Педагогическая технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

И.В.Груздова

Тольяттинский государственный университет, г.о. Тольятти

Н.С. Краснова, Л.А. Поминова

МДОУ детский сад №200 «Волшебный башмачок» г.о. Тольятти

Компетентностно-ориентированный подход в образовании является приоритетным направлением образовательной политики Самарского региона. Данный подход способствует формированию у выпускника дошкольного учреждения готовности эффективно сорганизовывать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности) и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

Единая типовая программа воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях предусматривает обеспечение усвоения определенного объема знаний, умений и навыков, но реализуемый на современном этапе принцип вариативности программ оптимизирует идею развивающего обучения, компетентностно-ориентированного подхода и, в целом, гуманистическую педагогику. Для успешного формирования ключевых компетентностей необходимы адекватные им методы, формы и средства обучения.

Одной из приоритетных образовательных технологий, которая успешно обеспечивает реализацию компетентностно-ориентированного подхода к обучению, является технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста. Данная технология способствует развитию творческих способностей детей и формированию их технологической компетентности в разнообразных видах художественного творчества.

В основу технологии положена идея художественно-творческого развития ребенка средствами искусств. Этим и определяется особые возможности художественно-эстетического образования на пути гуманизации любого воспитательно-образовательного учреждения, ориентированного на современные технологии обучения детей.

Таблица 1 - идентификация технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

ПРИЗНАКИ ТЕХНОЛОГИИ Идентификационные характеристики технологии
Название технологии Технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста. Авторы: Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина и др.
Уровень применения Отраслевая, частнопредметная.
Философская основа Диалектическая.
Ведущий фактор развития личности Психогенная.
Научная концепция освоения опыта Развивающего обучения и воспитания, деятельностная, ассоциативно-рефлекторная.
Ориентация на сферы и ключевые компетентности индивида ЗУН (информационная - сфера знаний), действенно-практическая и сфера творческих качеств
Характер содержания Общеобразовательная, гуманитарная, общекультурная.
Вид педагогической деятельности Обучающая (дидактическая), воспитательная, развивающая.
Тип управления учебно-воспитательным процессом Классическое, традиционное обучение, система малых групп.
Методы и способы воспитания и обучения Активные, объяснительно-иллюстративные, проблемные, поисковые, исследовательские, убеждения, наглядные, практические.
Организационные формы Коллективные, групповые, индивидуальные и дифференциации.
Подход к ребенку Технология сотрудничества, деятельностно-ориентированная.
Направление модернизации На основе гуманизации и демократизации отношений.
Категория обучающихся и воспитывающихся Массовая.


В качестве основных целевых ориентиров предлагаемая технология выделяет художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетических потребностей и способностей, освоение дошкольниками культурных форм общения с искусством.

Технология предполагает содержательную конкретизацию задач художественно-эстетического образования на разных этапах дошкольного детства.

К основным задачам технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста относится:

1. Развитие художественного восприятия.

2. Формирование эстетических чувств и эмоций.

3. Развитие воображения, мышления, памяти и речи ребёнка.

4. Приобщение к элементарным знаниям в области искусства.

5. Развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества.

6. Формирование основ художественно-творческой культуры личности.

Концептуальные положения технологии художественно-творческого развития ребенка дошкольного возраста разработаны Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной и др.

Т.С. Комарова отмечает, что во всех видах художественно-эстетической деятельности можно выделить общие психические процессы, которые являются основой формирования художественного творчества и художественно-творческих способностей. К этим процессам относятся:

- восприятие, образы которого, накапливаясь, формируют сенсорный опыт, выступающий основой развития разнообразных способностей, в том числе и художественно-творческих. На базе образов восприятия формируются представления. Если образы восприятия эстетически окрашены, то и формирующиеся на их основе представления тоже будут эстетическими. Этому в значительной степени способствует использование всех видов искусств;

- воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое, в свою очередь, развивается в процессе этой деятельности;

- эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического восприятия, необходимое для успешного осуществления деятельности. Отношение возникает тогда, когда деятельность способствует удовлетворению значимых для ребёнка потребностей, прежде всего, в познании, самоутверждении и содержательном общении со взрослыми и сверстниками;

- эффективность развития художественно-творческих способностей во многом зависит от формирования художественных умений в области разных искусств: рисования, лепки, художественного конструирования, пения, выразительных движений и словесного творчества;

- художественному творчеству детей необходимо учить, создавая проблемные ситуации и применяя систему творческих заданий.

Механизм передачи и освоения опыта художественно-творческой деятельности разработан в рамках следующих научных концепций:

1.Ассоциативно – рефлекторная концепция обучения (И.П. Павлов, И.М.Сеченов, С.Л.Рубинштейн).

Опирается на основные представления условно-рефлекторной деятельности головного мозга.

Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий:

- формировании активного отношения к познавательной деятельности;

- подачи учебного материала в определённой последовательности, поэтапно;

- демонстрация и закрепление материала в различных приёмах умственной и практической деятельности;

- применение знаний на практике.

2.Развивающая технология (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Развивающая технология предполагает, что организация (содержание и методы) внешних воздействий может существенно изменить темпы и границы развития ребенка.

Усвоение опыта происходит в такой последовательности:

- предварительное знакомство с действием, ориентировка, мотивация к деятельности;

- материальное (материализованное) действие;

- этап внешний речи, озвучивание действий, формулировка выводов;

-этап внутренней речи, осмысление проблемы;

-этап автоматизированного действия (навык).

Авторами технологии разработаны принципыее реализации:

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей предполагает такой подход, при котором открывается перспектива художественно-эстетического развития каждого ребенка в соответствии с его уровнем способностей и возрастных возможностей;

- принцип одномоментного включения всех анализаторов в процесс познания какой-либо ценности обеспечивает прочность условных связей в коре головного мозга и активность всех психических процессов;

- принцип интеграции различных видов искусств и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей способствует более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества, формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения;

- принцип доступности предполагает управление темпами и содержанием развития ребёнка посредством организации обучающего воздействия;

- принцип продуктивности подчеркивает прагматичность метода, обязательность ориентации на получение значимого для ребёнка, реального, завершенного результата;

- принцип взаимосвязи художественно-творческой деятельности детей с воспитательно-образовательной работой создает условия для формирования разнообразных представлений и расширяет опыт восприятия, стимулирует развитие воображения и творчества;

- принцип вариативности и спиралевидности. Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми позволяет осуществить познание ценности искусств в разных видах деятельности и разными путями, от частного – к общему, от общего – к частному;

- принцип результативности предполагает уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения, организацию выставок, концертов и др.

Наши рекомендации