Эксплуатации информационных систем
Структура и функции системы качества данных
Свойства информации (данных), определяющие её
качество, показатели этих свойств, методы их оценки и способы обеспечения качества информации изучаются в курсе “Обеспечение качества данных”.
СКД – основное средство обеспечения качества данных в процессе эксплуатации ИС. В СКД с помощью контроля получают сведения о ходе ТППД и текущих характеристиках свойств перерабатываемых данных. По этим сведениям вырабатывают решение об управляющем воздействии.
Управляющее воздействие
Действия по предупреждению ухудшения качества данных | Действия по восстановлению свойств данных | Совершенствование структуры ТППД |
Например: | Например: | Например: |
............................ ............................ ............................. | ............................ ............................ ........................... | .............................. .............................. ............................... ................................ ................................ |
На рисунке показана схема информационных потоков о качестве данных. Двойные стрелки-потоки основных, перерабатываемых, данных.
Рисунок 9.1 Связь СКД с ТППД и процессом его
совершенствования
Структура СКД соответствует свойствам данных.
Рисунок 9.2 Структура СКД
СП-1 – субподсистема обеспечения формально-технических свойств данных
СП-2 – субподсистема обеспечения социально-психологических свойств данных.
В СП-1 данные рассматриваются как продукт ТППД. Обработка и анализ сведений о качестве данных может быть автоматизирован. Человек должен вмешиваться в ТППД при наличии сигналов о разрегулировании процесса. Структура СП-1 аналогична структуре систем управления качеством продукции на предприятии [5].
В СП-2 оценивается и формируется отношение к данным людей: источников и потребителей (ЛПР) данных.
Особенности СП-2:
- Сведения о качестве данных получаются в результате опроса людей (специалистов или потре-
бителей данных).
- Управляющее воздействие: убеждение, воспитание; перестройка методов управления (например, введение премиальной системы). Многие управляющие воздействия являются стимулирующими, направлены на формирование мотивов деятельности.
- Эффект управления достигается постепенно.
- Целесообразно периодически изменять стимулирующие воздействия, учитывая эффект адаптации людей.
Примечание: Задание для самостоятельной работы студентов: используя [5 § 6.3 – 6.5], изучить вопрос организации и функционирования систем качества продукции.
Сопровождение компьютерных программ
Сопровождение компьютерных программ (КП) – процесс модификации существующей компьютерной программы, обусловленный необходимостью устранения выявленных в ней ошибок и/или изменения её функциональных возможностей.
Задачи сопровождения программ
Усовершенствование программы: | Адаптация программы: | Коррекция программы: |
.............................. .............................. ............................... ................................ | ............................ ............................ ............................ ........................... | ............................ ............................ ........................... ........................... |
Организация сопровождения КП
- Установление определённого порядка внесения обоснованных изменений в КП (см.рис.9.3).
- Организация контроля за изменениями в КП со стороны руководителей ИС.
Этапы процесса сопровождения | Пользователь | Служба сопро- вождения | Ответствен-ный за сопровождение |
1.Формирование и передача предварительного извещения об изменениях КП. 2.Сообщение о возможных изменениях ответственному за КП. 3.Подача предварительных предложений ответственного за КП об изменениях. 4.Анализ предложений ответственного за сопровождение КП. 5.Формирование новой версии КП. 6.Исследование физических характеристик КП, полученных в результате изменений. 7.Сообщение о внесённых изменениях. 8.Заполнение журнала изменений. 9.Внесение изменений в тестовую версию. 10.Тестирование КП. 11. Внесение изменений в пользовательскую версию. 12. Контроль правильности внесения изменений. 13. Внесение изменений в документацию КП. 14.Утверждение акта приёмки. 15.Тиражирование новой версии. 16.Передача новой версии пользователю. |
Рисунок 9.3 Оперграмма процесса внесения изменений в КП
Примечания:
Задания для самостоятельной работы студентов:
· Используя [1], изучить разделы: “Основные эксплуатационные свойства программных изделий” и “Эксплуатационная документация программ”.
· Ответить на вопросы: какие свойства КП относят к их общим эксплуатационным свойствам?
· Что понимают под надёжностью КП?