Мбральная окраска голоса радиоведущего.
Ранее я говорили Вам о том, что изменить тембр голоса не подвластно ни одному преподавателю по технике речи. Да, это ужасно! Тембр человека не меняется с течением жизни, но что же делать, если вас этот самый тембр голоса не устраивает? Исходя из названия статьи - придавать ему окраску. Перед тем, как мы перейдём к действенным упражнениям, уясним для себя, что же такое тембр.
Тембр – это окраска звука, яркость, мягкость, теплота и индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков. Чем их больше, тем ярче, красочнее, сочнее звуковая палитра человеческого голоса.
От чего зависит тембральная окраска голоса?
1. От объёма и формы ротового резонатора
2. От объёма и формы трахеи
3. От плотности смыкания голосовых связок
Объём и форма ротового резонатора.
Резонаторы – полости в голосовом аппарате, реагирующие на возникающий звук и предающие ему силу, тембр. Верхние резонаторы: ротовая полость, носовая полость, гайморовы и лобные пазухи. Нижние резонаторы: трахея и бронхи. Теперь о том, как развивать ротовой резонатор: Упражнение # 1
· Пощёлкайте языком, изображая звонкие цоканья копыт. Делайте так 10 – 15 секунд и следите за изменениями окраски щёлкающих звуков в зависимости от ширины раскрытия рта.
Упражнение # 2
· Поговорите шёпотом любые фразы, но в 1-ом случае «тёплым шёпотом» (как похвала) – задействован наибольший объём резонаторов, во 2 – ом – «холодным шёпотом» (как нарекание) – объём резонаторов сокращается.
Объём и форма трахеи.
Трахея - дыхательное горло — часть воздухоносного пути трубкообразной формы, соединяющее гортань с легкими. Управляя мышцами шеи, мы в широких пределах изменяем акустику речевого аппарата. За счёт этого можно находить разнообразные оттенки звучания голоса, то есть изменять его тембр. Упражнение # 1
· Встаньте спиной к стене: прислонитесь к ней затылком, лопатками и пятками. Не поднимая и не опуская подбородка, вытяните шею вперёд как можно дальше, зафиксируйте это положение, запомните мышечные ощущения. Оттяните шею до предела назад (голова не должна запрокидываться, подбородок чуть опущен), подержите голову в таком положении, запомните мышечные ощущения. Плавно двигайте шею вперёд - назад , произнося слова «Вперёд - назад» - до лёгкого утомления.
Плотность смыкания голосовых связок.
Связки
– это струны человеческого голоса, которые располагаются в средней части глотки и представляют собой эластичные образования, находящиеся с правой и левой стороны гортани.Упражнения "Самолёт"
· Представьте, что вы сидите в самолёте, который стремительно подымается вверх. Повышайте по мере чтения стихотворения голос, но не кричите, пусть голос будет звонче, легче и мелодичнее
Белокрылый мощный Ту Набирает высоту: Он летит всё выше, выше… Превратились в точку крыши… Вот уже он выше туч… А теперь меж облаками… Вдруг ударил солнца луч! Голубой простор под нами. Выше, выше мчится «Ту», Покоряя высоту.
Все эти упражнения крайне действенны, но выполнять их стоит ежедневно, так что дерзайте.
Напоследок - СЮРПРИЗ. :santa:
Среди читателей сайта getonair.ru есть очень амбициозные люди, которые не просто прочитывают статьи, а, желая получить результаты, выполняют упражнения, о которых я пишу и даже создают собственный контент. Павел Мельник делится с теми, кто неравнодушен к своей речи, собственным комплексом упражнений.Скачать его можно здесь (158 Кб, формат pdf) Если вы тоже хотите поделиться наработками с остальными – присылайте их на почту сайта [email protected]. В случае качественного материала – публикация гарантируется с сохранением вашего авторства.
Удачи всем!
Диапазон голоса – увеличь его креативно!
Бубнение на одной ноте….. Что может быть хуже этого!? Наверное, только напрочь лишённая дикции речь. Поймите, микрофон требует того, чтобы с ним разговаривали искусно. Не знаете с чего начать, начните с диапазона своего голоса. «Раскачав» его максимально широко, вам будет гораздо легче играть интонацией, а с этим, считайте, у вас полдела в кармане, я имею в виду работу на радио.
Упражнение # 1 - «Колокола»
· Имитируйте звучание большого колокола и на самом низком своём регистре произносите БОМММММ.
· Далее имитируйте звучание маленького колокольчика и произносите на самом высоком регистре бим – бом – бим – бом
· Поочерёдно без пауз произносите БОМММММ, а потом бим – бом – бим – бом.
Упражнение # 2 - «Маляр»
Вот небольшое трёхстишие:
«Краской крашу я карниз: Вверх и вниз, вверх и вниз Вот и выкрашен карниз».
Постарайтесь произнести первые 2 строчки следующим образом: махайте правой рукой вверх-вниз и каждое слово произносите на разной высоте. 3 строчку произнесите как резюме.
Упражнение # 3 - «Лестница»
Перед вами небольшое стихотворение:
По тропинке узкой горной Вместе с песенкой задорной Мы с тобой идём в поход. За горой нас солнце ждёт. Наш подъём всё выше, круче. Вот шагаем мы по тучам, За последним перевалом Нам на встречу солнце встало.
Ваша задача заключается в том, чтобы прочитать каждую строчку так, будто вы шагаете по лестнице, в данном случае, диапазонной лестнице. Последнее слово этого стихотворения должны быть произнесено на предельной для вас высоте голоса. Маленькая рекомендация:Для того, чтобы овладеть перспективой распределения высоты голоса, не повышайте быстро голос, рассчитайте его так, чтобы хватило на все строчки, для этого высотные интервалы должны быть небольшими.
Упражнение # 4 - «Прыжок»
Данное упражнение способствует развитию гибкости голоса. Вот текст, он же - литературное описание прыжка:
Разбег… прыжок.. и вот лечу, головой «загиб круч»… теперь мне надо опуститься., Чтоб ставить точку … научиться.
Ваша задача нарисовать голосом линию прыжка, причём, поднимаясь и опускаясь, ваш голос должен звучать свободно и легко.