Формы и методы обучения педагогические технологии.
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее Программа) «Мир рукоделия». Направленность программы: художественная. Срок реализации 4 года. Возраст обучающихся 7-12 лет.
Рукоделие - очень увлекательное занятие. Оно позволяет создавать своими руками красочные, современные и оригинальные изделия из доступных материалов. Рукоделие, являясь одним из видов декоративно-прикладного творчества, имеет глубокие исторические корни, национальный колорит. Необходимость сохранения этих традиций, трансформации их в современную действительность, диктуется самой жизнью. Её ускоряющийся темп оставляет мало времени на понимание и оценку красоты природы, искусства. У детей эта потребность в красоте особенно велика. Приобщить их к миру фантазии, к творчеству помогут занятия по образовательной программе «Мир рукоделия».
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на прикладное художественно-эстетическое развитие и раскрытие творческого потенциала ребёнка в практической деятельности.
Новизнаобразовательной программы «Мир рукоделия» заключается в комплексном подходе к обучению детей за счет большего количества изучаемых видов и техник декоративно-прикладного искусства. Программа предполагает использование в образовательном процессе возможностей предметов изучаемых в основной школе, включая информационные технологии.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена сочетанием большого количества знаний, получаемых обучающимися, и умением применить их на практике, что способствует формированию навыков профессиональной деятельности.
Цель: формирование и развитие творческих способностей, обучающихся через приобщение к основным видам декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
· Сформировать систему знаний, умений и навыков по моделированию конструированию в декоративно-прикладном творчестве;
· Ознакомить с основами материаловедения, машиноведения, обработки текстильных материалов, через освоение новых техник декоративно-прикладного творчества
· Обучить приемам декорирования готовых изделий;
· Закрепить и совершенствовать на практике знания, полученные по предметам: технология и изобразительное искусство;
· Формировать общую эстетическую культуру и художественный вкус, через развитие художественной инициативы и поощрение самостоятельности обучающихся в творческой деятельности.
Программа составлена по годам обучения на основе анализа программ по декоративно-прикладному творчеству, общеобразовательных программ по предмету технология, с учётом опыта работы педагогов высшей категории студии «Модница» г. Воткинска Пучковой О.В., объединения «Волшебная игла» г. Тарск Петровой Л.Н. и собственного педагогического опыта.
Отличительные особенности программы. В основе построения программы лежат следующие принципы:
· постепенное нарастание сложности работ с учётом возрастных особенностей и степени подготовленности детей, от простейших работ (игольницы, кошельки) и игрушек к более сложным творческим работам (панно, картины).
· чередование разнообразных видов деятельности, что способствует поддержанию интереса у учащихся, желание узнать что-то новое.
Программа благодаря своей вариативности позволяет обучать детей с разным уровнем способностей, сочетает в себе наиболее востребованные виды декоративно-прикладного творчества.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы 7-12 лет.
Срок реализации программы 4 года.
Программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Во время летних каникул реализуется дополнительно разработанная программа на каникулярный период, допускается работа с переменным составом обучающихся объединения.
Режим занятий.
1 год обучения. Часовая нагрузка – 36 часов,1раз в неделю по 1 часу.
2 год обучения. Часовая нагрузка – 72 часа, 2 раза в неделю по 1 часу.
3 год обучения. Часовая нагрузка – 72 часа, 2 раза в неделю по 1 часу.
4 год обучения. Часовая нагрузка – 144 часа, 4 часа в неделю – 2 раза в неделю по 2 часа.
5 год обучения. Творческая группа. Часовая нагрузка может варьироваться от 144 часов до 216 часов.
Основные разделы программы. Данная программа состоит из разделов: изонить, вышивка, плетение, вязание крючком и спицами, ткачество, работа с текстильными материалами. Разделы повторяются на каждом году обучения с постепенным нарастанием сложности выполняемых работ.
Структура программы – блочная.
Программа предусматривает проведение практических и теоретических занятий. Все теоретические занятия закрепляются практической деятельностью, которая составляет 80% от общего числа занятий. На отдельных занятиях предусмотрена только практическая работа (выполнение творческих проектов, самостоятельные задания).
Программа опирается на знания, полученные обучающимися в общеобразовательной школе. В ходе проведения занятий обязательно разъясняется значимость выполняемой работы, чтобы труд ребёнка был осознанным и увлечённым. Также заостряется внимание на безопасности выполняемых работ, на правильной организации рабочего места, экономном расходовании материалов и рациональном использовании времени занятий.
При организации учебно-воспитательного процесса учитываются такие педагогические принципы:
· индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
· обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности;
· создание ситуаций успеха для каждого ребенка.
На первом году обучения обучающиеся, в соответствии с возрастными особенностями, выполняют работы в технике изонити, игольницы, картины с элементами ручной вышивки, коллаж из ткани на заданную тему, связанные крючком закладку и браслет, плоскую мягкую игрушку и игрушку из помпонов, букет из искусственных цветов и праздничные открытки, самостоятельную работу.
На втором году обучения обучающиеся, приобретя определённые умения и навыки, выполняют следующие работы: картины в технике изонити, сумочку для ниток, чехол для ножниц, варежки-прихватки, носовой платок с монограммой, вяжут крючком одежду для кукол и игрушки, панно из искусственных цветов, плетут брелки и пояса в технике макраме, праздничные открытки, самостоятельную работу.
Обучающиеся третьего года обучения самостоятельно разрабатывают и выполняют картины в технике изонити, вышивают крестиком салфетку, вяжут крючком сумочку и тапочки, вяжут спицами шарф, плетут кашпо, оформляют праздничные открытки, готовят самостоятельные работы к школьным выставкам.
На четвёртом году обучения, имея достаточно большой опыт работы, обучающиеся вышивают картины гладью и крестиком; выполняют крючком комплект, состоящий из шапки, шарфа и варежек; вяжут на спицах носки; шьют на швейной машинке полезные мелочи в технике лоскутной мозаики; самостоятельно выполняют выкройки мягких игрушек; разрабатывают проекты к городским и школьным выставкам; изготавливают сувениры.
Вариативность программы: в программу могут вноситься изменения по сокращению или увеличению объёма материала по отдельным темам, включаться дополнительные теоретические сведения и практические работы, в практической части выделен раздел практические задания – с учетом интересов обучающихся и уровней сложности заданий.
Этапы реализации программы. Программа состоит из двух ступеней.
Первая ступень – 1-4 год обучения (основная программа);
Вторая ступень – 5 и более лет обучения – творческая группа.
Уровни сложности программы:
- 1 год обучения – стартовый, 2-4 года обучения – базовый.
- Вторая ступень – 5 и более лет обучения – творческая группа.
Уровень сложности программы – продвинутый.
Ступени программы и года обучения являются самостоятельными модулями и обучающиеся могут закончить или начать обучение с любой модуля. Структура и содержание программы допускают включение вновь прибывших, обучающихся на любом году обучения с учетом уровня подготовленности и возраста ребенка (по результатам входного контроля).
Творческая группа комплектуется из обучающихся, достигнувших значимых результатов в ходе освоения программы и желающих заниматься дополнительно, а также из обучающихся, которые прошли полный курс образовательной программы по данной направленности и желают продолжать обучение. Содержание определяется тематическими модулями, выбор которых определяется совместным решением обучающихся и педагога. При формировании творческой группы составляется календарно-учебный план групповых или индивидуальных часов на основании Программы. Срок обучения в творческой группе 1 – 5 года.
Возможно обучение, по индивидуальному учебному плану графику в пределах осваиваемой программы.
В календарно-учебном графике тематические модули могут меняться местами, согласно логике народного и астрономического календаря, или на усмотрение педагога.
Количество занятий и темы занятий в каждом тематическом модуле можно регулировать, заменять равноценными или более полно раскрывающими содержание модуля, учитывая уровень группы и индивидуальные особенности обучающихся.
Содержание программы первого года обучения
1. Вводное занятие (1ч).
Теория: Правила поведения в объединении. Знакомство с программой, планом работы и задачами объединения. Демонстрация изделий, выполненных кружковцами. Общие правила по технике безопасности. Рабочая коробка, правила её составления.
2. Изонить (4ч).
Теория: История возникновения изонити. ТБ при работе с иглой и ножницами. Основные элементы изонити: угол, окружность, ромб. Использование шаблонов. Оформление работ с применением бисера, стекляруса, мишуры.
Практика: отработка элемента «угол», выполнение работы из одного или двух элементов. Закладка для книги. Выполнение самостоятельной работы по выбору учащегося.
3. Ручные стежки и строчки (2ч).
Теория: Повторение правил ТБ при работе с иглой и ножницами. Терминология ручных стежков и строчек. Общие правила для всех видов ручных швов. Виды стежков и строчек. Прямой стежок и его применение.
Практика: определение длины рабочей нити, закрепление нити на ткани, выполнение узелка. Выполнение основных швов. Изготовление мешочка для хранения ниток.
4. Полезные мелочи (3ч).
Теория: Изучение петельного и потайного швов. Изготовление сборки. Использование твёрдого каркаса, шаблонов. Оформление поделок с применением кусочков искусственной кожи, пуговиц, бусин, тесьмы, кружева.
Практика: игольницы “Клубничка”, “Шляпка”. Самостоятельный раскрой по шаблонам.
5. Ручная вышивка (8ч).
Теория: Историческая справка. Подготовка к занятиям. Инструменты и материалы. Виды вышивок. Мотивы вышивок. Простые вышивальные швы: «шнурок», стебельчатый, тамбурный.
Практика: перевод рисунка на ткань, выполнение основных вышивальных швов, изготовление салфетки с изображением животного.
6. Аппликация (2ч).
Теория: Понятие аппликации. Историческая справка. Материалы для аппликации. Виды аппликации. Технология изготовления.
Практика: подбор сюжета для аппликации, составление эскиза работы, раскрой отдельных элементов. Выполнение работы “Ваза с цветами”. Самостоятельная работа на новогоднюю тематику.
7. Вязание крючком (5ч).
Теория: Историческая справка. Национальные традиции. Инструменты и материалы, используемые при вязании крючком. Соотношение размера крючка и толщины пряжи. Приёмы вязания крючком. Основные виды петель: воздушная петля и столбик без накида.
Практика: выполнение цепочки из воздушных петель, вывязывание закладки и браслета. Изготовление картины из воздушных петель.
8. Плетение (8ч).
Теория: Оформление вязаных изделий. Способы плетения шнура из хлопчатобумажных и шерстяных нитей. Технология изготовления кисточки и помпона. Игрушки из разноцветных помпонов.
Практика: изготовление шнура, кисточки и помпона. Игрушка из помпонов по выбору: “мышонок”, “цыплёнок”, “поросёнок”. Оформление игрушки.
9. Плоская мягкая игрушка (2ч).
Теория: Основные понятия и приёмы работ, используемые при изготовлении мягкой игрушки. Необходимые материалы. Перевод выкройки. Раскрой деталей по выкройкам. Правила ТБ при работе с иглой, ножницами. Правила работы с мехом. Швы для соединения деталей из меха (петельный, двойной косой, стыковочный). Последовательность сборки деталей. Окончательная отделка игрушки.
Практика: раскрой плоской мягкой игрушки по готовым лекалам, сборка деталей кроя, набивка игрушки, оформление, окончательная отделка и украшение игрушки.
10. Заключительное занятие (1ч).
Теория: Подведение итогов работы объединения за год, поощрение лучших обучающихся. Рекомендации по самостоятельной работе в летние каникулы. Перспективы работы объединения на следующий учебный год.
Содержание программы второго года обучения
1. Вводное занятие (1ч).
Теория: Ознакомление с программой работы второго года обучения. Определение режима работы объединения. Решение организационных вопросов. Правила ТБ и пожарной безопасности.
2. Изонить (6ч).
Теория: Повторение основных элементов изонити. Приёмы выполнения круга и овала. Работа по эскизам.
Практика: изготовление образцов круга разного размера, выполнение работ на основе двух элементов, самостоятельная работа по эскизу. Мини-выставка готовых работ.
3. Ручные стежки и строчки (6ч).
Теория: Терминология ручных стежков. Приёмы выполнения косого и крестообразного стежков. Применение стежков в оформлении готовых изделий.
Практика: выполнение швов на ткани, изготовление декоративной салфетки с использованием изученных швов.
4. Полезная игрушка (8ч).
Теория: Что такое интерьер? Как украсить свой дом. Разновидности полезной игрушки: очечники, настенные сумочки для расчёсок, рукавички, кошельки, грелки на чайник, тапочки.
Практика: просмотр готовых образцов, самостоятельный раскрой по готовым лекалам и изготовление чехла для ножниц и варежки-прихватки. Мини-выставка по окончанию работы.
5. Вышивка гладью (10ч).
Теория: Историческая справка. Техника вышивания гладью. Разновидности глади: атласная, штриховая, двусторонняя. Способы закрепления рабочей нити.
Практика: просмотр образцов и рисунков, перевод выбранного рисунка на ткань, вышивание узора с растительным мотивом и закрепление вышивки на картоне. Оформление рамки. Монограмма на носовом платке.
6. Вязание крючком (14ч).
Теория: Повторение пройденного в предыдущем году обучения. Приёмы выполнения столбика с накидом. Круговое вязание. Два способа вязания по кругу. Подъёмные петли. Изменение количества петель в ряду. Вязание игрушек.
Практика: вязание образцов столбиками без накида, столбиками с накидом и круга. Шарф и шапочка для куклы. Вязание игрушки по выбору.
7. Искусственные цветы из лент (2ч).
Теория: Технология изготовления цветов из атласных лент. Розы, ромашки и хризантемы. Закрепление цветов на картине. Декорирование фона кружевом, бисером и перьями. Виды рамок.
Практика: выполнение роз, хризантем и ромашек. Создание картины из цветов. Оформление работы рамкой из лент и картона.
8. Объёмная мягкая игрушка (16ч).
Теория: Повторение основных швов и терминов, используемых при изготовлении мягкой игрушки. Способы создания объёмных игрушек. Вытачки на деталях. Накладка на мордочку. Игрушки на основе одного туловища и игрушки с плоским дном.
Практика: перевод выкроек на прозрачную бумагу с графических чертежей, изготовление комплекта лекал по каждой игрушке, маркировка деталей с указанием необходимого количества деталей. Выполнение игрушек по лекалам с использованием всех новых конструкций. Самостоятельное изготовление игрушки по её краткому описанию.
9. Макраме (8ч).
Теория: Историческая справка. Инструменты и материалы. Подготовка рабочего места. Приёмы плетения плоских узлов.
Практика: выполнение образца одинарного и двойного плоских узлов. Изготовление закладки, пояса и брелка с использованием плоских узлов.
10. Заключительное занятие (1ч).
Теория: Подведение итогов работы объединения за год. Поощрение лучших обучающихся. Рекомендации по самостоятельной работе в летние каникулы. Перспективы работы объединения на следующий учебный год.
Содержание программы третьего года обучения
1. Вводное занятие (1ч).
Теория: Анализ работы за предыдущий учебный год. Ознакомление обучающихся с программой третьего года обучения. Определение режима работы. Составление графика дежурства в кабинете. Определение необходимых материалов и сроков их подготовки. Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности. Правила поведения в кабинете.
2. Изонить (4ч).
Теория: Повторение пройденного в предыдущих годах обучения. Геометрические комбинации из основных элементов. Применение изонити в оформлении открыток, эмблем и альбомов.
Практика: самостоятельная разработка эскиза открытки на заданную тему с использованием всех известных элементов изонити. Выполнение коллективной работы.
3. Вышивка крестом (12ч).
Теория: Художественные традиции ремёсел. Понятие о канве. Вышивальные швы: гобеленовый и шов крест. Их разновидности. Схемы вышивок.
Практика: выполнение образцов швом крест разными способами. Выбор схемы вышивки. Вышивание небольшого фрагмента швом крест. Закрепление вышивки на основе. Оформление работы в рамку.
4. Вязание крючком (16ч).
Теория: Вязание полотна. Соединение связанных деталей. Обработка края. Декоративные элементы: цветы и листья.
Практика: изготовление сумочки из связанных крючком разноцветных квадратов и её оформление вязаными цветами. Вязание комнатных тапочек столбиками с накидом. Украшение верхнего края тапочек.
5. Вязание на спицах (14ч).
Теория: Разновидности пряжи. Виды спиц. Наборный ряд. Лицевые и изнаночные петли. Резинка. Закрепление последнего ряда.
Практика: Набор петель. Вязание образцов лицевыми и
изнаночными петлями. Вязание образца резинки. Изготовление шарфа резинкой.
5. Объёмная аппликация (6ч).
Теория: Технология изготовления объёмной аппликации. Портреты из ткани (весёлые лица). Способы выполнения волос из ниток, пряжи, меха. Варианты рамок.
Практика: Разработка эскизов картины, подбор необходимых материалов, изготовление выкроек отдельных частей лица, подготовка картонных основ, раскрой деталей с необходимыми припусками. Изготовление лиц из трикотажа. Закрепление лиц и одежды на основе. Окончательное оформление портрета. Мини-выставка работ.
7.Объёмная мягкая игрушка (12ч).
Теория: Повторение основных швов и терминов, используемых при изготовлении мягкой игрушки. Объёмная мягкая игрушка на проволочном каркасе. Порядок сборки игрушки на каркасе. Крепление лап шарнирным способом. Комбинированные детали. Крепление ушей и объёмной мордочки. Многоцветные глаза. Различные способы изготовления и размещения глаз, рта и носа.
Практика: раскрой и изготовление игрушки на проволочном каркасе. Выполнение игрушки с шарнирным креплением лап. Оформление мордочки игрушки.
8. Макраме (6ч).
Теория: Повторение одинарного и двойного плоских узлов. Узор «шахматка» из двойных плоских узлов. Приёмы плетения репсового узла. Горизонтальные и наклонные бриды.
Практика: плетение кашпо узором «шахматка» и пояса из наклонных брид.
9. Заключительное занятие (1ч).
Теория: Подведение итогов работы объединения, анализ творческих работ, выполненных за год. Поощрение лучших обучающихся, рекомендации по самостоятельной работе в летние каникулы. Перспективы по дальнейшей работе объединения и отдельных обучающихся.
Содержание программы четвёртого года обучения
1.Вводное занятие (2ч).
Теория: Анализ работы за предыдущий учебный год. Ознакомление обучающихся с программой четвёртого года обучения. Определение режима работы объединения. Составление графика дежурства в кабинете. Определение необходимых материалов и сроков их подготовки. Инструктаж по технике безопасности при работе с утюгом, на швейной машинке. Инструктаж по пожарной безопасности. Правила поведения в кабинете.
2. Художественная вышивка гладью (12ч).
Теория: Понятие о художественной глади. Мотивы для вышивок. Цветовые переходы. Направления расположения стежков.
Практика: просмотр образцов. Выбор рисунка вышивки по книгам и журналам. Перевод рисунка на ткань. Вышивание цветочной композиции в технике художественной глади.
3. Художественная вышивка крестом (12ч).
Теория: Картины, вышитые крестом. Использование схем вышивок. Разметка канвы. Порядок выполнения вышивки. Канва с готовым рисунком.
Практика: выбор схемы по журналу, подготовка канвы, подбор ниток мулине. Вышивание картины швом крест. Оформление работы в рамку.
4. Вязание крючком (20ч).
Теория: Схема вязания. Условные обозначения петель на схеме. Способы вязания шапок, шляп и беретов. Круговое и раздельное вязание варежек.
Практика: вязание крючком комплекта, состоящего из шапки, шарфа и варежек. Оформление комплекта цветами, бусинами и бахромой.
5. Вязание на спицах (22ч).
Теория: Круговое вязание на 5-ти спицах. Расчёт необходимого количества петель. Вязание носков. Убавление петель. Вязание рельефных узоров. Накид. Ажурные узоры.
Практика: набор и распределение петель на 5-ти спицах. Вязание резинки, пятки и мыска. Оформление носков. Выполнение образцов узоров «колосок» и «ажур».
6. Машиноведение (4ч).
Теория: Ручная машинка. Основные узлы швейной машинки. Заправка верхней нити. Заправка нижней нити. Регулирование натяжения. Последовательность выполнения операций на швейной машинке. Ножной и электрический привод.
Практика: заправка нитей, подготовка машинки к шитью. Освоение ножного привода. Прокладывание строчек по заданному контуру.
7. Машинные швы (4ч).
Теория: Классификация машинных швов. Основные типы соединительных швов. Ширина шва и длина стежка.
Практика: выполнение образцов стачных швов: «вразутюжку», «взаутюжку», на ребро. Выполнение образцов накладного шва, настрочного шва и бельевых швов. Закрепление швов при изготовлении сумочки.
8. Лоскутная мозаика (18ч).
Теория: Историческая справка. Составление лоскутной картотеки. Подготовка материалов к работе. Основы цветовой гармонии (цветовой круг). Тёплые и холодные цвета. Цветовые контрасты. Нейтральные цвета. Основы композиции. Однотонные материалы и ткани с рисунком. Узоры из лоскутков разнообразной формы - “спираль”. Узоры из полос - “бревенчатая изба”, “ананас”. Узоры из квадратов - “шахматка”, “шахматка по диагонали”.
Практика: изготовление сумочки или косметички узором “спираль”. Кухонные комплекты, выполненные узорами из полос. Изготовление диванной подушки узорами из квадратов.
9. Разработка творческого проекта (6ч).
Работа с литературой. Выбор темы проекта. Обоснование выбора. Выбор техники исполнения. Подбор литературы по данной теме. Разработка эскиза выбранного изделия. Выполнение эскиза в цвете. Подбор материалов в соответствии с эскизом. Разработка технологической карты изготовления работы. Составление выкройки и изготовление лекал. Раскрой по лекалам Поэтапное выполнение отдельных частей проекта. Объединение отдельных элементов работы. Окончательное оформление работы. Оформление проекта. Составление пояснительной записки. Подготовка доклада. Защита проекта.
10. Объёмная мягкая игрушка (24ч).
Теория: Игрушки-подушки. Составление лекал. Изменение размера выкроек. Увеличение выкройки. Составление выкройки по готовой игрушке. Особенности пошива игрушек на швейной машинке. Тряпичная кукла.
Практика: изготовление комплекта лекал игрушки-подушки, маркировка лекал с указанием необходимого количества деталей. Увеличение выкройки игрушки. Коллективная работа в группе по составлению выкроек с готовой игрушки. Раскрой и изготовление игрушки-подушки на швейной машинке. Раскрой тряпичной куклы по готовым лекалам. Пошив куклы на швейной машинке. Изготовление одежды, обуви, причёски. Оформление лица куклы.
11. Ткачество (8ч).
Теория: История ткачества в Удмуртии. Узорное ткачество. Ткацкий станок. Рама для ткачества.
Практика: разработка эскиза для изготовления картины. Подбор пряжи. Натягивание рамы. Выполнение тканой картины по своему эскизу. Оформление картины в рамку.
12. Вышивка атласными лентами (10ч).
Теория: Историческая справка. Необходимые инструменты, приспособления и материалы (иглы, пяльцы, ленты, ткани). Способы перевода рисунка на ткань. Плоский узел. Швы, используемые в вышивке лентами. Стебельчатый шов. Шов «вытянутая петля». Шов «перекрученная вытянутая петля». Шов «вытянутая петля с завитком». Шов «узелки». Узор «роза». Закрепление нити в конце работы.
Практика: разработка эскиза для изготовления картины. Подбор ткани и лент. Перевод рисунка на ткань. Вышивка картины «корзина с цветами» изученными швами. Оформление вышивки в рамку. Самостоятельная работа на свободную тему.
13. Заключительное занятие (2ч).
Теория: Подведение итогов работы объединения за год. Поощрение лучших обучающихся. Рекомендации по самостоятельной работе в летние каникулы.
Литература
для педагогов:
1. Молотоборова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. - М.: «Просвещение», 1990.
2. Костюшина З.М. Ромашка. Сборник. – М.: «Молодая гвардия», 1985.
3. Буровик К.А. Родословная вещей. – М.: «Знание», 1991.
4. Баева Т.И. Домашняя мастерская. – М.: «Легпромиздат», 1991.
5. Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. – Ярославль:
«Академия развития», 2002.
6. Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальных классах. – М: «Просвещение», 1983.
7. Литвинец Э.Н. Учитесь вышивать. – М: «Знание», 1991.
8. Кибалова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. – Прага: «Артия», 1986.
9. Программы для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ. Декоративно-прикладное искусство и дизайн. М.: «Просвещение», 1995.
10. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Учебник для вузов. – М.: Легпромбытиздат, 1985.
11. Вышивка шёлковыми лентами: Техника, приёмы, изделия. (Энциклопедия). /Пер. с ит. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2003.
для обучающихся:
1. Лихачёва Т.Г. Моя подружка – мягкая игрушка. - Ярославль: «Академия развития», 2000.
2. Дегтярёва Т. Дегтярёва Н. Умные поделки. - М: «Лист», 1999.
3. Докучаева С.О. Капитошка даёт уроки. – М.: «Финансы и статистика», 1997.
4. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. – М.: «Просвещение», 1992.
5. Силецкая И.Б. Мягкая игрушка. - М.: Издательство «Эксмо», 2004.
6. Энциклопедия рукоделия. Мягкая игрушка. – М.: «Рипол Классик», 2000.
7. Лущик Л.И. Оригинальная мягкая игрушка – трансформер. – М.: Эксмо,2007.
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее Программа) «Мир рукоделия». Направленность программы: художественная. Срок реализации 4 года. Возраст обучающихся 7-12 лет.
Рукоделие - очень увлекательное занятие. Оно позволяет создавать своими руками красочные, современные и оригинальные изделия из доступных материалов. Рукоделие, являясь одним из видов декоративно-прикладного творчества, имеет глубокие исторические корни, национальный колорит. Необходимость сохранения этих традиций, трансформации их в современную действительность, диктуется самой жизнью. Её ускоряющийся темп оставляет мало времени на понимание и оценку красоты природы, искусства. У детей эта потребность в красоте особенно велика. Приобщить их к миру фантазии, к творчеству помогут занятия по образовательной программе «Мир рукоделия».
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на прикладное художественно-эстетическое развитие и раскрытие творческого потенциала ребёнка в практической деятельности.
Новизнаобразовательной программы «Мир рукоделия» заключается в комплексном подходе к обучению детей за счет большего количества изучаемых видов и техник декоративно-прикладного искусства. Программа предполагает использование в образовательном процессе возможностей предметов изучаемых в основной школе, включая информационные технологии.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена сочетанием большого количества знаний, получаемых обучающимися, и умением применить их на практике, что способствует формированию навыков профессиональной деятельности.
Цель: формирование и развитие творческих способностей, обучающихся через приобщение к основным видам декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
· Сформировать систему знаний, умений и навыков по моделированию конструированию в декоративно-прикладном творчестве;
· Ознакомить с основами материаловедения, машиноведения, обработки текстильных материалов, через освоение новых техник декоративно-прикладного творчества
· Обучить приемам декорирования готовых изделий;
· Закрепить и совершенствовать на практике знания, полученные по предметам: технология и изобразительное искусство;
· Формировать общую эстетическую культуру и художественный вкус, через развитие художественной инициативы и поощрение самостоятельности обучающихся в творческой деятельности.
Программа составлена по годам обучения на основе анализа программ по декоративно-прикладному творчеству, общеобразовательных программ по предмету технология, с учётом опыта работы педагогов высшей категории студии «Модница» г. Воткинска Пучковой О.В., объединения «Волшебная игла» г. Тарск Петровой Л.Н. и собственного педагогического опыта.
Отличительные особенности программы. В основе построения программы лежат следующие принципы:
· постепенное нарастание сложности работ с учётом возрастных особенностей и степени подготовленности детей, от простейших работ (игольницы, кошельки) и игрушек к более сложным творческим работам (панно, картины).
· чередование разнообразных видов деятельности, что способствует поддержанию интереса у учащихся, желание узнать что-то новое.
Программа благодаря своей вариативности позволяет обучать детей с разным уровнем способностей, сочетает в себе наиболее востребованные виды декоративно-прикладного творчества.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы 7-12 лет.
Срок реализации программы 4 года.
Программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Во время летних каникул реализуется дополнительно разработанная программа на каникулярный период, допускается работа с переменным составом обучающихся объединения.
Режим занятий.
1 год обучения. Часовая нагрузка – 36 часов,1раз в неделю по 1 часу.
2 год обучения. Часовая нагрузка – 72 часа, 2 раза в неделю по 1 часу.
3 год обучения. Часовая нагрузка – 72 часа, 2 раза в неделю по 1 часу.
4 год обучения. Часовая нагрузка – 144 часа, 4 часа в неделю – 2 раза в неделю по 2 часа.
5 год обучения. Творческая группа. Часовая нагрузка может варьироваться от 144 часов до 216 часов.
Основные разделы программы. Данная программа состоит из разделов: изонить, вышивка, плетение, вязание крючком и спицами, ткачество, работа с текстильными материалами. Разделы повторяются на каждом году обучения с постепенным нарастанием сложности выполняемых работ.
Структура программы – блочная.
Программа предусматривает проведение практических и теоретических занятий. Все теоретические занятия закрепляются практической деятельностью, которая составляет 80% от общего числа занятий. На отдельных занятиях предусмотрена только практическая работа (выполнение творческих проектов, самостоятельные задания).
Программа опирается на знания, полученные обучающимися в общеобразовательной школе. В ходе проведения занятий обязательно разъясняется значимость выполняемой работы, чтобы труд ребёнка был осознанным и увлечённым. Также заостряется внимание на безопасности выполняемых работ, на правильной организации рабочего места, экономном расходовании материалов и рациональном использовании времени занятий.
При организации учебно-воспитательного процесса учитываются такие педагогические принципы:
· индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
· обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности;
· создание ситуаций успеха для каждого ребенка.
На первом году обучения обучающиеся, в соответствии с возрастными особенностями, выполняют работы в технике изонити, игольницы, картины с элементами ручной вышивки, коллаж из ткани на заданную тему, связанные крючком закладку и браслет, плоскую мягкую игрушку и игрушку из помпонов, букет из искусственных цветов и праздничные открытки, самостоятельную работу.
На втором году обучения обучающиеся, приобретя определённые умения и навыки, выполняют следующие работы: картины в технике изонити, сумочку для ниток, чехол для ножниц, варежки-прихватки, носовой платок с монограммой, вяжут крючком одежду для кукол и игрушки, панно из искусственных цветов, плетут брелки и пояса в технике макраме, праздничные открытки, самостоятельную работу.
Обучающиеся третьего года обучения самостоятельно разрабатывают и выполняют картины в технике изонити, вышивают крестиком салфетку, вяжут крючком сумочку и тапочки, вяжут спицами шарф, плетут кашпо, оформляют праздничные открытки, готовят самостоятельные работы к школьным выставкам.
На четвёртом году обучения, имея достаточно большой опыт работы, обучающиеся вышивают картины гладью и крестиком; выполняют крючком комплект, состоящий из шапки, шарфа и варежек; вяжут на спицах носки; шьют на швейной машинке полезные мелочи в технике лоскутной мозаики; самостоятельно выполняют выкройки мягких игрушек; разрабатывают проекты к городским и школьным выставкам; изготавливают сувениры.
Вариативность программы: в программу могут вноситься изменения по сокращению или увеличению объёма материала по отдельным темам, включаться дополнительные теоретические сведения и практические работы, в практической части выделен раздел практические задания – с учетом интересов обучающихся и уровней сложности заданий.
Этапы реализации программы. Программа состоит из двух ступеней.
Первая ступень – 1-4 год обучения (основная программа);
Вторая ступень – 5 и более лет обучения – творческая группа.
Уровни сложности программы:
- 1 год обучения – стартовый, 2-4 года обучения – базовый.
- Вторая ступень – 5 и более лет обучения – творческая группа.
Уровень сложности программы – продвинутый.
Ступени программы и года обучения являются самостоятельными модулями и обучающиеся могут закончить или начать обучение с любой модуля. Структура и содержание программы допускают включение вновь прибывших, обучающихся на любом году обучения с учетом уровня подготовленности и возраста ребенка (по результатам входного контроля).
Творческая группа комплектуется из обучающихся, достигнувших значимых результатов в ходе освоения программы и желающих заниматься дополнительно, а также из обу