ТЕМА: Цели и средства групповой работы, отвечающие реальным запросам различных категорий населения. Аксиологические аспекты особенностей социализации посредством групповой работы.
Обсуждаются ключевые проблемы развития теории и практики групповой работы в РФ и за рубежом. В формате групповой дискуссии разбирается актуальная и потенциальная конъюнктура спроса на психологический тренинг; реальные предложения, способные удовлетворить этот спрос, а также аксиологические аспекты особенностей социализации, достижимой посредством СПТ.
Вопросы для обсуждения:
1. В каких сферах человеческой жизни и деятельности может применяться психологический тренинг?
2. На какие основные формы (в соответствии с уровнем манипулятивности) можно дифференцировать разнообразие практик психологического тренинга?
3. Что мы знаем о конъюнктуре спроса и предложения на отечественном рынке психологических услуг в формате группового тренинга и психотерапии?
4. Какие ценностные аспекты социализации наиболее востребованы гражданским обществом в РФ?
Литература:
1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Учебное пособие / И. В. Вачков . - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Ось-89, 2008. - 256 с.
2. Григорьев Н.Б. Психотехнологии группового тренинга. Учебное пособие / Н.Б. Григорьев - СПб. : СПбГИПСР, 2008. - 176 с.
3. Мельник, С.Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга [Электронный ресурс] - Режим доступа: – http://window.edu.ru/window_catalog/files/r40979/dvgu100.pdf – (дата обращения: 19.04.2014).
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2(4 часа на занятие неинтерактивного типа)
ТЕМА: Базовые элементы технологии СПТ: методология, организация и инструментарий групповой работы
Обсуждаются основные методологические принципы психотренинга как особой формы групповой работы и активного обучения.
Вопросы для обсуждения:
1. Правила поведения в тренинговой группе. Правила, которыми должен руководствоваться ведущий группы.
2. Следует ли подвергать групповому анализу каждый случай нарушения участниками дисциплинарного правила: «не опаздывать на занятие»?
3. Что важнее для анализа – внешняя причина нарушения правил участником или внутренний мотив поступка?
4. Каким образом можно контролировать выполнение правила «конфиденциальности»?
5. Можно ли утверждать, что «харизматичная» личность ведущего повышает эффективность групповой работы?
6. На какой системе и иерархии ценностей могут основываться цели социализации посредством групповой работы:
a) в типовом СПТ для подростков и молодежи;
b) в разновозрастных тренингах «личностного роста»;
c) В психологических тренингах, организуемых под эгидой нетрадиционных религиозных и общественных движений.
В качестве источника информации использовать Интернет-сайты, например:
1. http://hpsy.ru/public/humanistic/
2. http://hpsy.ru/public/phylosophy/
3. http://vch.narod.ru/links.htmhttp://hpsy.ru/public/phylosophy/
4. http://vch.narod.ru/links.htm
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3(4 часа на занятие неинтерактивного типа)
ТЕМА: Психогимнастические игры и упражнения в тренинге
Обсуждаются особенности выбора и применения психогимнастических игр и упражнений на разных этапах и стадиях групповой работы; методы воздействия на состояние группы как целого, игры и упражнения содержательного плана; упражнения для сбора и получения личностной обратной связи.
Вопросы для обсуждения:
1. Чем следует руководствоваться при выборе психогимнастического упражнения?
2. Что такое правильная и не правильная инструкция?
3. Следует ли тренеру самому принимать участие в выполнении упражнений?
4. Упражнение на мобилизацию внимания, включение участников группы в ситуацию «здесь и теперь».
5. Упражнения на самопрезентацию.
6. Упражнения на установление контакта, восприятие и понимание эмоционального состояния.
7. Упражнения, направленные на установление отношений доверия.
8. Психогимнастические игры и упражнения, направленные на развитие навыков «активного слушания».
9. Упражнения, направленные на развитие наблюдательности и активацию мышления.
10. Упражнения на поддержание и восстановление работоспособности.
11. Упражнения, направленные на сплочение группы.
12. Упражнения, направленные на формирование личностной обратной связи.
13. Классификация и содержательные особенности психогимнастических упражнений.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4(4 часа на занятие неинтерактивного типа)