могут несколько минут бродить друг около друга, рыча и принюхиваясь (химические выделения собаки позволяют другой собаке определить степень ее испуга), пока не станет ясно, кто из них сильнее.

Что касается человеческого уровня, мы часто мучаемся над принятием важного решения, остро сознавая фактор времени во время этих колебаний. Как известно любому автору триллеров, основным способом повышения эмоционального напряжения является установка временного ограничения на принятие сложно­го или опасного решения. (Посмотрите любую серию «Star Trek»; там всегда присутствует этот прием. Можете также про­читать любой бестселлер Ирвина Уоллеса. Напряжение, конеч­но, становится еще сильнее, если временное ограничение вне­запно усиливается перед самой развязкой.)

В третьем контуре время концептуализируется в той же сте­пени, что и переживается. Нам известно, что мы — создания времени; «народное предание», тотемный шест, «Одиссея» Го­мера, Ветхий Завет, Веды и др. говорят нам о том, что было в прошлом, и часто содержат пророчества на будущее. Наука рас­ширяет функции третьего контура до оперирования потрясаю­щими воображение отрезками времени. Использование пись­менности и других символьных систем, таких, как математика, создает описанное Кожибским времясвязывание: мы осознаем себя не только получателями посланий мудрецов древности, но и потенциальными передатчиками посланий, которые могут быть получены через много веков.

В четвертом контуре мы еще сильнее ощущаем присутствие и давление времени.

В заключение этой главы позвольте напомнить вам о том, что Джордано Бруно был сожжен на костре 18 февраля 1600 года за учение о вращении Земли вокруг Солнца. Был ли он виновен?

Упражнения

1. Если вы либерал, оформите годовую подписку на «Нэшнл Ревью», самый разумный (и остроумный) журнал консерва­торов. Каждый месяц пытайтесь на несколько часов войти в их туннель реальности, читая статьи в этом журнале.

2. Если вы консерватор, оформите годовую подписку на «Нью-Йорк Ревью оф Букс» и по нескольку часов в месяц пытайтесь проникнуть в их мысли.

3. Если вы рационалист, оформите годовую подписку на жур­нал «Фэйт»*.

4. Если вы оккультист, станьте членом Комитета по научному расследованию сообщений о паранормальных явлениях и в течение года читайте их журнал «Скептикл Инкуайрер».

5. Приобретите экземпляр журнала «Сайентифик Америкен» и прочтите в нем любую статью. Задайте себе следующие вопросы: Почему они говорят так уверенно? Основан ли их догматизм на реальных данных или же эта догма является одной из привычек приматов (направленной на защиту интел­лектуального пространства)? Будут ли по-прежнему верить в эти теории в 2011 году? В 2593 году?

6. При первой же возможности вступите в философский спор с образованным марксистом, интеллигентным мусульма­нином и японским бизнесменом.

7. Купите ZOOM или LIFT (два названия одного и того же стимулирующего напитка на кофеиновой основе) в магази­не здоровой пищи. Выпейте его. (Эффект сходен с эффек­том от принятия нелегального кокаина.) Когда вы достиг­нете возбуждения и вас «понесет», выберите жертву и объ-

*Американский журнал «Фэйт» публикует материалы о контактах с инопланетя­нами, загадочных явлениях, монстрах и т. и. — Прим. ред.



меняйте ей устройство мира, пока он (она) не сможет от вас убежать.

То, что вы при этом испытаете, — это постоянное состоя­ние ума Рационалиста. Вербальный контур выходит из-под контроля и перестает реагировать на информацию, идущую от всех остальных контуров. Вот почему большинство лю­дей физически не выносит рационалистов. «Скоростные» наркотики активизируют нейропередатчики вербальных центров коры левого полушария мозга.

Глава 7

Времясвязывающая диалектика: ускорение и замедление

В диалектике между природой и социально организованным

миром человеческий организм трансформируется. В этой

диалектике человек порождает реальность и, таким образом,

порождает самое себя.

Бергер и Лакмэн. Социальное устройство реальности

Первый и второй контуры представляют собой Эволюцион-но Устойчивые Стратегии. На протяжении миллионов лет они функционировали примерно в одной и той же форме не только у приматов, но и у всех млекопитающих, а также многих других видов.

Третий, семантический контур является Эволюционно Не­устойчивой Стратегией. Точнее было бы называть его не эволю­ционным, а революционным.

Первые два контура построены на отрицательной обратной связи (в биологическом смысле). Они поддерживают гомео­стаз — т. е. неизменно возвращаются к тем же эколого-этоло-гическим состояниям равновесия. Функция отрицательной об­ратной связи заключается как раз в поддержании устойчивости.

Во времясвязывающем семантическом контуре подобная ус­тойчивая отрицательная обратная связь отсутствует. Он пред­ставляет собой механизм, который кибернетики и биологи на­зывают положительной обратной связью. Он не возвращается к устойчивому состоянию, но постоянно стремится к новому рав-

новесию на более высоком энергетическом уровне. (Отрица­тельная обратная связь возвращается к фиксированному со­стоянию, словно термостат. Положительная обратная связь ищет подвижную цель, словно самонаводящаяся ракета.)

Два первых контура отвечают за поддержание всего, что в человеке более или менее постоянно. Они полностью цикличны и непосредственно связаны с историческими циклами, обнару­женными Вико, Гегелем и другими подобными им фило­софами.

Третий контур всегда сдерживался и жестко ограничивался правилами, законами, запретами, табу и т. д., так как он разру­шает подобные циклы. Он ведет, если ему предоставить свобо­ду, по спирали, устремленной вверх.

В обществах, где третьему, семантическому контуру предо­ставлена частичная свобода — освободить его до конца еще не решалось ни одно общество* — немедленно возникает эта спи­раль. Ранее это было известно как «прогресс», затем это слово вышло из моды.

Направленная вверх спираль (называем ли мы ее словом «прогресс» или нет) является характеристикой того, что Карл Поппер определяет как «открытые общества». Это секулярные, гуманистические культуры, относительно свободные от табу и догматизма.

Такая свобода и по сегодняшний день является лишь отно­сительной, так как многие табу скрыты на бессознательном уровне под видом «здравого смысла» или «приличий» и т. д. Любой, кто посмеет в них сомневаться, по определению явля­ется «еретиком», «предателем» или «безответственным психом».

(Как мы увидим, рационалисты, доминирующие в относи­тельно свободных обществах, имеют свои собственные табу.)

Впервые существование математической формулы, описы­вающей скорость перемен в человеческом обществе, предполо­жил историк Генри Адамс.

Под влиянием физики Ньютона Адамс предположил (чисто гипотетически: напоминание тем, кто смеется над его «наив­ностью»), что утилизация энергии обратно пропорциональна квадрату времени, подобно тому, как гравитация Ньютона об­ратно пропорциональна квадрату расстояния.

На основе тогдашних данных антропологии Адамс предпо­ложил, что человечество прошло в своем развитии путь длиной около 90 000 с лишним лет. Затем он вычислил, что большая часть этого времени ушла на то, чтобы прийти к Галилею, науч­ной методологии, началу индустриальной революции и огром­ному скачку вперед в утилизации энергии, характерному уже для «современной» эпохи.

Поскольку число 300 является квадратным корнем из 90 000, Адамс предположил, что следующий великий скачок должен произойти около 1900 года — через 300 лет после Галилео и как раз в то время, когда Адаме строил этот прогноз. Внимательно присмотревшись к окружающему миру, Адамс решил, что этим скачком к более высокому энергетическому уровню являются исследования семьи Кюри, открывшей радиоактивность. Как замечали многие комментаторы, читая Адамса, невозможно от­делаться от мысли, что он очень точно предсказывает наш Атомный Век.

Воодушевленный своей великой идеей, Адамс двинулся дальше. Так как число 17 является приблизительным квадрат­ным корнем числа 300, он предсказал, что следующий великий революционный этап начнется после 1917 года. А так как при­близительным квадратным корнем числа 17 является число 4, следующий шаг он намечает на 1922 год. По его словам, к тому времени в нашем распоряжении будет находиться неисчерпае­мый источник энергии. Получилось не совсем так, как он пред­сказывал.

Тем не менее Генри Адамс шел по правильному пути. Прос­то его математика была слишком упрощенной.

«По правильному пути» шел и его брат, Брукс, который также искал «закономерности» в истории. Брукс выделил схему,

которая, может быть, и не является полностью истинной, но так же приблизительно истинна, как и обобщения Вико, Гегеля, Маркса и Тойнби. По мнению Брукса Адамса, каждая цивили­зация в своем развитии проходит четыре следующих этапа:

1. Монополизация знания жрецами. Например, египетские, как и майянские, жрецы держали письменность в секрете от мирян.

2. Монополизация военной силы завоевателями, которые пре­вращают себя в Государства или правительства. К примеру, «французский ублюдок» (Вильгельм Завоеватель, как его охарактеризовал Том Пейн) высаживается в Англии с пере­довой технологией — тяжелая конница против местного пешего войска — и становится королем. Его родственники и приспешники становятся землевладельцами-ленд­лордами.

3. Монополизация земли этими лендлордами. Сбор дани («рен­ты») с тех, кто живет на этой земле.

4. Монополизация выпуска денег национальными банками. Сбор дани («прибыли») за каждую денежную единицу, выпущен­ную в обращение.

Большинство цивилизаций прошло по меньшей мере три из этих четырех этапов, хотя не всегда последовательно. Некото­рые прошли все четыре этапа.

Брукс Адамс также заметил, что централизованный капитал (богатство, сосредоточенное в руках нескольких связанных между собой семейств) на протяжении документированного от­резка человеческой истории устойчиво перемещался в запад­ном направлении. Первые крупные скопления капитала обна­руживаются в Шумере, затем денежный центр последовательно смещается в Египет, Грецию, на Аппенинский полуостров, в различные части Германии и в Лондон. Во время написания этого исследования (ок. 1900 года) равновесие колебалось меж-

ду Лондоном и Нью-Йорком и до конца первой половины двад­цатого века, по мнению Брукса Адамса, должно было сместить­ся в Нью-Йорк в связи с упадком Британской Империи. Его предположения подтвердились. У Брукса Адамса, однако, от­сутствовала теория, объясняющая это движение капитала на запад в течение 6000 лет. Он просто выделил тенденцию.

По мнению многих, это движение все еще продолжается. Так, например, Карл Оглсби в «Войне ковбоев с янки» представ­ляет американскую политику с 1950 года борьбой «старого бо­гатства янки» (ось Нью-Йорк — Бостон, пришедшая на смену Лондону после 1900 года) и «нового богатства ковбоев» (нефтя­ные и аэрокосмические миллиардеры Техаса и Калифорнии). По состоянию на 1997 год похоже, что ковбои выигрывают; этого и следовало ожидать, если за адамсовской западной миг­рацией капитала стоит некий реальный «закон».

В одну из ночей 1919 года графу Альфреду Кожибскому приснился необыкновенно ясный сон, и он проснулся со счаст­ливыми слезами на глазах и отчетливым чувством, что именно передача сигналов от поколения к поколению — времясвязы-вающая функция третьего контура — отличает нас от других приматов.

Кожибский первоначально предполагал, что времясвязыва­нне может быть описано математически. Позднее он оставил эту идею — его выкладки были так же неадекватны, как и расчеты Генри Адамса, — но все же стоит остановиться на них и проследить, каким образом был открыт настоящий Закон Ускорения.

Сначала Кожибский предположил, что если все изобрете­ния, открытия и т. д. некоторого гипотетического первого поко­ления людей принять за Р, а скорость, с которой следующее поколение превосходит этот уровень, — за R, то общая сумма изобретений, открытий и т. д. в конце второго поколения будет описываться произведением PR. С алгебраической точки зре­ния это совершенно справедливо. Затем, после третьего поколе-

ния, этот запас будет равняться PRR, а после четвертого — PRRR.

Для общего случая получается выражение PRt, где t — число поколений, отсчитываемое от поколения, выбранного за точку отсчета.

Кривая этой зависимости с каждым поколением восходит все круче. Кожибский прямо указал на то, что Элвин Тоффлер позднее назвал «шоком будущего», и пытался описать это явле­ние математически.

Многие переменные в экономико-технологической истории на самом деле удовлетворяют PRt-функции Кожибского, но не все. Математика снова оказалась слишком простой — все не может изменяться с одинаковой скоростью. Тем не менее Ко­жибский, как и Генри Адамс, был близок к истине: ускорение действительно существует и тесно связано с времясвязывани-ем — передачей сигналов между поколениями.

То, что лежит в основе ускорений, замеченных Генри Адам-сом и Кожибским, сегодня известно как выбор негэнтропии из стохастических процессов. Нашими знаниями в этой области мы в основном обязаны почти одновременным (1946-1948) откры­тиям квантового физика Эрвина Шрёдингера, математика Нор-берта Винера и специалиста в области электронных коммуни­каций фирмы «Белл Лабораториз» Клода Шеннона.

Стохастический процесс — это серия случайных событий, но серия особого рода. В стохастическом процессе некоторый фактор или действие осуществляет выбор — выделяет в случай­ной последовательности процесс, который не является слу­чайным.

Процесс, не являющийся случайным, в математике известен как информация.

Информация может также быть определена как организа­ция, или связность.

Грегори Бэйтсон определил информацию как «различия, ко­торые составляют различие».

Информация — связность — «различия, которые составля­ют различие» — времясвязывание Кожибского — все это ас­пекты непредсказуемого. Если вам уже что-либо известно или вы можете легко это предсказать на основе уже имеющихся у вас сведений, для вас это — не информация. И наоборот, если вы чего-то не знаете или не можете предсказать, это — инфор­мация.

Динамика эволюции — это отбор информации, связности из серии случайных событий. Появление информации можно грубо проиллюстрировать следующими тремя стишками:

Розы красные, Фиалки — синие, Сахар — сладкий, И ты тоже.

Если только читатель не вырос в относительной изоляции от американо-английской народной культуры, это стихотворение содержит для него очень мало информации. Каждая следующая его строчка легко предсказуема. Теперь прочтите следующее:

Розы красные, Тушь — черная, Сделай любезность, Сядь на гвоздь.

Эта грубая шутка (школьного происхождения) несет в себе больше информации для большего числа читателей, так как она менее предсказуема. Еще один скачок информативности возни­кает в следующем варианте, принадлежащем Стиву Аллену:

Розы красные, Фиалки — синие, Ты ждешь рифмы, Но ее не будет.

Юмористическая непредсказуемость этого стихотворения сообщает ему, с математической точки зрения, большую ин­формативность, чем то предсказуемое стихотворение к дню Святого Валентина, с которого мы начали. Если вам все еще не

ясно, вернитесь к элегантному упрощению Бэйтсона: «Инфор­мация — это различия, которые составляют различие».

В математике информация также известна как негативная (отрицательная) энтропия или — широко употребляемое сок­ращение — негэнтропия.

Энтропия — степень омертвелости системы. Негэнтропия, или информация, — степень оживленности системы.

Эволюция всегда определяется по меньшей мере двумя сто­хастическими процессами, каждый из которых выступает в ро­ли «селектора» другого (других). В неживых системах, где по­добная «селекция» отсутствует, энтропия (недостаток связнос­ти) устойчиво возрастает, как утверждается в известном втором законе термодинамики. В живых системах, благодаря стохасти­ческой селекции, устойчиво возрастает негэнтропия (информа­ция). По выражению Шрёдингера, «Жизнь питается негатив­ной энтропией». Жизнь — это процесс упорядочивания, выбора и определения связности.

Если не вдаваться в метафизику, то жизнь (эволюция) всегда ведет себя так, как если бы она всегда стремилась к более высо­кой связности, т. е. более высокой разумности.

Этот процесс ускоряется, ибо, как математически доказал Шеннон, является логарифмическим. Кривая, соответствую­щая логарифмической зависимости, уходит вверх тем круче, чем больше значение аргумента.

Таким образом, ускорения, замеченные Адамсом и Кожибс-ким, представляют собой вклад человечества в процесс, кото­рый и без того все время присутствовал в эволюции.

Ускорение человеческой составляющей выше, чем ускоре­ние дочеловеческой эволюционной составляющей, так как при помощи третьего, семантического контура и его символов мы способны передавать информацию (негативную энтропию — связность) из поколения в поколение.

Мировое богатство в виде «реального капитала» (действую­щие заводы, известные на данный момент месторождения и

т. Д.) удваивалось каждое поколение с тех пор, как экономисты в восемнадцатом веке начали обрабатывать статистику.

Откуда берется это богатство? По мнению ортодоксальных экономистов, оно происходит из земли, труда и капитала. По мнению марксистов, оно происходит только из земли и труда, а капиталист является вором, который поместил в этот процесс искусственную систему бухгалтерского учета. И те, и другие ошибаются. Земля и труд или земля, труд и капитал не могут произвести новое богатство, если они организованы вокруг ложной идеи — такой, например, как поиск нефти там, где ее нет. Подлинный источник богатства — это правильные идеи, жизнеспособные идеи, то есть негативная энтропия (инфор­мация).

Источником же этих связных (жизнеспособных) идей явля­ется человеческая нервная система. Все богатство создается человеческими существами, разумно использующими свои нейроны.

Однажды невротический молодой человек пришел к мастеру дзэн и спросил, как ему обрести душевный покой.

«Как тебе может чего-то не хватать, — спросил его роси*, — когда ты обладаешь величайшим в мире сокровищем?»

«Что же это за величайшее в мире сокровище?» — недоумен­но спросил юноша.

«Место, откуда приходит этот вопрос, является величайшим в мире сокровищем», — сказал мастер (надо заметить, сказал с совершенно не характерной для учителей дзэн ясностью).

Конечно, будучи буддистом, мастер принял обет бедности и имел в виду нечто совершенно иное, чем то, о чем мы здесь говорим. Но он знал, что весь наш опыт рождается в нашем мозгу — боль и беспокойство, блаженство и экстаз, все высшие эволюционные видения и вневременные переживания, и т. д. Мозг также является «величайшим в мире сокровищем» с точки зрения материалистической экономики: в нем рождаются все идеи, которые, находя применение в социуме, превращаются в богатство: дороги, научные законы, календари, фабрики,

Роси (яп.) — учитель дзэн. — Прим. ред.

компьютеры, лекарства, телеги, автомобили, реактивные само­леты, космические корабли...

Если вы читаете эту книгу не в пустыне, оторвитесь от стра­ницы и посмотрите вокруг. Все, что вы видите, кто бы теорети­чески этим ни «владел», является времясвязывающим результа­том материализованных или проявленных идей, родившихся в творческих умах людей. Все это — негативная энтропия. Связ­ный порядок.

И эта система движется ко все большей связности в непре­рывно растущем темпе.

Конечно, если вы все же находитесь в пустыне, вы также увидите связный порядок, но в этом случае темп его изменения в сторону большей связности будет гораздо ниже. То есть те стохастические процессы, которые мы называем генетическим дрейфом, эволюцией и т. д., стремятся к высшему порядку медленнее, чем стохастические процессы, которые называются человеческой мыслью, изобретением, культурой и т. д. (Вот почему так трудно достигнуть соглашения в вопросе о разум­ности природных процессов. Как отмечает Бэйтсон, если пред­положить, что каждый упорядочивающий процесс является ра­зумным, тогда биосфера действительно является разумной; но если называть словом «разумный» только те упорядочивающие процессы, которые протекают с той же скоростью, с какой фун­кционирует наш мозг, тогда природа просто механична, а не разумна. Перед инопланетянином, чье восприятие времени от­личается от нашего, этот вопрос вообще никогда бы не встал.)

Большая часть того, что мы воспринимаем в человеческом мире, состоит из конкретизированных идей в указанном выше смысле. Взгляните еще раз на человеческое общество; вы види­те исторический человеческий мозг, проявляющий себя вовне.

Конечно, не все идеи одинаково хороши.

Таким образом, не все проявленные идеи (человеческие тво­рения в биосфере) одинаково хороши.

Вот почему в прошлом веке некто Джон Раскин попытался ввести различение богатства и бедства**. Это различение не было принято и не вошло в язык, так как в то время люди не были к этому готовы.

Богатство, по мнению Раскина, состоит из всех тех артефак­тов (конкретизированных идей), которые улучшают человечес­кую жизнь или жизнь вообще. Бедство состоит из тех артефак­тов, которые разрушают, ухудшают или унижают жизнь. Фаб­рика, загрязняющая воздух или воду, в этом смысле является бедством, равно как и бомба, меч, пистолет, танк или нервно-паралитический газ.

Миграция Капитала на Запад, замеченная Бруксом Адам-сом, была миграцией одновременно и богатства, и бедства.

Очевидно, в примитивных планетарных условиях — огра­ниченное пространство и ограниченные ресурсы — бедство считалось необходимым для защиты богатства. Территориаль­ная политика одомашненных приматов во многом сходна с территориальной политикой всех остальных млекопитающих; просто у приматов лучше развито умение создавать оружие мас­сового поражения. Первоначально это было необходимо для выживания — Относительного Успеха Эволюции, — так как приматы, в отличие от других млекопитающих, появляются на свет без физиологического, «встроенного» оружия (смертонос­ных клыков, когтей, рогов и т. д.).

Начиная с Века Разума (XVIII столетие) экспоненциальный рост богатства (проявления идей, улучшающих жизнь) вызывал к жизни все больше утопических мечтаний. В то же время, равный по величине и противоположный по знаку рост бедства вызывал все больше антиутопических и апокалиптических страхов.

* Wealth (англ.). ** Illth (англ.).

не гонись за результатами - student2.ru

КАПИТАЛ НЕУКЛОННО ДВИЖЕТСЯ НА ЗАПАД, ТАК КАК НОВЫЕ ИДЕИ ВСЕГДА ВОЗНИКАЮТ НА ГРЕБНЕ ВОЛНЫ.

Любые предположения относительно будущего — утопи­ческие или антиутопические — всегда основываются на пред­ставлении о доминирующем факторе эволюции. Вся эта книга, а не только данная глава, основана на убеждении, что решаю­щим фактором эволюции является способность производить богатство (стремиться к высшей степени связности). Способ­ность производить бедство — архаическая система выживания млекопитающих, необходимость в которой быстро снижается.

Наиболее значительная в истории концентрация богатства (реального капитала и идей, рождающих новый капитал) сегод-

ня сосуществует с наиболее значительной концентрацией эво-люционно развитых нервных систем.

В Калифорнии, Орегоне, на Аляске, в Британской Ко­лумбии, Аризоне, Техасе, на Гавайских островах, в Японии и везде в Тихоокеанском регионе, где Запад встречается с Восто­ком, мир 2000, 2010, 2050 годов творится людьми, которые яв­ляются ветеранами гигантской Нейрологической Рево­люции, — психоделическими пионерами 60-х, выпускниками Движения Сознания 50-70-х, объединителями современной психологии и древней восточной мудрости. Мэрилин Фергю-сон, представительница этого движения, называет его Загово­ром Водолея. Том Вулф*, путешественник во времени из Нью-Йорка, то есть из нейрологического прошлого, из культуры, сфор­мировавшейся до 1950 года, называет их Поколением «Я».

Это Поколение «Я» временно представляет собой высшее значение времясвязывающей функции. Неуклонно продвига­ясь на Запад, прочь от Традиции, прочь от Догмы, они являются продуктами, как Эдмунд Берк сказал о первых американцах, «несогласия в среде несогласных и протестантизма в среде про­тестантов». Каждая ересь, покидавшая Европу, давала жизнь новым, еще более диким ересям на Восточном Побережье в период с 1600 по 1800 гг. Те, кто «слишком выделялся», вынуж­дены были перебраться еще дальше на запад и образовали тыся­чи утопических коммун (анархисты, евангелисты, сторонники свободной любви и т. д.), которыми в середине XIX века был усеян весь Средний Запад. Те, кто «выделялся» еще больше, — совсем уж нетрадиционные — за последние 30-70 лет смести­лись еще дальше на запад.

Смысл этой миграции представляет загадку для Восточных штатов и еще большую загадку — для европейцев.

Еще более загадочным это явление стало, когда оно достигло тихоокенского побережья и начало взаимодействовать с такими восточными нейронауками и искусствами работы с мозгом, как йога, даосизм и дзэн.

Томас Клейтон Вулф(1900—1938) — американский писатель. — Прим.ред.

Оно целиком проглотило восточные уроки, в то же время сохранив свою западную сущность. Оно осталось западным — несогласие в среде несогласных и т. д., — и последние два-три десятилетия набирает силу и определяет направление.

Его цель — Высшая Связность и Высший Разум.

Это новая Элита Власти.

Еще молодыми людьми эти заговорщики Водолея соверши­ли Молодежную Революцию 60-х, которая, несмотря на все свои излишества и промахи, изменила и улучшила связь «сту­дент — администратор — учитель» в наших университетах; поз­волили некоторому количеству здорового гедонизма проник­нуть в нашу пуританскую культуру; импортировали с дюжину различных восточных нейронаук (и, к сожалению, две дюжины различных восточных глупостей); инициировали экологичес­кое движение (первое признание различий между богатством и бедством в планетном масштабе); возродили подлинную лю­бовь к дикой природе; внедрили идею гибкого рабочего графи­ка и другие новшества, освобождающие человека от эконо­мической роботизации*; положили начало движениям за эман­сипацию женщин, геев, детей и щедро поддержали борьбу за освобождение черных; остановили вьетнамскую войну; рас­пространили в нашей культуре холистическую медицину и сде­лали еще многое другое.

Эта же группа в настоящее время возглавляет компьютер­ную революцию; пробивает путь идее космической миграции; поддерживает проект избавления от голода, который еще при нашей жизни мог бы накормить всех голодающих на планете; находится в авангарде Революции Долголетия и поиска бес­смертия и делает еще многое другое.

И все они ясно сознают себя участниками взрывного про­цесса Интенсификации Разума, который является основной те­мой данной книги.

* Практически во всех компьютерных фирмах Силиконовой Долины действует система гибкого рабочего графика. Сотрудники сами определяют, в какие часы они будут работать.

Этот тип «западного прогрессизма» (или утопизма) возник на Ближнем Востоке и во многом обязан своим происхождени­ем евреям. Вот почему все реакционеры интуитивно исповеду­ют антисемитизм. Как писал об этой традиции Уильям Блейк,

Пророки Исайя и Иезекииль делили со мной трапезу, и я спросил, как они отважились утверждать, что Сам Бог говорил с ними, и не боялись ли они, что они могут быть неверно поняты и ввести лю­дей в заблуждение.

Исайя ответил: «Я не слыхал Бога ушами и не видал глазами, но чувства мои обрели бесконечность во всем, и я уверовал и остаюсь убежденным, что голос искреннего гнева есть глас Божий. Я не ду­мал о последствиях, но написал книгу».

Видение «бесконечности во всем» характерно и для Запада, и для Востока; но отличительно западной чертой, унаследован­ной от евреев, является «голос искреннего гнева» по отноше­нию к любому институту, который отрицает или принижает бесконечность, существующую в каждой человеческой душе. Полное высвобождение нашего человеческого потенциала, за­жигание света Прометея повсюду — это отличительно западная мистическая традиция, которой нет ни в индуизме, ни в буддиз­ме, ни в даосизме, ни в любой другой восточной религии.

Томас Джефферсон развил свою идею «все люди созданы равными» на основе восприятия бесконечности в каждом чело­веке, которому он научился у шотландских философов Рейда и Хатчесона. (У Хатчесона же Джефферсон также позаимствовал и идею «неотчуждаемых прав».) Шотландское Просвещение, равно как и Просвещение французское и английское, было началом материализации и проявления иудео-христианской мечты о Граде Божьем.

Именно в этих иллюминатских кругах XVIII века возникла концепция прогресса, сознательно возродившая символизм Прометея. За последние несколько десятилетий эта идея под­верглась стольким нападкам, что ее защита может показаться читателям архаизмом и эксцентричностью.

Тем не менее эволюция реальна: квантовые скачки действи­тельно происходят как в биосфере, так и в интеллектуальной истории человечества. Мы несемся на гребне волны растущей сознательности и распространяющейся разумности, которая движется все быстрее независимо от нашей воли.

Большей части людей — особенно большей части правящей элиты — не нравится это ускорение. Миграция капитала (т. е. идей) в западном направлении во многом была уходом от угне­тения, эскапистским движением (сегодня кое-кто называет эс­капизмом стремление человечества освоить Космос). Везде и всегда те, кто правит обществом, пытались обуздать деятель­ность третьего контура, замедлить ускорение, наложить ограни­чения на свободу печати, свободу слова и даже свободу мысли.

Греческий миф о Прометее Прикованном — титане, при­несшем свет человечеству и за это осужденном на вечные му­ки, — это очень точный символ того, как обращаются с третьим контуром в большинстве человеческих обществ.

Своеобразный способ, которым в большинстве обществ им-принтируется четвертый, социополовой, контур, — странные табу, которые сковывают нас всех, в любом племени, как бы технологически «развито» оно ни было, — тоже является частью диалектики ускорения-замедления.

Импринтирование четвертого контура в основном использу­ется в качестве тормоза, сдерживающего свободную активность времясвязывающего семантического контура.

В этом состоит историческая функция табу и «морали».

ш

Упражнения

1. Сравните Грецию IV века до н. э., Рим I века н. э., Южную Европу на заре Ренессанса, Англию 1600-1900 годов, Нью-Йорк 1900- 1950 годов и сегодняшнюю Калифорнию. Оп­ределите соотношения между накоплением богатства и на­коплением ересей, новшеств, вероисповеданий, чудаков, пионеров, изобретателей и т. д.

2. Представьте себе, что вы кладете один цент на первую клетку шахматной доски, два цента — на вторую, четыре — на третью и т. д. Сколько центов вы должны будете поло­жить на шестьдесят четвертую клетку? Именно так действу­ет времясвязывание в относительно открытых обществах.

3. Прочитайте обвинения, которые были предъявлены Гали­лею ортодоксальной наукой того времени.

4. Прочитайте обвинения, которые были предъявлены Бетхо­вену, Пикассо и Джойсу теми, кто хорошо знал, какими должны быть музыка, рисование и романы.

5. Как вы думаете, будут ли описаны в «Сайентифик Америкэт самые важные научные идеи 1997 года в 1997 году или, может быть, в 2017?

6. Выясните, сколько лет прошло между публикациями работ Эйнштейна с изложением специальной теории относитель­ности и принятием этой теории большинством физиков.

Глава 8

«Моральный» социополовой контур

Гусеница оскверняет лучшие листья, священник оскверняет чистейшие радости.

Вильям Блейк. Бракосочетание рая и ада (Перевод А. Сергеева)

Социополовой контур активизируется и импринтируется в юности, когда сигнал ДНК пробуждает половой механизм. Подросток становится растерянным обладателем нового тела и нового нейрального контура, который ориентирован на оргазм и слияние сперматозоидов с яйцеклеткой. Достигший половой зрелости человек, как любое другое животное в брачный пери­од, бродит в полубезумном состоянии, задыхаясь в поисках сексуального объекта.

Импринтная уязвимость в этот момент необычайно велика, и первые сексуальные сигналы, запускающие юношескую нервную систему, запоминаются на всю жизнь и до самой смер­ти определяют сексуальную реальность индивида.

Неудивительно, что в эти чувствительные моменты могут приобретаться самые разнообразные фетиши.

Наши рекомендации