Определение проблемы и цели инновационного проекта
Общее для всех проектов - выявление проблемы и постановка цели.
Инициативные проекты осуществляются небольшими научными коллективами или отдельными учеными и не имеют конкретных заказчиков. Срок выполнения инициативного проекта — как правило, 1—3 года.
В инициативном инновационном проекте, выполняемом коллективом ученых, должны быть отражены:
• фундаментальная научная проблема, на решение которой направлен проект;
• конкретная фундаментальная задача в рамках проблемы, на решение которой, направлен проект;
• предлагаемые методы и подходы (с оценкой новизны). Общий план работ на весь срок выполнения проекта;
• ожидаемые научные результаты (развернутое описание с оценкой степени оригинальности);
• современное состояние исследований в данной области науки, сравнение ожидаемых результатов с мировым уровнем;
• имеющийся у коллектива научный задел по предлагаемому проекту, полученные ранее результаты (с оценкой степени оригинальности); разработанные методы (с оценкой степени новизны);
· список основных публикаций, наиболее близко относящихся к данному проекту;
· перечень и характеристика имеющегося оборудования.
Инициативный коллективный проект может представлять собой научно-исследовательскую работу, которая завершится написанием монографии, учебника, разработкой методики решения актуальной научной и практической проблемы.
Исследовательский проект основывается на научных и фактических данных. Они будут использованы для его выполнения. Для исследовательского проекта характерно то, что он носит творческий характер и содержит обоснованные рекомендации по решению проблемы.
Научно-исследовательская работа нуждается в научной организации и рациональной технике выполнения.
Выбор метода планирования и контроля особенно важен при коллективных исследовательских проектах. Только составив план, четко распределив между участниками проекта выполняемые работы и затраты времени на каждую часть работы и на весь объем работ, проекту можно обеспечить успешное выполнение.
Разработка исследовательского проекта состоит из следующих стадий:
· подготовительного периода;
• составления библиографии, сбора материала, анализа литературных источников;
• общения с учеными, работающими в соответствующей области знаний;
• наблюдения;
• эксперимента;
• обработки материалов и решения проблемы;
• оформления работы.
Любой исследовательский проект независимо от области исследования и от свойств конкретного объекта исследования проходит три основные стадии:
1) анализ степени разработанности проблемы и сбор материала, необходимого для ее решения;
2) обработку полученных материалов;
3) оформление результатов исследования.
Рассмотренные выше направления подготовки коллективного исследовательского проекта характерны и для индивидуальных инициативных проектов.
Важно также определиться с объектом и предметом исследования. При наличии большого количества объектов наблюдения из них должны быть выбраны те, по которым можно получить более достоверную информацию, что обеспечит наилучшие результаты исследования. Исследователь должен включить в сферу своего наблюдения все существенные стороны изучаемого объекта, выявить их связи между собой и отношение к проблеме в целом. Следует исключить из поля зрения все не имеющие значения стороны изучаемого явления.
В подготовку исследовательских проектов входит и планирование эксперимента. Основные цели эксперимента:
• наблюдение, проверка гипотезы;
• возможности практического применения полученных научных результатов, методик, рекомендаций.
Венчурный инновационный проект, включает комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, работ по производству и эксплуатации новшеств и нововведений, обеспечивающих создание новой технической или социально-экономической системы.
Для решения сложных научно-технических проблем разрабатываются инновационные программы, а также комплекс управленческих решений и ресурсов по их выполнению.
Основные этапы подготовки и реализации венчурных инновационных проектов.
На первом этапе осуществляется:
• разработка проекта;
• дается технико-экономическое обоснование;
• проводятся инновационные маркетинговые исследования;
• ведутся переговоры с потенциальными инвесторами и участниками проекта.
Данный этап должен быть завершен разработкой развернутого бизнес-плана, а также необходимо уточнить время реализации проекта и затраты.
Второй этап связан:
• с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
• постановкой нового продукта на производство;
• проведением строительно-монтажных и пусконаладочных работ.
Этот этап требует больших затрат, так как проект еще не в состоянии обеспечить свое развитие за счет собственных средств.
Основной проблемой при разработке венчурных инновационных проектов является обоснование научно-разработанных критериев принятия инновационных решений, оформленных и согласованных в виде нормативных документов (методик, указаний, инструкций). Таким образом, разработка венчурного инновационного проекта состоит из трех основных этапов: прединвестиционного, инвестиционного и эксплуатационного.
Только с началом производства и рыночной реализацией инновационной продукции (третий этап) начинается отдача инновационного проекта.
При принятии решения о финансировании следует учитывать, что возможно представление нескольких проектов, из которых необходимо выбрать один наиболее эффективный.
После принятия решения о финансировании начинается собственно организация и реализация проекта.
При этом под организацией проекта понимают структуру управления и схему реализации. К организационной структуре проекта относится распределение ролей, функций и компетенций внутри проектной группы.
Схема реализации проекта предполагает определение порядка проведения работ и последовательности их выполнения.
Главными действующими лицами проекта являются заказчик, потребитель (клиент) и производитель. Каждая из сторон может быть представлена одним или несколькими предприятиями, фирмами, организациями. При этом каждый из них — самостоятельный хозяйствующий субъект.
Бизнес-планирование инновационных проектов предусматривает решение следующих задач:
• диверсификация, перепрофилирование и реорганизация действующего производства;
• подготовка заявок действующих и вновь создаваемых предприятий с целью получения кредитов на создание новых, реконструкцию и расширение производств;
• обоснование строительства новых предприятий;
• обоснование предложений по приватизации государственных и муниципальных предприятий;
• создание новых предприятий, определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;
· выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций;
• разработка предложений по государственной поддержке предприятий;
• использование в качестве внутреннего документа, представляющего оценку деятельности фирмы, выявление ее сильных и слабых сторон, формирование целей ее деятельности, обоснование способов и тактики функционирования проекта, прогнозирование будущих финансовых результатов и других целей.
Бизнес-план составляется не менее чем на 3 года. Для первого года деятельности основные показатели рекомендуется составлять с разбивкой по месяцам, для второго года — по кварталам, остальные расчетные показатели приводятся за каждый последующий год. Число лет, на которые составляется бизнес-план, может быть равным продолжительности действия проекта либо ограничено выходом на годы устойчивой стабильной работы предприятия, реализовавшего данный инновационный проект. Стоимостные показатели учитывают действие фактора времени, т.е. приводятся к сопоставимому виду на начало или конец планируемого периода.
В России бизнес-планирование появилось сравнительно недавно, однако в настоящее время применяются типовые формы, из которых видно, что все структуры имеют общую основу.
В отечественной литературе состав разделов бизнес-плана достаточно полно разработан и обычно включает следующие разделы, интерпретируемые в зависимости от специфики инновационного проекта, отрасли, целевой направленности управленческого решения:
1) сущность инновационного проекта (возможности предприятия, резюме);
2) предприятие;
3) продукция;
4) рынки сбыта продукции;
5) конкуренция (сведения о конкурирующих проектах);
6) маркетинг (стратегия маркетинга);
7) производственный процесс;
8) организационный план;
9) оценка рисков и страхование;
10) финансовый план;
11) стратегия финансирования.
Рассмотрим краткое содержание перечисленных разделов.
Перечень вопросов и представленные формы ответов имеют рекомендательный характер и в каждом конкретном случае могут дополняться, уточняться или подлежат исключению в силу необходимости. В настоящее время имеются следующие варианты типовых бизнес-планов.