Выполнение работ по аппликации для ребенка с нарушенной манипулятивной деятельностью
Занятия по аппликации для детей с ДЦП предъявляет свои сложности. Тем не менее, они весьма полезны и с точки зрения активной деятельности кистей рук, и пространственной ориентации, и даже как возможный вид трудовой деятельности в дальнейшем. Эта работа заставляет ребенка искать способы приспособления в связи с двигательным дефектом. Нарисовать, вырезать, приклеить – действия простые, но выполнить ребенку трудно, тем более, если движения рук далеко не совершенны. Но желание достичь результата - сильная мотивация для поисков способов, как это сделать.
Главной задачей занятий по аппликации является обучение ребенка с двигательной патологией и нарушением пространственного восприятия способам изготовления различных форм, умению соразмерить количество материала и размеры деталей изображения, способам создания деталей для одного и того же изделия, развитие творческих способностей. Для создания мотивации к занятиям этим видам изодеятельности мы предлагаем детям приемы, несложные для исполнения, но позволяющие детям изготовлять оригинальные изделия.
Аппликация является одним из любимых видов изобразительной деятельности детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Аппликация легко доступна для изготовления, многообразна и эффектна.
Аппликация дает отчетливое представление о форме предметов, о форме отдельных деталей изображения, об их пространственном расположении относительно друг друга и т. д. В связи с этими особенностями аппликации широко применяются в работе с детьми с ДЦП. Начинать занятия аппликацией можно примерно с 2,5 лет, поскольку это занятие обычно очень нравится детям.
На первом этапе мама мажет весь лист клеем или клейстером, а потом малыш отрывает кусочки цветной бумаги и приклеивает их на клейкий лист. Можно давать не только обычную цветную бумагу. Для того, чтобы ребенок обнаружил разные по фактуре материалы, дайте ему кусочки салфетки, гофрированной бумаги, фольги, ткани, ваты, кусочки страниц из цветных журналов... Ребенок может сам отрывать кусочки от листа или от полоски бумаги.
Если ребенок уже умеет клеить и рвать бумагу, можно научить его резать ножницами. Для начала малыш держит свои ножницы, а мама - свои, и малыш просто смотрит, как мама режет. Потом мама держит за два конца натянутую полоску бумаги, а малыш двумя руками держит ножницы. Хорошо, если кто-то ему поможет развести ножницы пошире и прицелиться.
На втором этапе, можно научить ребенка выдавливать капельку клея и на нее приклеивать каждый кусочек бумаги. Можно использовать клей-карандаш. Различные виды материала позволят определить лучший подход выполнения задания.
Можно выполнять комбинированные работы. Дети очень любят рисовать. Рисовать можно не только красками, но и свекольным соком. Можно рисовать на обороте старых обоев. Можно давать бумагу разного цвета и размера. Чем младше ребенок, тем больше нужны листы. Можно использовать заготовки картона различной формы – круг, квадрат, треугольник. Например, выполняя работу «Тарелка» используются светлые тона (работа с цветом). Ребенок с удовольствием большой кистью раскрашивает заготовку насыщенным желтым, потом оранжевым цветом. Мама может помогать ребенку, следующий слой клея наносится для закрепления крупы. Манка посыпается по краю (окантовка), или на трафарет.
Дети сразу хотят видеть эффект творчества, поэтому лучше начинать рисовать по мокрой бумаге толстыми кистями. Главное - заинтересовать ребенка в процессе, заразить его своим энтузиазмом. Для этого надо снять все ограничения типа: "Не пачкай пол! Не рисуй по себе - я тебя потом не отмою!" и т.д. Если вовремя научить ребенка резать ножницами, то к 3 годам он уже сможет отрезать полоски бумаги по линейке!
С трех лет можно делать вместе с малышом аппликации из готовых форм, то есть из фигурок, которые мама вырезала заранее. Можно сделать домик с окошками, снеговика, машину, цветочек и т.д.
Дети охотно помогут вам приклеить глазки, окошки, колесики, серединку цветка. Хорошо, если мама при ребенке делает аппликацию чуть посложнее. Например, можно нарезать и закрутить на карандаше бахрому - травку, или сделать объемную аппликацию.
Можно делать аппликацию с добавлением ваты, манки изображающей снег, или сухой травы и листьев, если дело происходит летом. Предлагаем использовать аппликацию для закрепления знания формы, для ознакомления с пространством листа бумаги. Например, детям предлагаем выполнить работу «Большая стирка». На листе бумаге приклеиваем нитку. Ребенок должен определить место расположения одежды, которую повесили сушить. Показать где находятся облака, лужа. После того, как местоположение деталей показано верно, их приклеивают. В заключении занятия обязательно закрепляем названия цвета, повторяем понятия: мокрое белье, яркое солнце, жаркий летний день.
Дети очень любят играть, любое занятие с ребенком должно проходить в игровой форме. Например «Варим борщ». При выполнении этой работы повторяем названия овощей, цвета. Ребенок выполняет простые действия: нарезает полоски, приклеивает, посыпает. Главное, когда вы работаете вместе с ребенком, он видит, что это ваш совместный труд, маме это занятие тоже нравится, и получается в результате красиво.