Различные классификации направлений деятельности классного руководителя
Основные направления и дела классного коллектива
В соответствии с результатами, полученными в процессе аналитической деятельности и отраженными в первом разделе плана, и исходя из сформулированных целей и задач воспитательной работы, педагог пытается определить ведущие направления, формы и способы организации жизнедеятельности классного коллектива.
Собрание форм и способов жизнедеятельности класса не должно представлять собой набор случайно отобранных и не связанных друг с другом дел. Чтобы подбор дел носил подлинно системный и научно-обоснованный характер, классный руководитель должен при планировании опираться на теоретические и технологические разработки проблем воспитания учащихся.
Назовем некоторые научные разработки и предложим соответствующие им варианты подготовки и оформления этого раздела плана. Профессор Н.М. Таланчук обосновал целесообразность использования системно-ролевого подхода в воспитательной работе с учащимися. Он исходит из того, что процесс формирования личности происходит благодаря наследованию и приумножению человеком социальных ценностей. По мнению профессора, социальные ценности — это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений и существующие в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми. Наследование социальных ценностей возможно лишь тогда, когда человек входит в какое-то сообщество людей и выполняет в нем определенные социальные роли. Н.М. Таланчук называет основные социумы и соответствующие им социальные роли:
l семья (роли: сыновне-дочерняя, супружеская, отцовско-материнская);
l трудовой (учебный) коллектив (роли: профессионально-трудовая, экономическая, организаторско-самоуправленческая, коммуникативная, педагогическая);
l общество (роли: патриотическая, национально-интернациональная, политическая, правовая, нравственная, экологическая);
l мир (интерсоциальные роли личности);
l Я-сфера (роли: материально-потребительская, духовно-потребительская, субъект учения, субъект самовоспитания, субъект творчества, психосаморегулятивная, целеутверждающая).
Если классный руководитель решает строить свою воспитательную деятельность на основе системно-ролевого подхода, то он может избрать следующую форму планирования дел в классе (предложено В.Т. Кабушем): тематические программы - «Я и общество», «Я и природа», «Я и моя школа», «Я и моя семья», «Я и мое «Я».
Известный ученый О.С. Газман считал, что механизм воспитания заключается в оказании педагогом поддержки ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей; в создании условий для жизненного самоопределения школьников. Для более целенаправленной работы по поддержке процессов самопознания и самостроительства личности ребенка О.С. Газман и его коллеги предложили педагогам разрабатывать целевые программы «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье».
Являясь сторонниками использования деятельностного подхода в воспитании учащихся, Л.И. Маленкова и Н.Е. Щуркова обращают внимание на то, что для успешного протекания процесса формирования личности ребенка необходимо «включение» школьников в различные виды деятельности, такие как познавательная, ценностно-ориентированная, трудовая, художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, игровая. В данном случае классный руководитель может избрать форму плана, в которой найдет отражение проектирование участия учащихся в перечисленных видах деятельности.
Классные руководители школы-лаборатории №18 г. Пскова разделяют точку зрения известного философа М.С. Кагана о том, что личность определяется не своим характером, темпераментом, физическими качествами и т.п., а тем:
l что и как она знает;
l что и как она ценит;
l что и как она созидает;
l с кем и как она общается;
l каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет.
Отсюда структуру личности можно представить как целостную совокупность взаимосвязанных пяти потенциалов: познавательного, ценностного (нравственного), коммуникативного, эстетического и физического. Поэтому педагоги в планах воспитательной работы систематизируют планируемые воспитательные дела и мероприятия по направлениям, связанным с развитием перечисленных потенциалов.
(Степанов Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе // Классный руководитель, №3, 2006, с.5 - 16)
ОБРАЗЕЦ 4
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ЗАКЛЮЧЕНИЯ
ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
(для классного руководителя)
Заключение по воспитательной работе, выполненной студентом за период педагогической практики, должно содержать сведения о:
l трудовой дисциплине;
l умении взаимодействовать с коллективом и активом класса;
l способности работать с учащимися с учетом их возрастных особенностей;
l осуществлении индивидуальной работы со школьниками;
l умении педагогически осмысливать свой опыт и опыт товарищей;
l применении знаний по педагогике;
l наблюдении за классом;
l работе с классом во внеурочное время, с родителями учащихся;
l творческом подходе к осуществляемой деятельности;
l рекомендациях по профессиональному росту.
ОБРАЗЕЦ 5
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ КОНСПЕКТА