Компетентностно-ориентированная
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
С.Е. Анфисова
Тольяттинский государственный университет, г.о. Тольятти
С.В. Дороднова, Е.Ю. Зайцева
МДОУ детский сад №90 «Золотое зёрнышко», г.о. Тольятти
Технологизация учебного и воспитательного процессов на современном этапе развития дошкольного образования, связана с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом.
Современный заказ общества ориентирован на выпускника образовательного учреждения (в нашем случае – дошкольного учреждения), который не только приобретет за время нахождения в детском саду определенный объем знаний, умений и навыков, но и научится ими пользоваться. Ведь впереди у ребенка школьная жизнь: новая ситуация общения, новая деятельность, новые обязанности и новые потребности.
Следовательно, в дошкольном учреждении должны быть созданы условия, которые помогут ребенку подготовиться к следующей жизненной ступени. В условиях ДОУ педагогами сегодня должны обязательно использоваться компетентностно-ориентированные технологии, которые учат ребенка приспосабливаться к современным жизненным обстоятельствам.
Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Наиболее полным мы считаем определение Г.К. Селевко, который считает, что педагогическая (образовательная) технология– это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам [6].
На сегодняшний день множество исследований посвящено вопросу познания ребенком окружающей действительности. В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный способ познания закономерностей и явлений окружающего мира — познание в процессе экспериментирования.
Мы считаем, что технология детского экспериментирования (авторы: С.В. Дороднова, Е.Ю. Зайцева, Л.А. Кузьмичева, С.Е. Анфисова), являясь деятельностной по своей сущности, отвечает запросу компетентностно-ориентированного образования и по праву может называться компетентностно-ориентированной технологией.
Рассмотрим методологию и классификационные параметры компетентностно-ориентированной технологии детского экспериментирования в соответствии со схемой анализа педагогических технологий, предложенную Г.К. Селевко.
Таблица 1 – Классификационные параметры технологии детского экспериментирования
Название технологии | Компетнтностно-ориентированная технология детского экспериментирования. Авторы: С.В. Дороднова, Е.Ю. Зайцева, Л.А. Кузьмичева, С.Е. Анфисова. |
Вид педагогической технологии по уровню применения | Метатехнология. |
По основным философским позициям | Прагматическая, материалистическая. |
По отношению к факторам развития | Социогенная. |
По особенностям применения научной концепции освоения опыта | Ассоциативно-рефлекторная, деятельностная. |
По ориентации на сферу развития индивида | ЗУН (информационная), СУД (операционная), СУМ (саморазвитие), СДП (действенно-практическая). |
По принадлежности к определенной содержательной области | Личностно-ориентированная, компетентностно-ориентированная. |
По преобладающим видам социально-педагогической деятельности | Обучающая, воспитывающая, общеобразовательная, светская. |
По типу управления педагогическим процессом | Система «консультант», современная традиционная система «малых групп». |
По преобладающим организационным формам педагогического процесса | Индивидуальная, подгрупповая. |
По воспитательной ориентации и подходу к ребенку | Личностно-ориентированная, деятельностно-ориентированная, педагогика сотрудничества. |
По преобладающему методу | Методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности. Методы организации и осуществления познавательных действий. Методы организации контроля и самоконтроля эффективности экспериментальной деятельности. |
По направлению модернизации существующей традиционной системы | Целостная технология авторской модели. |
По категории обучающихся | Массовая. |
С целью более глубокого анализа компетентностно-ориентированной технологии детского экспериментирования, рассмотрим целевые ориентации данной технологии.
Направление: познание ребенком объекта в ходе практической деятельности с ним.
Цель: создание условий для осуществления детского экспериментирования.
Задачи:
1.Учить детей выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные решения, проверять эти возможные решения практическим путем.
2. Учить детей проверять возможные решения экспериментальным путем.
3.Учить детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать и анализировать их.
4. Учить детей выделять существенные признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.
5. Развивать у детей умение отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности.
6. Развивать у детей умение фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.
Концептуальную основу компетентностно-ориентированной технологии детского экспериментирования составили следующие теоретические положения:
- Положения и методические подходы к деятельности экспериментирования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской деятельности детей выделяет экспериментирование.
Н.Н. Поддьяков в своих исследованиях утверждает, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, и отмечает, что задача данной деятельности - получение новых сведений о том или ином предмете. При этом у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного.
Эта деятельность не задается взрослым заранее в виде той или иной схемы строится самим дошкольником по мере получения новых сведений об объекте.
В процессе экспериментирования с новым объектом и получения новой информации ребенок соответственно может менять направленность этой деятельности. И в этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов. По мере получения новых сведений об объекте ребенок ставит перед собой (явно или неявно) новые, все более усложняющиеся цели и пытается их реализовать.
Для достижения новых целей, поставленных самим ребенком, требуются в ряде случаев новые способы преобразований объекта. Их поиск идет путем опробования старых способов, их комбинирования, перестройки, поэтому пробы и ошибки - обязательный и важнейший компонент детского экспериментирования.
Главное достоинство экспериментирования, по его мнению, заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи дошкольника. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
При формировании основ естественно-научных понятий экспериментирование можно рассматривать как универсальный способ познавательной деятельности дошкольников.
- Деятельностный подход, разработанный А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым и др., который основывается на трех основных принципах: 1) представление о психике не просто как отражении окружающего мира, системе образов, а как системе действий; 2) признание социальной природы психического развития человека; 3) единство материальной и психической деятельности. Данный подход объясняет процесс активно-исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивированного и целенаправленного решения задач (проблем). Решение задачи состоит в поиске действия, с помощью которого можно так преобразовать ее условие, чтобы достигнуть результата.
По результатам исследований проведенных П.Я. Гальпериным и Д.Б. Элькониным, следует, что в ходе экспериментальной деятельности на основе внешних материальных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире:
внешние материальные действия