V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)

Либо я найду путь, либо проложу его!

Ф. Сидней

Принцип активности ребенка в образовательном процессе был и остается одним из основных в педагогике. Он заключается в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Этот принцип подразумевает такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Понятие активность представляет всеобщую характеристику живых существ, их собственную динамику, источник преобразования или поддержания ими жизненно-значи­мых связей с окружающим миром, «способность к самостоятельной силе реагирования» (Ф. Энгельс).

Активность выступает во всех формах деятельности человека - преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и т.п. и характеризуется способностью человека производить общественно значимые преобразования в мире.

Отношение школьников к учению обычно характеризуется активностью учения, освоения содержания и т. п., которая определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности выделяются следующие компоненты:

– готовность выполнять учебные задания;

– стремление к самостоятельной деятельности;

– осознание выполняемых действий;

– устойчивость внимания к предмету активности;

– стремление повысить свой личный уровень и др.

Различают два уровня активности. Первый, низший уровень активности обеспечивает достаточно продуктивную исполнительскую, воспроизводящую деятельность человека, совершаемую в системе, где он является преимущественно управляемым объектом. Это - активность объекта, или объектная активность, имеющая адаптивный, исполнительский характер. Она обеспечивает процесс социальной адаптации. Пример: человек получил задание покрасить стену. Он выполнил это задание досрочно. Это - исполнительская активность.

На втором, высшем уровне активность является первопричиной, источником деятельности ребенка, имеющей творческий, преобразующий характер. Это – активность, идущая от воли субъекта, или субъектная активность, которая отличается:

– спецификой внутренних качеств и состояний субъекта непосредственно в момент действования - наличием внутренней мотивации деятельности целеполагания, планирования, предвидения (в отличие от реактивности, когда действия обусловливаются предшествующей ситуацией);

– произвольностью, т.е. обусловленностью собственной целью и волей субъекта (в отличие от ролевого, конформного поведения);

– надситуативностью, т.е. выходом за пределы исходных целей (в отличие от ограничения действий в узких рамках заданного);

– автономизацией - устойчивостью и самостоятельностью деятельности в отношении принятой цели (в отличие от адаптации - пассивного приспособления к той обстановке, в которой приходится действовать объекту).

В субъектно-активной деятельности человек воспроизводит себя в качестве социально значимого индивида, реализующего эту значимость с большой степенью самостоятельности и собственного выбора. Пример: этот же человек не только покрасил стену, но и расписал ее - сделал на ней рисунок, орнамент. Это - творческая субъектная активность.

Через субъектную активность выступают такие важнейшие качества личности, как индивидуальность личности, трудоспособность, творчество, инициативность, лидерство, конкурентоспособность и т.п.

Любая педагогическая технология ставит целью и обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. Наибольший активизирующий эффектна уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны:

– самостоятельно объяснять окружающие явления и процессы;

– отстаивать свое мнение;

– принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

– ставить вопросы своим товарищам и учителям;

– рецензировать ответы товарищей;

– оценивать ответы и письменные работы товарищей;

– заниматься обучением отстающих;

– объяснять более слабым ученикам непонятные места;

– самостоятельно выбирать посильное задание;

– находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;

– проверить результаты своих действий (самопроверка), анализировать личные познавательные и практические действия;

– решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

В некоторых педагогических технологиях цели и средства активизации составляют главную идею и являются основой эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести:

– игровые технологии,

– технологии проблемного обучения, поисковые, исследовательские, проектные, творческие, продуктивные; в них ребенок выводится в ситуации, требующие от него самостоятельного поиска выхода;

– интерактивные технологии, или технологии межличностной коммуникации (дебаты, мозговой штурм, критическое мышление и др.);

– технологии формирования субъектной активности человека (лидерства, субъектной социальной активности, самозащитных качеств личности).

Активные методы обучения. В педагогической литературе 70-90 гг. ХХ века широко использовался термин «активные методы обучения»(АМО). Им обозначались методы и формы организации обучения, побуждавшие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности, к которым относились проблемные, поисковые методы, деловые игры, тренинги, групповые дискуссии и другие, выделяющиеся активностью обучаемых. В данном пособии АМО названы технологиями и отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации традиционного обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся».

К классу технологий, в той или иной мере использующих познавательную субъектную активность, относятся и технологии свободного воспитания, развивающего обученияи некоторые другие.

В данной главе рассматриваются

Игровые технологии

● Игровые технологии в дошкольном периоде

● Игровые технологии в младшем школьном возрасте

● Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

& Организационно-деятельностныеигры

& Школа-театр

& Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3–7 лет «Сказочные лабиринты игры» (Воскобович В.В.)

& Внеклассные ролевые игры

& Финансово-экономические деловые игры

& Игровые автоматы

Проблемное обучение

& Частично-поисковый метод

& Технология учебного ис­следования

& Эвристическое обучение

Наши рекомендации