Психологии и социальной работы
Кафедра психологического консультирования
|
Рабочая программа дисциплины
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ
(название дисциплины)
по образовательной программе030300.62 Психология
(по образовательной программе - название, код)
______________________________________________________________________
(направленности (при наличии))
Разработчик: _____________________________________ ФИО, подпись
Согласовано: зав. кафедрой _________________________ ФИО, подпись
Санкт-Петербург
Г.
РАЗДЕЛ 1. Учебно-методический раздел рабочей программы дисциплины
1.1 Цель и задачи обучения по дисциплине
Цель изучения дисциплины – ввести студентов в понятийный аппарат и систему знаний, необходимых для обоснования современной практики ведения групп в парадигме теории социально-психологического тренинга (СПТ) как инструмента активного обучения и социализации личности в современном обществе.
Задачи курса:
- познакомить студентов с ведущими тенденциями развития теории и практики в современной психолого-социальной тренинговой работе;
- сформировать у студентов связный комплекс теоретико-практических знаний в области основных подходов и концепций групповой работы (психотренинг, психокоррекция и психотерапия);
- сформировать базовые представления о психотехнологиях групповой работы в их исторической преемственности и методологической взаимосвязи;
- выработать у студентов комплекс практических знаний, навыков и умений, достаточных для компетентного применения в тренинговой группе базовых элементов технологии СПТ;
- стимулировать интерес к специальности на основе расширения профессиональной компетентности.
В случае успешного освоения дисциплины студенты должны:
знать:
- основные понятия и принципы, лежащие в основе различных концепций групповой работы;
- специфику ведения личностно-ориентированных групп СПТ с учетом фактора групповой динамики;
- особенности организации и применения технологии СПТ в различных сферах современной социально-психологической практики.
уметь:
- применять и использовать базовые методики и техники СПТ (сбор информации, «обратная связь», проведение стандартных психогимнастических упражнений, ролевых игр, групповых дискуссий);
- оценивать состояние групповой и внутриличностной динамики в рабочей группе СПТ;
- оценивать эффективность групповой работы и уровень достижения поставленных целей.
иметь навыки:
- использования в профессиональной деятельности технологии СПТ как современного метода активного обучения;
- реализации профессиональных задач, решаемых в формате группового взаимодействия (малая группа) при условии ведения этих групп профессиональным ведущим.
Язык обучения
Язык обучения – русский.
1.3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Планируемые результаты обучения по образовательной программе (перечень компетенций в соответствии с ФГОС) | Планируемые результаты обучения по дисциплине (перечень компетенций по дисциплине) |
Профессиональный цикл: ОК-1, ОК-2, ОК-4, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-12, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-21, ПК-22, ПК-23 | Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью и готовностью к: пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1); использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4); восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7); Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональные: практическая деятельность: способностью и готовностью к: реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1); осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4); выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5); ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8). |
1.4. Указание места дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Психологические основы тренинговой работы» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин.
Для освоения дисциплины «Психологические основы тренинговой работы» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Психология личности», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Практикум по психодиагностике»
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла, а также дисциплин по выбору студента и прохождения практики.
1.5. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий и самостоятельную работу
Общий объем дисциплины | Объем в академических часах | ||||||
Объем аудиторных занятий | Объем часов на самостоятельную работу | ||||||
В кредитах | В академ. часах | Всего | Занятия лекционного типа | Занятия практичес-кого типа | Занятия в интерактивных формах | ||
Очная форма обучения | |||||||
Очно-заочная форма обучения | |||||||
Заочная форма обучения |
1.6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Дисциплина раскрывает базовые понятия теории и практики группового психологического тренинга как формы активного обучения, а также как средства приобретения и усвоения нового личностного знания, социально адаптивных умений и навыков. Рассматриваются основные направления и формы групповой работы, принятые в мировой и отечественной практике. Обсуждаются методологические принципы ведения групп. В режиме практических/семинарских занятий отрабатываются базовые элементы технологии СПТ, технический инструментарий, используемый ведущим в групповой работе. Дается представление о групповой динамике и ее стадиях. Разнообразие видов тренинга в изучаемом курсе представлено восходящей линейкой – от коммуникативного тренинга до тренинга личностного роста.
Теоретико-методологической основой данного курса выступают междисциплинарные исследования в области социальной психологии, психологии личности и возрастной психологии.
Основным понятийным аппаратом и наиболее значимыми вопросами изучения данной программы являются: базовые концепции социальной психологии, психологии личности и психологии развития личности; закономерности и принципы групповой динамики, межличностной коммуникации, личностного роста, психотехнологий ведения групп и, особенно, личностно-ориентированного группового тренинга.
Основными принципами изучения данной дисциплины являются:
- принцип развивающего и воспитывающего обучения;
- принцип научности и связи теории с практикой;
- принцип систематичности;
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип положительной мотивации и благоприятного климата обучения.
Методическое обеспечение дисциплины осуществляется за счёт использования современных учебников (учебных комплексов, справочной литературы, словарей, интернет-сайтов специальных зданий и организаций) и учебных пособий, касающихся проблематики изучаемой дисциплины (базовые модели и универсальные факторы групповой работы, психогимнастические упражнения, ролевые игры, развитие коммуникативной компетентности, сензитивности и креативности).
1.7. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
Для преподавания дисциплины необходим доступ к электронному каталогу библиотеки института, а так же оборудование для мультимедийных презентаций.
Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (оборудование для мультимедийных презентаций).
В процессе обучения предполагается использование аудио-, видеотехники, а также информация из сети «Интернет», для чего обеспечивается доступ студентов к интернет-ресурсам.
РАЗДЕЛ 2. Структура и содержание дисциплины
2.1. Учебно-тематический план дисциплины
Учебно-тематический план дисциплины представляет собой содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов по видам учебных занятий.
Очная форма обучения
Тема (раздел) дисциплины (указывается номер темы, название) | Общее количество аудиторных часов | Общее кол-во часов на занятия лекционного типа | Общее кол-во часов на занятия семинарского типа | |
Не интерактивные формы | Интерактивные формы | |||
Тема 1. Цели и средства групповой работы. Обзор современных практик | - | |||
Тема 2. Базовые элементы технологии СПТ: методология, организация и инструментарий групповой работы | ||||
Тема 3. Психогимнастические игры и упражнения в тренинге | ||||
Тема 4. Понятие и технология групповой динамики | ||||
Тема 5. Основные формы групповой работы: тренинги «навыков и умений», «поведенческий тренинг», тренинги «ассертивности», «сензитивности», «креативности» и др. | ||||
Тема 6. Универсальные факторы роста/перемен | ||||
Тема 7. Понятие, критерии и технологии «личностного роста» | ||||
Итого: |
Очно-заочная форма обучения
Тема (раздел) дисциплины (указывается номер темы, название) | Общее количество аудиторных часов | Общее кол-во часов на занятия лекционного типа | Общее кол-во часов на занятия семинарского типа | |
Не интерактивные формы | Интерактивные формы | |||
Тема 1. Цели и средства групповой работы. Обзор современных практик | - | |||
Тема 2. Базовые элементы технологии СПТ: методология, организация и инструментарий групповой работы | - | |||
Тема 3. Психогимнастические игры и упражнения в тренинге | ||||
Тема 4. Понятие и технология групповой динамики | - | |||
Тема 5. Основные формы групповой работы: тренинги «навыков и умений», «поведенческий тренинг», тренинги «ассертивности», «сензитивности», «креативности» и др. | ||||
Тема 6. Универсальные факторы роста/перемен | ||||
Тема 7. Понятие и технологии «личностного роста» | ||||
Итого: |
Заочная форма обучения
Тема (раздел) дисциплины (указывается номер темы, название) | Общее количество аудиторных часов | Общее кол-во часов на занятия лекционного типа | Общее кол-во часов на занятия семинарского типа | |
Не интерактивные формы | Интерактивные формы | |||
Тема 1. Цели и средства групповой работы. Обзор современных практик | - | - | ||
Тема 2. Базовые элементы технологии СПТ: методология, организация и инструментарий групповой работы | - | |||
Тема 3. Психогимнастические игры и упражнения в тренинге | - | |||
Тема 4. Понятие и технология групповой динамики | - | |||
Тема 5. Основные формы групповой работы: тренинги «навыков и умений», «поведенческий тренинг», тренинги «ассертивности», «сензитивности», «креативности» и др. | - | |||
Тема 6. Универсальные факторы роста/перемен | - | |||
Тема 7. Понятие и технологии «личностного роста» | ||||
Итого: |
2.2. Краткое содержание тем (разделов) дисциплины.