Компетентностно-ориентированная

ТЕХНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

С.Е. Анфисова

Тольяттинский государственный университет, г.о. Тольятти

С.В. Дороднова, Е.Ю. Зайцева

МДОУ детский сад №90 «Золотое зёрнышко», г.о. Тольятти

Технологизация учебного и воспитательного про­цессов на современном этапе развития дошкольного образования, связана с поиском таких дидактических подхо­дов, которые могли бы превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом.

Современный заказ общества ориентирован на выпускника образовательного учреждения (в нашем случае – дошкольного учреждения), который не только приобретет за время нахождения в детском саду определенный объем знаний, умений и навыков, но и научится ими пользоваться. Ведь впереди у ребенка школьная жизнь: новая ситуация общения, новая деятельность, новые обязанности и новые потребности.

Следовательно, в дошкольном учреждении должны быть созданы условия, которые помогут ребенку подготовиться к следующей жизненной ступени. В условиях ДОУ педагогами сегодня должны обязательно использоваться компетентностно-ориентированные технологии, которые учат ребенка приспосабливаться к современным жизненным обстоятельствам.

Есть множество определений понятия «педагогиче­ская технология». Наиболее полным мы считаем определение Г.К. Селевко, который считает, что педагогическая (образовательная) технология– это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам [6].

На сегодняшний день множество исследований посвящено вопросу познания ребенком окружающей действительности. В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в сис­теме дошкольного образования формируется еще один эффектив­ный способ познания закономерностей и явлений окружающего мира — познание в процессе экспериментирования.

Мы считаем, что технология детского экспериментирования (авторы: С.В. Дороднова, Е.Ю. Зайцева, Л.А. Кузьмичева, С.Е. Анфисова), являясь деятельностной по своей сущности, отвечает запросу компетентностно-ориентированного образования и по праву может называться компетентностно-ориентированной технологией.

Рассмотрим методологию и классификационные параметры компетентностно-ориентированной технологии детского экспериментирования в соответствии со схемой анализа педагогических технологий, предложенную Г.К. Селевко.

Таблица 1 – Классификационные параметры технологии детского экспериментирования

Название технологии Компетнтностно-ориентированная технология детского экспериментирования. Авторы: С.В. Дороднова, Е.Ю. Зайцева, Л.А. Кузьмичева, С.Е. Анфисова.
Вид педагогической технологии по уровню применения Метатехнология.
По основным философским позициям Прагматическая, материалистическая.
По отношению к факторам развития Социогенная.
По особенностям применения научной концепции освоения опыта Ассоциативно-рефлекторная, деятельностная.
По ориентации на сферу развития индивида ЗУН (информационная), СУД (операционная), СУМ (саморазвитие), СДП (действенно-практическая).
По принадлежности к определенной содержательной области Личностно-ориентированная, компетентностно-ориентированная.
По преобладающим видам социально-педагогической деятельности Обучающая, воспитывающая, общеобразовательная, светская.
По типу управления педагогическим процессом Система «консультант», современная традиционная система «малых групп».
По преобладающим организационным формам педагогического процесса Индивидуальная, подгрупповая.
По воспитательной ориентации и подходу к ребенку Личностно-ориентированная, деятельностно-ориентированная, педагогика сотрудничества.
По преобладающему методу Методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности. Методы организации и осуществления познавательных действий. Методы организации контроля и самоконтроля эффективности экспериментальной деятельности.
По направлению модернизации существующей традиционной системы Целостная технология авторской модели.
По категории обучающихся Массовая.

С целью более глубокого анализа компетентностно-ориентированной технологии детского экспериментирования, рассмотрим целевые ориентации данной технологии.

Направление: познание ребенком объекта в ходе практической деятельности с ним.

Цель: создание условий для осуществления детского экспериментирования.

Задачи:

1.Учить детей выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные решения, проверять эти возможные решения практическим путем.

2. Учить детей проверять возможные решения экспериментальным путем.

3.Учить детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать и анализировать их.

4. Учить детей выделять существенные признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.

5. Развивать у детей умение отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности.

6. Развивать у детей умение фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.

Концептуальную основу компетентностно-ориентированной технологии детского экспериментирования составили следующие теоретические положения:

- Положения и методические подходы к деятельности экспериментирования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской деятельности детей выделяет экспериментирование.

Н.Н. Поддьяков в своих исследованиях утверждает, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, и отмечает, что задача данной деятельности - получение новых сведений о том или ином предмете. При этом у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного.

Эта деятельность не задается взрослым заранее в виде той или иной схемы строится самим дошкольником по мере получения новых сведений об объекте.

В процессе экспериментирования с новым объектом и получения новой информации ребенок соответственно может менять направленность этой деятельности. И в этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов. По мере получения новых сведений об объекте ребенок ставит перед собой (явно или неявно) новые, все более усложняющиеся цели и пытается их реализовать.

Для достижения новых целей, поставленных самим ребенком, требуются в ряде случаев новые способы преобразований объекта. Их поиск идет путем опробования старых способов, их комбинирования, перестройки, поэтому пробы и ошибки - обязательный и важнейший компонент детского экспериментирования.

Главное достоинство экспериментирования, по его мнению, заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи дошкольника. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

При формировании основ естественно-научных понятий экспериментирование можно рассматривать как универсальный способ познавательной деятельности дошкольников.

- Деятельностный подход, разработанный А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым и др., который основывается на трех основных принципах: 1) представление о психике не просто как отражении окружающего мира, системе образов, а как системе действий; 2) признание социальной природы психического развития человека; 3) единство материальной и психической деятельности. Данный подход объясняет процесс активно-исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивированного и целенаправленного решения задач (проблем). Решение задачи состоит в поиске действия, с помощью которого можно так преобразовать ее условие, чтобы достигнуть результата.

По результатам исследований проведенных П.Я. Гальпериным и Д.Б. Элькониным, следует, что в ходе экспериментальной деятельности на основе внешних материальных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире:

компетентностно-ориентированная - student2.ru внешние материальные действия

Наши рекомендации