Цель: развитие мелкой моторики рук.
Этот пальчик хочет спать, ( загнуть мизинец)
Этот пальчик лег в кровать (загнуть безымянный пальчик)
Этот пальчик чуть вздремнул, (загнуть средний пальчик)
Этот пальчик уж уснул, (загнуть указательный пальчик)
Этот пальчик крепко спит. (загнуть большой пальчик)
Тише, дети, не шумите,
Пальчики не разбудите
2. Игра « Уложим куклу Катю спать»
Цель: познакомить с новой игровой цепочкой действий: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу головой на подушку, накрыть одеялом.
Оборудование: 2 куклы (одна для ребенка, другая для педагога), 2 игрушечные кровати с постельными принадлежностями: одеяло,подушка, простынка, матрасик, 2 игрушечных стульчика, карточки « Алгоритм застилания кровати »
Ход игры:
На столе - «квартире», расположена кроватка и кукольный стульчик.
- Мы сегодня будем... (ребенок подсказывает)... правильно, укладывать спать нашу Катю. Куда положим Катю? Правильно, на кровать. Сиди, Катюша, пока на стуле, мы тебе все приготовим.
Что сначала нужно постелить на кровать? – ответы ребенка
- Зачем матрац? Правильно, чтобы было мягко спать.
Что дальше нужно постелить на матрац? – ответы ребенка
- На матрац положим... правильно, простынку. Простынки для того, чтобы матрац не пачкался.
А что мы положим под голову нашей Катеньке? – ответы ребенка
- Под голову положим... подушку. Зачем подушка?
- А чем накроем Катю? Правильно, одеялом. Зачем одеяло?
(если ребенок не может назвать наволочку и пододеяльник, то педагог называет и эти предметы, позже ребенок учится самостоятельно надевать их)
- Посмотри, как красиво и аккуратно застелили кровать для куклы Кати. А теперь Катеньке пора ложиться спать
- Ложись, Катя, голову клади на подушку. Я тебя накрою одеялом, чтобы было тепло. Спи. Я тебе песенку спою.
Далее предложите ребенку застилить кроватку для своей куклы.
Закрепление последовательности действий при застилании кровати.
Работа с карточками « Алгоритм застилания кровати».
Работа сопровождается словами из стихотворением С.Я Маршака
« Усатый–полосатый » :
Положи под спинку
Мягкую перинку
Сверху на перинку
Чистую простынку
Одеяльце на пуху,
Покрывало наверху
Положи под ушки
Мягкую подушку.
Итог занятия.
Похвалите ребенка за его старание.
Занятие 9. Формирование навыка ухаживать за комнатным растением у детей с особенностями в развитии (10 минут)
Теоретическая часть
Далеко не каждым родителям удается привить ребенку привычку ухаживать за окружающими его предметами. Аккуратность и стремление к тому, чтобы сделать все вокруг лучше и красивее должны быть раскрыты в ребенке тогда, когда подобные навыки могут быть усвоены лучшим образом. Скорее всего это придется на период, когда у ребенка впервые проснется самосознание и понимание того, что и без посторонней помощи можно делать многие вещи.
Приучите ребенка к тому, что он должен ухаживать за цветами, а именно регулярно их поливать. Для начала вы можете выделить ребенку один единственный горшок цветком, но за него будет отвечать именно ваш ребенок, как за то, полит ли цветок, так и за его общее состояние. Ребенок должен осознавать, что если он не польет его вовремя, то никто другой не станет делать за него эту работу, и тогда растение просто погибнет.
Прежде чем вверить ему такую ответственность, стоит постепенно приучить его к самой процедуре полива. Для этого пригодится лейка с водой, губка, с помощью которой можно будет протереть листики, тряпка для того, чтобы убрать потом разлитую воду и мисочка, наполненная водой. Прежде всего, необходимо, конечно же, заполнить лейку отстоянной водой. Затем вы должны расположить горшок так, чтобы ребенку было очень легко и удобно с ним работать, чтобы полив земли вокруг цветка не вызвал у него никаких сложностей. Затем покажите ему, как необходимо увлажнить губку в приготовленной заранее мисочке и как ее нужно отжимать, а затем протирать листья с большой аккуратностью.
Проделывая такие манипуляции, ребенок учится тому, как необходимо ухаживать за цветами и другими комнатными растениями, как координировать движения и концентрировать внимание на происходящем.
По ходу подобных процедур вы можете рассказывать ребенку о том, что все цветы очень разные, а это значит, что все они требуют различного ухода. Если для одного достаточно небольшого количества влаги, то для другого потребуется гораздо больше воды. Поведайте ему и о том, что слишком обильный полив зачастую становится причиной гниения корней, поэтому необходимо не перебарщивать. Для того чтобы ребенок знал, что то или иное растение нуждается в поливе, вы можете использовать самодельные метки. Вставляйте зубочистки именно в те горшки, которые сегодня необходимо полить.
Благодаря таким упражнениям ребенок научится тому, как нужно ухаживать за имеющимися в доме цветами.
Практическая часть