Компетентностно-ориентированные оценочные средства

1) Диагностический контроль - не проводится

2) Текущий контроль

Текущий контроль направлен на определение уровня освоения студентами содержания разделов дисциплины, выявление трудностей в изучении материала, а также оценку эффективности выбранных средств и методов обучения.

Таблица 4

№п/п Наименование раздела дисциплины Средства текущего контроля
Предмет логики и ее значение Контрольный опрос (устный или письменный); Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий в ходе практических занятий; Выполнение индивидуальных домашних заданий. Тестирование. Мониторинг результатов практических занятий.
Понятие как форма мышления Контрольный опрос (устный или письменный); Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий в ходе практических занятий; Выполнение индивидуальных домашних заданий. Тестирование. Мониторинг результатов практических занятий.
Суждение. Вопрос Контрольный опрос (устный или письменный); Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий в ходе практических занятий; Выполнение индивидуальных домашних заданий. Тестирование. Мониторинг результатов практических занятий.
Формальные законы логики Контрольный опрос (устный или письменный). Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий в ходе практических занятий; Выполнение индивидуальных домашних заданий. Тестирование. Мониторинг результатов практических занятий
Умозаключение как способ рассуждения Контрольный опрос (устный или письменный); Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий в ходе практических занятий; Выполнение индивидуальных домашних заданий. Тестирование. Мониторинг результатов практических занятий.
Основы аргументации Контрольный опрос (устный или письменный); Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий в ходе практических занятий; Выполнение индивидуальных домашних заданий. Тестирование. Мониторинг результатов практических занятий.  
Гипотеза как форма познания Контрольный опрос (устный или письменный). Тестирование.

Промежуточная аттестация - экзамен

Обязательным условием для допуска студента к экзамену является выполнение всех индивидуальных домашних заданий и посещение не менее 2/3 всех аудиторных занятий.

Примерные варианты письменных домашних заданий для самостоятельной работы студентов и формы текущего контроля

Раздел 1.Предмет и значение логики

ДЗ 1.

Задание 1.

Запишите с помощью символов языка логики высказываний следующее выражение естественного языка:

а) Каждый день над рабочей слободкой ... дрожал и ревел фабричный гудок, и, послушные зову, из маленьких серых домов выбегали на улицу, точно испуганные тараканы, угрюмые люди, не успевшие освежить сном свои мускулы - А.М.Горький.

б) Как с милой я бываю,

Я весел - и грущу;

Сказать "люблю" желаю,

И слов я не сыщу - В.Л. Пушкин

Задание 2.

С помощью русского языка сформулируйте высказывания, соответствующие данным формулам:

а) х → (у /\ х) б) (а \/ в /\ с) → (е \/ р)

Раздел 2.Понятие

ДЗ 2.

Задание 1.

Установите отношения между данными понятиями и изобразите их с помощью кругов Эйлера:

а) Гектар, ар, десятина, квадратный километр;

б) Любовь, ненависть, приязнь, неприязнь.

Задание 2.

К данной круговой схеме подберите понятия, отношения между которыми соответствуют этой схеме:

A
B
C
  D

Задание 1.

Проведите поэтапное ограничение и обобщение понятий, перечисленных в задании 1.

Задание 2.

Проведите деление понятий, перечисленных в задании 1, указав предварительно видоизменяющий признак, лежащий в основании деления.

Задание 3

Приведите примеры двух правильных определений, являющихся

а) реальными, б) генетическими.

Раздел 3. Суждение. Вопрос

ДЗ 4.

Задание 1.

В каждом из приведенных ниже суждений укажите субъект и предикат, запишите суждения в четкой логической форме и установите их вид в объединенной классификации:

а) Я хочу быть профессионалом своего дела.

б) Наступила ночь.

в) Некоторые люди не отличаются пунктуальностью.

г) Настоящий мастер никогда не допустит брака в своей работе.

Задание 2.

Изобразите схему отношений между терминами суждений, данных в задании 1.

Задание 3.

Установите вид отношения, в котором находятся суждения в каждой их паре, приведенной ниже:

1. а) Все взрослые люди сначала были детьми.

б) Некоторые взрослые никогда не были детьми.

2. а) Есть люди, которые никогда никуда не опаздывают.

б) Нет людей, которые никогда никуда не опаздывают.

ДЗ5.

Задание 1.

С помощью приведенных ниже простых суждений составьте сложные высказывания, соответствующие для каждого варианта формулам:

1. а \/ в /\ с;

2. (а \/ в) → с;

3. с → ( а \/ в ).

"Этот человек - дипломат" - а, "Этот человек - работает в МИДе" - в, "Этот человек может оказывать влияние на политику государства" - с

Задание 2.

С помощью таблиц истинности установите, являются ли следующие формулы логики высказываний тавтологиями:

а) а \/ не-а \/ в;

б) а \/ в /\ ( а → в);

в) ( а → а ) → в.

Задание 3.

Сформулируйте высказывание, являющееся отрицанием данного:

а) Авторское право на коллективное произведение действует в течение всей жизни каждого из авторов и переходит по наследству - Гражданский кодекс РФ, ст. 497

ДЗ 6.

Задание 1.

Считая данные ниже суждения посылками, выведите из них с помощью логического квадрата заключения:

а) Некоторые книги имеют хорошие иллюстрации.

б) Ни один человек не может угнаться за зайцем.

Задание 2.

Считая данные в задании 1 суждения посылками, выведите из них заключения с помощью превращения, обращения и противопоставления предикату.

Раздел 5. Умозаключение

ДЗ 7.

Задание 1.

Установите правильность следующих категорических силлогизмов

а) с помощью общих правил;

в) с помощью схемы отношений между терминами:

1.Ни один человек не остается равнодушным к критике.

Я - тоже человек.

---------------------------------------------------------

Я не остаюсь равнодушным к критике.

2.Некоторые умозаключения имеют лишь одну посылку.

Среди умозаключений с одной посылкой есть непосредственные.

_______________________________________________

Некоторые умозаключения - непосредственные.

ДЗ 8.

Задание 1.

Восстановите до полного силлогизма приведенные ниже энтимемы и установите их правильность любым известным Вам способом:

а) Не всякое лекарство является неприятным на вкус, вот и гематоген - приятен на вкус.

б) Логика есть средство от скуки, так как все, что стимулирует мышление, разгоняет скуку.

Задание 2.

Получите заключение из следующих посылок, постройте схему умозаключения и установите его вид:

Все книги в моей библиотеке я покупал сам. Книги, которые я покупаю сам, я тщательно отбираю. Книги, которые я тщательно отбираю, мне нравятся.

Значит...

ДЗ 9.

Задание 1.

Установите вид каждого из данных умозаключений и его правильность (с помощью таблиц истинности):

а) Если все пираты любят ром, то все крокодилы хищники. А так как все крокодилы, действительно, хищники, то ясно, что все пираты любят ром.

б) Если сдашь экзамены хотя бы на "хорошо", то точно будешь получать стипендию. А если сдашь все экзамены на "отлично", то будешь получать повышенную стипендию. Я уверен, что могу сдать экзамены на "хорошо" или "отлично". Следовательно, я могу получить либо обычную, либо повышенную стипендию.

ДЗ 10.

Задание 1.

Установите вид индуктивного умозаключения в каждом из приведенных примеров:

а) Так как первые пятеро студентов сдали экзамен по математике на оценку "хорошо", а это наиболее подготовленные учащиеся, то можно сделать заключение о том, что и остальные студенты этот экзамен сдадут не лучше.

б) В его комнате одна из стен была занята книжными полками. Я подошел поближе и увидел, что на одной из полок были книги русских писателей. На второй полке тоже стояли книги русских писателей. На третьей полке также оказались книги русских писателей. Возможно, предположил я, что его домашняя библиотека состоит из книг только русских писателей.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое рассуждение?

2. Какие специфические операции характерны для абстрактного мышления?

3. Дайте характеристику основных форм абстрактного мышления.

4. Что представляет собой, с точки зрения логики, язык?

5. Что собой представляют знаки, и какими они бывают?

6. Каким образом можно выявить логическую форму мысли?

7. Какие мысли считают истинными, а какие - правильными?

8. Существует ли связь между истинностью и правильностью мышления?

9. Что понимается под логическим законом?

10. Что представляет собой логика как наука?

11. В чем состоит значение логики?

12. Что представляет собой такая форма мышления как понятие?

13. Какова логическая структура понятия?

14. В каких отношениях между собой могут находиться понятия?

15. Каким образом изображаются отношения между понятиями?

16. Что представляет собой логическая операция ограничения (обобщения) понятия?

17. Какую логическую операцию называют делением понятия?

18. Какие существуют виды деления?

19. Какие правила деления вы знаете?

20. Что представляет собой классификация?

21. Какие существуют разновидности классификации?

22. Что значит «определить понятие»?

23. Какие бывают виды определений?

24. Есть ли какие-либо правила для операции определения?

25. Как поступить, если вербальное определение дать невозможно или затруднительно?

26. Что представляет собой такая форма мышления как суждение?

27. Какие элементы входят в состав суждения?

28. Какие виды простых суждений выделяют в логике?

29. Что представляет собой объединенная классификация простых суждений?

30. Можно ли выразить смысл простого суждения графически?

31. Какие виды сложных суждений различают в логике?

32. От чего зависит значение истинности сложного высказывания?

33. Как установить значение истинности сложного высказывания, в котором более двух логических союзов?

34. Какое высказывание называют в логике тождественно истинным или законом логики?

35. Как получить отрицание сложного высказывания?

36. В каких отношениях могут находиться между собой простые суждения?

37. Что представляет собой такая форма мышления как вопрос?

38. Какие существуют виды вопросов?

39. Какие существуют виды ответов?

40. В чем состоит суть закона тождества?

41. Какую идею выражает закон непротиворечия?

42. Каков смысл закона исключенного третьего?

43. Какое требование выражает закон достаточного основания?

44. Что представляет собой умозаключение как форма мышления?

45. На какие виды делят умозаключения?

46. Что собой представляют умозаключения на основе связей между простыми суждениями?

47. Что такое простой категорический силлогизм?

48. Назовите термины силлогизма.

49. Перечислите общие правила простого категорического силлогизма.

50. Что такое энтимема?

51. Какова структура полисиллогизма?

52. Что такое сорит?

53. Какие умозаключения называют чисто условными?

54. Каковы особенности условно-категорического умозаключения?

55. Приведите пример чисто-разделительного умозаключения.

56. Какова структура разделительно-категорического умозаключения?

57. Как отличить правильное умозаключение от неправильного?

58. Что представляет собой дилемма?

59. Какие виды дилемм вы знаете?

60. Приведите пример трилеммы.

61. Чем отличается индуктивное умозаключение от дедуктивного?

62. Назовите основные виды индукции.

63. Каковы достоинства и недостатки полной индукции?

64. Чем отличается научная индукции от индукции популярной?

65. Приведите пример ошибки «от сказанного с условием к сказанному безусловно».

66. Приведите пример умозаключения по аналогии.

67. Как повысить степень вероятности заключения по аналогии?

68. Существует ли связь между аналогией и моделированием?

69. Что такое аргументация, и какова ее структура?

70. Приведите пример рациональной аргументации.

71. Какие правила рациональной аргументации вы знаете?

72. Назовите типичные ошибки по отношению к тезису.

73. Приведите пример ошибки «Круг в доказательстве».

74. Приведите пример ошибки «Довод к человеку».

75. Чем отличается паралогизм от софизма?

76. Приведите пример парадоксального высказывания.

77. Что такое гипотеза и какова ее роль в научном познании?

78. Как называют гипотезу в области права?

79. Как можно фальсифицировать гипотезу?

80. Какие способы подтверждения гипотезы вы знаете?

81. Приведите пример единичной гипотезы из области права.

Наши рекомендации