Процессуальная характеристика технологии
Технологию художественно-творческого развития детей дошкольного возраста можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребёнка как творческой личности. Ребенок рассматривается как полноправный участник образовательного процесса, взрослый выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребенком. Взрослый поддерживает его инициативу при обсуждении или выполнении различных дел. Ребенок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.
Одна из важных задач художественно-творческой деятельности – научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные художественные, изобразительные решения, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с художественно-творческой деятельностью.
Процесс становления творческой личности имеет свой алгоритм.
Первый элемент – это накопление впечатлений от восприятия искусств, которые являются образцом для творчества, источником вдохновения и мотивами будущей деятельности.
Второй элемент – это накопление опыта практической деятельности и освоение знаний, умений и навыков репродуктивного характера. Необходимые умения и навыки позволяют ребенку выразить свои собственные впечатления в художественно-творческой форме.
Третий элемент – это цикл творческих заданий, которые варьируются и усложняются: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности, к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей.
Основные этапы технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста:
Первый этап - накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как первоосновы для творчества. Важными моментами на этом этапе являются информационно- и эстетически-обогащенные пространства (развивающая среда) и мотивационные стимулы, пробуждающие активную творческую деятельность.
Второй этап - этап подражания, имитации – освоение эталонов творческой деятельности, ее способов, технологий и средств. Главное на этом этапе – активизация имеющегося опыта ребёнка в эстетически полноценном, полихудожественном пространстве.
Третий этап - этап преобразований – применение освоенных эталонов и их трансформация в новых, личностно-значимых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, способностями детей.
Четвертый этап - этап альтернатив – направлен на индивидуализацию, гармонизацию творческой деятельности, становление творческой индивидуальности, выразительности и неповторимости в создании художественных образов.
Методы и приемы технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста: наглядный (слуховая и зрительная наглядность), словесный, метод проблемных, поисковых ситуаций, практические методы, игровой метод.
Таким образом, технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанный на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребенка как творческой личности. Ребенок является полноправным участником образовательного процесса, педагог выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребёнком. Взрослый поддерживает инициативу воспитанников при обсуждении или выполнении различных дел. Дошкольник наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.
ЛИТЕРАТУРА
1.Волшебный пластилин: Рабочая тетрадь. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
2. Городецкая роспись: Рабочая тетрадь. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
3. Дымковская игрушка: Рабочая тетрадь. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
4. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
5. Комарова, Т.С. Коллективное творчество дошкольников / Т.С. Комарова, А.И. Савенков. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
6. Комарова, Т.С. Эстетическая развивающая среда / Т.С. Комарова, О.Ю. Филлипс. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
7. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
8. Простые узоры и орнаменты: Рабочая тетрадь. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
9. Сказочная Гжель: Рабочая тетрадь. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
10. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным искусством / О.А. Соломенникова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
11. Узоры Северной Двины: Рабочая тетрадь. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
12. Филимоновская игрушка: Рабочая тетрадь. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
13. Халезова, Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Н.Б. Халезова // Под ред. М.Б. Зацепиной. – М. : Сфера, 2005.
14. Хохломская роспись: Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
15. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5 – 7 лет. – М. : Аркти, 2003.