Взаимосвязь тактики с техникой
Техника
Базовая Техника Чемпиона.
Техника – это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности использования спортсменом своего тела и максимально проявляя его возможности.
В фехтовании саблю следует держать за рукоятку, таким образом чтобы большой палец лежал на спинке рукоятки, а ему противостоит на обратной стороне указательный палец. Остальные пальцы прижимают рукоятку к краю ладони у основании мизинца. Саблю нужно держать легко, и сжимать рукоятку более сильно только в моменты действия оружием. чем ближе соперник тем шире и глубже должна быть стойка и наоборот
В положение когда вооруженная рука свободна опущена вниз, это позиция похожа на положение отдыха и вызова одновременно, и возникла она из за отдаленности фехтовальщиков и невыгодности выставления оружия вперед. Минусом данной позициия является необходимость при ней держать дальнюю дистанцию.
Выпад по сравнении в сабле с рапирой, у рапиристов во время выпада таз ниже чем колено, это объясняется тем что рапиристы на таком выпаде спокойно могут защищаться, а саблисты такие выпады делают очень редко, так как в такой позиции сопернику легче ударить.
Бросок начинается с шага правой ноги, чтобы обеспечить удобнее положение тела в наиболее вероятный момент контратаки противника, добавить добавочную длинну к атаке и замаскировать начало броска. Этот бросок начинается с выпадообразного движения вперед в котором выставление вперед правой ноги примерно на длину одной стопы слитно сочетается с мощным стартовым толчком левой ноги, после чего движение развивается согласно инерции.
Замах - Во всех ударах кисть вооруженной руки и вместе с ней гарда движутся прямолинейно вперед, а слабая часть клинка несколько отстает от них, что и служит замахом в тех случаях, когда удар выполняется без переноса или когда движение начинается из такого исходного положения, при котором удар без замаха оказывается технически невозможным
Как держать правльно саблю во время удара - Средний палец, безымянный и мизинец, слегка пассивно разогнувшись во время замаха, в дальнейшем активно сгибаются, прижимают спинку рукоятки к краю ладони со стороны мизинца и тем самым ускоряют нанесение удара, придавая ему необходимую легкость и четкость. Приводящее движение кисти в лучезапястном суставе в конечном моменте удара передается на оружие через нажим большим пальцем на спинку рукоятки. Этот активный нажим большим пальцем, придавая клинку должное направление, сообщает движению оружия добавочную скорость. По совершении удара приводящие мышцы кисти, большого пальца, а также сгибатели третьего, четвертого и пятого пальцев мгновенно раскрепощаются, вследствие чего происходит небольшой отскок клинка от тела противника и фехтовальщик возвращается в боевую позицию. Осуществляется это опять-таки движением в трех суставах: приводящим в плечевом, сгибанием в локтевом я отведением в лучезапястном
Режущий удар - удары могут быть не только чисто рубящие, но могут переходить и в режущие удары, при которых клинок, ударив противника, продолжает скользить по его телу
В ударах и уколах с выпадом возникает сложное и изменчивое соотношение движений оружия, руки, туловища и ног. При коротком выпаде толчок ног и выпрямление вооруженной руки (доставляющей оружие к месту удара) начинаются одновременно, самый же удар — прикосновение совершается много раньше постановки на пол стопы правой ноги. При выпаде средней длины выпрямление вооруженной руки, т. е. посыл оружия на удар, начинается чуть позже начала выпада, но удар-прикосновение также опережает постановку на пол правой ноги, хотя уже в меньшей степени. При предельно длинном выпаде движение удара начинается лишь в момент выноса правой ноги, т. е. тогда, когда разгибание левой ноги и наклон туловища уже создают возможность производить удар (см. рис. 113). Тем не менее разгибание вооруженной руки опережает движение правой ноги, и удар все-таки совершается раньше постановки стопы правой ноги на пол, но уже с минимальным опережением
Однако некоторые моменты ударов с выпадом остаются неизменными, несмотря на разную длину выпадов, а именно: продвижение тела вперед никогда не начинается позже движения руки, так как удар невозможен без доставки руки, и утар- прикосновение во всех случаях опережает постановку на пол выносимой вперед ноги. В атаках с дальней дистанции с шагом вперед и выпадом выпрямление руки вперед для нанесения удара- укола начинается после шага.
Контратак Удары в темп по руке являются как бы первой линией обороны, и при неуспехе здесь обороняющийся еще имеет возможность избежать удара-укола, применив защиту с последующим ответом. Поэтому в тренировке в ударах в темп по руке эти удары, в первую очередь, должны сопровождаться последующим парадом с ответом и, во вторую — глубоким отступлением, пресекающим схватку.
Ложной атакой называется лишь внешнее подобие атаки. В фехтовании на саблях ложная атака имеет широкое применение, выполняя в основном задачи, свойственные ей в фехтовании на всех видах оружия, т. е. задачи разведки, вызова, маскировки и относительно безопасного приближения к противнику. В зависимости от конкретной задачи ложная атака принимает то или иное выражение, но во всех почти случаях она должна обмануть противника, т. е. создать у него впечатление истинной атаки.
В зависимости от формы движения клинка удары бывают прямые, полукруговые и круговые.
Защиты от ударов выполняются четкой постановкой сильной или средней части клинка против и поперек слабой части клинка противника, пытающегося нанести удар. Лезвие клинка обороняющегося при этом должно быть обращено в сторону оружия противника. Такой поворот оружия должен опережать или, вернее, завершаться ранее других движений оружием обороняющегося. Положение оружия в конце защиты отбивом, как правило, на мгновение фиксируется. Конечное движение всех защит пресекается внезапным сокращением мышц-антагонистов и резким сжатием рукоятки оружия пальцами. Совершив эту остановку оружия, все мышцы руки мгновенно раскрепощаются, и вся рука при- ходит в состояние готовности действовать дальше
В случаях, когда противник пытается произвести удар с ближней дистанции, защита должна осуществляться движением клинка не только в сторону оружия, противника, но и на себя посредством приведения плеча и сгибания руки в локтевом суставе. Это необходимо для того, чтобы противопоставить сильную часть своего клинка слабой части клинка противника. По характеру прикосновения к оружию противника защиты делятся на отбивы и отводы. В бою на саблях отводы применяются в редких случаях — при уколе прямо из соединения. В зависимости от формы (пути) движения оружия обороняющегося защиты могут быть прямые, полукруговые и круговые
Первая защита (рис. 149) закрывает левый бок и руку от удара изнутри. Первая защита из положения оружия острием вниз во втором секторе является прямой защитой. Выполнять ее следует перемещением оружия влево, совепшаемым горизонтальным приведением руки в плечевом суставе, сгибанием в локте с одновременным поворотом клинка лезвием влево посредством разгибания и пронирующего поворота кисти и всей руки до положения первой позиции (см. рис. 122, к). Из третьей позиции или близких к ней положений первая защита является полукруговой и защищает всю левую сторону туловища от ударов и уколов. В защитах от ударов она осуществляется перемещением сабли влево с одновременным опусканием острия и подниманием гарды. Достигается это в основном пронирующим поворотом всей руки в плечевом суставе, отчего оружие, описывая острием полукруг влево-вниз, приходит в положение первой позиции (см. рис. 122, г). В защитах от уколов и при ловле оружия противника острие клинка описывает полукруг, но уже в другом направлении: вниз и затем влево (см. рис. 122, и). Первое движение конца клинка вниз в этом случае совершается одновременным сгибанием и приведением кисти поднимающейся вертикально руки, затем посредством горизон- тального приведения руки и пронирующего поворота всей руки клинок перемещается влево лезвием также влево. Последнее завершающее движение полукруга акцентируется нажимом большого пальца на спинку рукоятки. Эта защита обычно бывает проходящей с последующим ответным ударом по голове или левому боку. Для отражения удара по левой щеке и отчасти по голове и левому боку применяется первая высокая защита (рис. 150). Она выполняется так же, как и нормальная первая защита, с той лишь разницей, что гарда при ее выполнении движется влево-вверх до уровня лба.
Шестая защита (рис. 151) закрывает голову, грудь и руку от ударов сверху. Из третьей позиции и близких к ней положений шестая защита выполняется прямым движением гарды вверх-влево до уровня лба, но левее его с одновременным супинирующим поворотом кисти до положения клинка лезвием вверх-вперед, как в шестой позиции
Круговыми защитами пользуются Большей частью их применяют против уколов и как обобщающее защитное движение, имеющее целью «взять» клинок противника.
Навык
Навык – это оптимальная степень овладения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (то есть при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надёжностью исполнения.
Самоконтроль за выполнением приемов и действий способствует более быстрому формированию правильных навыков и предупреждает появление стойких ошибок. Самоконтроль возможен при условии хорошо развитого чувства движения и полном понимании смысла и структуры приема или действия.
Мастера фехтования, даже в самых напряженных соревнованиях, могут определять мельчайшие особенности движения и делать быстрые выводы для исправления ошибок в последующих движениях в процессе этого же боя.
Способность к самоконтролю следует постепенно и настойчиво воспитывать и развивать. Для этого могут быть рекомендованы такие методичеокие приемы: выполнение приемов и действий с разделением на составные элементы; чередование быстрого выполнения с замедленным; специально замедленное выполнение; остановки движения с фиксацией различных его моментов для лучшего разбора и ощущения; выполнение частей движения с заданной скоростью; выполнение под наблюдением партнера и наблюдение за партнером; выполнение перед зеркалом; анализ проведенных тренировочных боев и соревнований; специальные раэборы техники фехтования; изучение основ боя и т. п.
Использование этих средств может содействовать развита у фехтовальщиков критического мышления, повышению наблюдательности и требовательности к себе, увеличить способность к анализу движений, развить интерес и любовь к техническому совершенствованию.
Динамика формирования спортивно-технических навыков может быть охарактеризована тремя последовательными стадиями.
Первая стадия характеризуется овладением основной структурой движения. в начале обучения характеризуется большой напряженностью, общей скованностью движений, наличием лишних и ненужных движений. В деятельное состояние вовлекается значительно большее количество мышц, чем это нужно для выполнения разучиваемого приема. Именно поэтому у начинающих фехтовальщиков часто наблюдается излишняя напряженность мышц плечевого пояса, особенно дельтовидной мышцы вооруженной руки. Имеет место напряженность прогиба в пояснице и в положении головы, судорожное сжимание свободной руки, тяжелые передвижения и другие ошибки, связанные с большим сосредоточением всех физических и психических сил на выполнение незнакомого движения.
Вторая стадия — автоматизацией навыка. Здесь приобретается способность к свободному выполнению приема в стандартных условиях (определенная позиция, типичные стандартные действия противника, обусловленные передвижения или действия партнера, тренера и пр.). В следующей стадии образования навыка — стадии его автоматизации— происходит закрепление спортивного навыка (приема) путем многократных повторений. В процессе этих повторений движения делаются постепенно все более координированными, лишние — устраняются.
Третья стадия характеризуется приобретением способности к свободному и точному выполнению приемов или действий в нестандартных условиях изменения обстановки в учебно-тренировочных занятиях или в соревновательном бою. Здесь приобретается важнейшее качество, обусловливающее мастерство фехтовальщика,— гибкость навыков.Появляется свобода движений и способность к четкому реагированию на определенный раздражитель—обусловленное действие противника или тренера.Умение соединять отдельные приемы в разные фехтовальные действия представляет решающий момент в последнем этапе обучения приему. Этот этап наиболее длителен и решает задачу совершенствования, что соответствует третьей стадии формирования двигательного навыка, в которой происходит развитие гибкости навыка.
В связи с тем, что в фехтовании почти нет одинаковых условий, и каждый бой и противник имеют специфические черты, особенно важно обладать способностью вариативного выполнения приема.
Специальные упражнения и тренировка выполнения приемов фехтования должны проходить в постоянно изменяющихся условиях, с разной скоростью, с переменой ритма в отдельных звеньях или во всем двигательном акте. Развитие способности к быстрому переключению от одних движений к другим, от одной скорости к другой обусловлено подвижностью (лабильностью) основных нервных процессов — возбуждения и торможения. В связи с этим возникает необходимость развивать подвижность протекания основных корковых процессов, т. е. способность к быстрой смене процессов возбуждения и торможения в двигательной зоне коры больших полушарий головного мозга.
Серьезные трудности в образовании новых двигательных навыков возникают в учебно-тренировочной работе только с фехтовальщиками-новичками, которые еще не имеют достаточного фонда основных спортивно-технических приемов. После того как новичок овладеет основными приемами и действиями фехтования и будет иметь определенный запас (фонд) основных навыков, образование новых навыков проходит значительно легче и быстрее. Освоение новых приемов теперь будет происходить на частичном использовании ранее образовавшихся временных связей.
Важнейшее свойство нервной системы — пластичность — позволяет фехтовальщику проявлять способность к переделке старых навыков я к выработке новых, более совершенных по координации. Если для овладения новыми приемами в начале обучения необходимо большое количество опробований и многократных повторений в стандартных условиях, то спортсмены высших разрядов проявляют способность к образованию новых двигательных навыков после минимального количества опробований, а в отдельных случаях и совсем без предварительных опробований — только на основании мысленных представлений и имеющихся уже сходных навыков.
Ошибки и их разновидности
Исправление ошибок. Ошибками называют отклонения, нарушающие механизм движения, искажающие его структуру, своевременность и целесообразность действий.
Все ошибки по специальному фехтовальному признаку можно разделить на технические и тактические; по физиологическому — на автоматизированные и неавтоматизированные и по биомеханическому — на локальные и цепные.
Технические ошибки нарушают основную правильность движений, искажают элементы, составляющие рабочее движение фехтовальщика. Это ошибки в координации движений. Даже при тактическом преодолении противника они могут помешать достижению победы, так как их результатом являются незасчитываемые уколы или удары (промахи, уколы в непоражаемое пространство, недобранные защиты, случайные падения и т. д.).
Тактические ошибки выражаются в несоответствии действий и поведения фехтовальщика в бою действиям, поведению и всему боевому облику своего противника.
Автоматизированные ошибки возникают в результате многократных повторений неправильных движений, в процессе которых вырабатывается стереотип неправильного двигательного навыка. Автоматизированные ошибки исправляются со значительными трудностями, а в ряде случаев, если их запустили, остаются навсегда. Исправление этих ошибок требует ломки образовавшегося неправильного навыка и погашения установившихся рефлексов.
Неавтоматизированные ошибки чаще всего возникают в начальном обучении и представляют собой как бы неизбежное явление, обусловленное неподготовленностью нервно-мышечного аппарата и психики к выполнению новых необычных движений. Они связаны с недостаточностью контроля со стороны двигательных анализаторов в работе по установлению сложных условнорефлекторных связей, т. е. в выработке новых координации.
При встрече с новым движением, до установления навыка, в нервной системе идет деятельная работа, связанная с необходимостью наладить правильные взаимоотношения частей тела и органов. Совершенные координации возникают только в результате этой борьбы. И пока идет обучение, возникновение ряда ошибок представляет собой как бы неизбежное явление. При отсутствии должного внимания к ним они могут стать автоматизированными и будут представлять большую помеху в дальнейшей тренировке фехтовальщика.
Локальные ошибки представляют искажение отдельных деталей движения, отклонения от структурной правильности, не искажающие основы приема или действия. Примерами таких ошибок могут быть: 'значительное лроваливаиие тела книзу при выпаде, недостаточная црофильность боевой стойки, поворот ступни сзади стоящей ноги на внутренний край при выпаде, излишне широкие движения предплечьем в защитных действиях и пр. Вое эти ошибки представляют неточности в выполнении движений, с которыми нужно настойчиво бороться, так как они делают движения фехтовальщика неполноценными в боевом отношении.
Цепные ошибки искажают движение или положение в целом. При этих ошибках нарушение правильности в одной части тела ведет к ряду отрицательных последствий во всей цепи движения. Так, наклон головы вниз-вправо, часто встречающийся у начинающих, вызывает изменение в положении позвоночника, перераспределяет тонус мышц всего тела, влечет к падению корпуса вниз и, как следствие, ведет к потере точности и равновесия.
Бывает, что ошибка не поддается исправлению. В этих случаях полезно совершенно исключать выполнение тех приемов, в которых она встречается, чтобы сгладить след от нее в памяти. Через некоторое время надо снова вернуться к этим приемам, разучивая их как бы сначала и стараясь обойти те моменты, при которых ранее возникала ошибка.
При устранении ошибок, особенно в работе с молодыми фехтовальщиками, нельзя перечислять сразу мелкие и большие недостатки, которых может в начале обучения возникать значительное количество. Необходимо обратить внимание сперва на главную ошибку, а после ее устранения перейти к исправлению более мелких.
Преподаватель не должен успокаиваться на том, что прием или действие выполняется «в основном правильно», хоть и с небольшими погрешностями. Малозаметные ошибки могут впоследствии оказать резко отрицательное влияние на спортивное совершенствование. По существу настоящая работа над спортивным совершенствованием начинается именно после правильного овладения основными механизмами движений, и эта работа над характером движения, его качеством и деталями, т. е, шлифовка, должна неуклонно продолжаться на протяжении всей спортивной жизни фехтовальщика.
Физические качества
Основные компоненты боя
Атака
Атака имеет и техническое преимущество перед действиями обороны, так как атакующий, как инициатор, как зачинатель боевых взаимодействий, может полностью сообразовать начало атаки с моментами своей наибольшей готовности к движению, чем не обладает обороняющийся при неожиданном на него нападении. Кроме того, атакующий почти всегда имеет время представить движения своей задуманной атаки, в то время как защищающийся от внезапного нападения противника этой возможности не имеет
Следует, однако, отметить, что овладение техническим мастерством уменьшает эти потери неожиданно застигнутого атакой фехтовальщика.
Основная трудность в атаке заключается в невозможности поразить противника без предварительного сближения с ним, так как бой, как правило, проходит из дальней дистанции. В ответ на предварительное сближение противник может начать отступать или же предпринять контратаку. В первом случае атака может не дойти до противника или так замедлиться, что он без труда сумеет защититься. Во втором случае атакующий может получить удар раньше, чем нанесет его сам. Преодоление этой основной трудности боя достигается специальной подготовкой атаки посредством умелого использования подготавливающих действий, позволяющих обеспечить внезапность, неожиданность атаки для противника.
Внезапная атака с дистанции, немного меньшей, чем дальняя, имеет наибольшие шансы на успех. Атака может быть успешной и с дальней дистанции, но в этих случаях необходимо уметь ловить встречное движение противника (начало маневренного шага, наклонение туловища вперед и т. д.).
Простая атака, вызывающая контратаку при фехтовании на рапирах и саблях, внешне имеет некоторое сходство с ложной атакой, но по своему замыслу является не разведкой и не способом сближения, а вызовом. Фехтовальщик, находясь в дальней дистанции и предполагая у своего противника намерение контратаковать с движением вперед, в одном выпаде совершает колющее или рубящее движение. Противник, исходя из дистанции, принимает начало выпада на шаг вперед и контратакует, вследствие чего и оказывается достигнутым оружием противника. Удары (уколы) в этих случаях обыкновенно наносятся в одно время, так как атакующий не может в своем выпаде спешить с совершением удара (укола) ранее того момента, когда приближение противника в его контратаке сделает это возможным. Одновременность уколов в этом случае является желательной для атаковавшего, ибо, согласно правилу, удар (укол) будет засчитан фехтовальщику, опоздавшему с контратакой
Ложная атака. Ложной атакой называется действие фехтовальщика, похожее по форме на атаку, но не преследующее цели непосредственного нанесения удара (укола), а разрешающее задачи подготовки успешности действительных попыток поразить противника. Такими задачами могут быть: разведать оборонные намерения противника, овладеть полем боя, в относительной безопасности приблизиться к противнику, вызвать определенные реагирования, оттеснить противника при своем стоянии на задней границе, замаскировать начало действительной атаки и т. д.
Особо важное значение имеет ложная атака как способ относительно безопасного приближения к противнику. Холостое движение удара (укола) в этой атаке предохраняет фехтовальщика от учащенного применения противником останавливающего удара (укола), так как при его наличии холостое движение удара (укола) становится действительным. В то же время, приблизившись в ложной атаке, фехтовальщик имеет хорошую возможность развить ее в действительную повторную атаку.
Подготовка атаки
Чтобы атака была внезапной, нужно совершать ее на противника в момент ослабления его внимания, и в частности оборонной настороженности, или в момент переключения его внимания с обороны на подготовку своей атаки.
Подготовка атаки может быть пассивной и активной. Пассивная подготовка обычно заключается в искании и ожидании повода для атаки без активного воздействия на противника. Готовящийся атаковать при этом может искать повод вообще, не предрешая его конкретного содержания, а может ожидать и только определенный момент в движениях противника, уверенность в возникновении которого обусловлена изученностью его поведения.
Подготовка атаки сможет быть и активной, которая в свою очередь делится на обобщенную и конкретную. В обобщенной активной подготовке атаки фехтующий своими действиями выводит противника из статической настороженности, как бы расшатывая его самого и его оружие, т. е. создает поведение противника, чреватое возникновением рискованных для него моментов. В этой подготовке создается лишь общий фон боя, богатый предпосылками к нахождению подходящих, но не заранее ожидаемых моментов для атаки.
Другая разновидность активной подготовки — конкретная подготовка заключается в там, что фехтовальщик затевает как бы игру в бой на дальних подступах (не в критической дистанции, в которой нельзя бездействовать), игру из атаковых и защитных движений в виде обозначения фраз разного содержания и сложности, из которой преднамеренно, в заранее задуманный момент, выходит в действительную, также задуманную заранее, быструю и длинную атаку. Такая развитая подготовительная игра требует тактической смелости и обладания совершенной техникой и .поэтому является достоянием лишь больших мастеров. Следует еще отметить, что такая активная развитая игра может не предусматривать определенного выхода в атаку, а создаваться из расчета на «импровизированное» завершение.
Контратака
. Смысл этого действия заключается в использовании ата-кового приближения противника для совершения на него своего нападения. Наиболее надежны контратаки в руку атакующего. Применимы контратаки и без опережения попытки атакующего колоть или рубить, но в этом случае необходимо избегать получения от него укола-удара при помощи оппозиции, отклонения или отступления.
Неожиданность контратаки обусловлена тем, что фехтовальщик, начавший действительную атаку, обыкновенно предполагает ее своевременность, т. е. неожиданность для противника, и поэтому не может достаточно быстро и точно реагировать на непредвиденные им контрдействия противника.
Действия обороны
Обороной называется противодействие фехтовальщика нападающим действиям противника, производимое с целью избежать получения укола или удара.
Оборона может быть активной и пассивной. Активная оборона характеризуется стремлением обороняющегося не только избежать получения удара (укола), но и использовать приближение противника для нанесения ему поражения. Сюда относятся защиты с ответами. Пассивная оборона ограничивается только предотвращением получения удара (укола). Это отступление, разрывающее дистанцию боя и защиты без последующих ответов. Действия обороны — ответные в широком смысле этого слова, поэтому обороняющийся, как правило, не владеет инициативой и не имеет преимущества начала движения, если он сам не вызывает атаку противника. Однако в бою эти невыгодные моменты могут компенсироваться разнообразием противодействующих атаке средств: защит с ответами, контратак, ловли оружия, уколов или ударов в темп при отходе атакованного и т. д. Разнообразие фехтовальщика в противодействиях нападению часто лишает его противника смелости и решительности при выполнении атак, поэтому фехтовальщик, отражая атаки, не должен быть привержен к узкому кругу приемов. Действия в обороне могут быть преднамеренными, задуманными заранее, и не преднамеренными. Преднамеренные действия обороны осуществимы тогда, когда внимание фехтовальщика в момент начала атаки противника было сосредоточено на ожидании этой атаки.
Непреднамеренные действия обороны возникают тогда, когда фехтовальщик был застигнут атакой противника неожиданно. В этих случаях особенно важно уметь защищаться оружием.
Известно, что фехтовальщики с плохо поставленной защитой всегда ведут бой очень тревожно, теряя боевое пространство и чрезмерно расходуя нервную энергию в бурных реагированиях на малейшие попытки противника атаковать.
Преднамеренность оборонных действий может быть обобщенной и конкретной. Обобщенной она бывает тогда, когда ожидалась атака вообще, без предугадывания ее содержания. Конкретной преднамеренность становится тогда, когда фехтовальщик сам вызывает противника на попытку нанести укол или удар в определенном месте. Это последнее бывает обычно во время; боя, идущего на дистанциях, несколько меньших дальней. Преднамеренными действиями легко оперировать: против ожидающейся, но неопределенной атаки фехтовальщик может задумать конкретные или безотносительные защиты в умеренном отступлении с последующими ответами, ловлю оружия с шагом вперед и ответом, отступление с «выкинутой рукой», безотносительную сложную систему защит, стоя на месте с ответом, .вольт, контратаку с последующим отступлением или в конце концов только глубокое отступление.
Непреднамеренные оборонные действия, и в частности защиты, возникают почти непроизвольно, с минимальным контролем сознания
последней линией обороны, эти защиты должны стать фундаментом оборонных действий фехтовальщика, и надежность их должна освободить его сознание от излишней боязни нападения противника и создать наиболее благоприятное психическое состояние
Применение этих защит от неожиданного укола (удара) облегчается тем, что во время приближения атакующего фехтовальщика к противнику последний успевает начать движения назад, что удлиняет время выполнения укола (удара). Поэтому защиты, как правило, выполняются с одновременным небольшим отходом назад.
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Несмотря на то, что тактическая подготовка фехтовальщика пронизывает почти все фехтовальные упражнения, не говоря уже о соревнованиях, о ней все же следует иметь представление как об определенной, вполне обозримой стороне тренировки. Необходимость такого представления становится особенно ощутимой для тренера в тех многочисленных случаях, когда ученик, хорошо осваивая технику, достигает в ней уровня фехтовальщика высокого разряда, оставаясь при этом совершенно беспомощным в условиях боя.
. Тренер должен воспитать любовь и вкус к фехтованию не только как к скоростным сложным и изящным упражнениям, а как к сложной игре ума, чувств и воли, и, если это ему удастся, тогда можно сказать, что он сделал главное, что есть в методике обучения тактике. Обучение технике и тактике разрешается комплексно почти в каждом парном упражнении
Но эта комплексность должна быть подвижной, т. е. с перемещениями акцента, когда это требуется, то на одну, то на другую сторону фехтования. Первые несколько занятий, например, должны быть чисто технического направления, но уже с изучения простых атак начинает свое параллельное сосуществование и тактическая линия, которая по мере продвижения ученика к спортивному мастерству становится все мощнее и мощнее
В дальнейшем, когда ученик приобретает технический фундамент, всякое техническое совершенствование должно проходить на тактическом фоне и притом осознаваемом обучаемым. Это будут упражнения, в которых впервые ученик вынужден распределять свое внимание на две заботы: как выполнить и когда выполнить. (В дальнейшем прибавится необходимость решать, что выполнить.)
Подготавливающие действия
В фехтовальном бою на всех видах оружия большую часть его времени занимают подготавливающие действия. Главнейшими тактическими задачами этих действий являются: 1) разведка противника; 2) подавление инициативы противника; 3) маскировка своих намерений и действий; 4) вызовы противника на определенные действия; 5) овладение полем боя; 6) обманывание противника в «чувстве» дистанции и затруднение начала его атаки.
1) Разведка.
Цели разведки в фехтовальном бою могут быть различные и в связи с этим различны и сами приемы разведки.
Общие цели разведки: узнать технические возможности противника, его моральное состояние и тактическое построение боя.
Основными конкретными задачами разведки является стремление фехтовальщика выяснить:
а) как реагирует противник на внезапную и ожидаемую им атаки; б) какие атаки применяет противник и как их выполняет; в) как реагирует противник на отдельные приемы атаки: обманы, удар по оружию и т. д.; г) как внешне проявляется состояние невнимательности и отсутствие настороженности у противника.
Разведка защитных действий противника производится посредством выполнения начальных движений атаки или всей атаки, но с меньшим, чем для нанесения укола или удара, продвижением вперед.Разведка характера реагирования противника на обманы, удары по оружию и другие приемы подготовки нанесения укола или удара производится посредством изолированного выполнения этих приемов с небольшим шагом вперед или наклоном туловища в там же направлении.
Разведка обороны. Разведка защитных намерений противника осуществляется посредством ложной атаки. Успешность разведки защитных действий зависит от учета двух основных факторов: 1) неожиданно для противника сделана разведывательная атака или противник ее ожидал; 2) считает ли противник, что он своим движением на разведку атакой выдал свое намерение или нет.
Упражнения: 1) ученик и тренер, стоя в средней дистанции, держат шестые соединения. Ученик делает разведку оборонных намерений противника посредством разведывательной, т. е. укороченной, атаки прямым уколом. Тренер реагирует движением, выдающим его намерение защищаться четвертой защитой, после чего ученик атакует двойным переводом; 2) тренер выдает намерение защищаться круговой шестой защитой, после чего ученик атакует удвоенным переводом. Такое упражнение может иметь много различных усложнений. Например, тренер может выдавать не только свое намерение защищаться четвертой или круговой шестой защитой, но и другое свое намерение — делать это стоя на месте или с отступлениями разной глубины. Ученик, учтя данные своей разведки, должен атаковать или с одним выпадом, или с шагом вперед и выпадом, или броском. Усложнения могут быть и другого характера. Например, тренер в этом упражнении может поставить ученику условие: если на разведку укола реагирование тренера будет выражено едва заметным защитным движением оружия, это значит, что противник не заметил того, что он выдал свое намерение брать ту или иную защиту и на действительную атаку будет реагировать парадом, который едва обозначился в его якобы невольном, выдавшем его намерение, движении. Если же на разведку уколом тренер реагировал полным движением парада, ученик может предполагать, что противник понял, что он выдал свое намерение брать определенную защиту, и должен выбирать атаку, исходя из предположения, что выданная четвертая защита заменится попыткой применить круговую шестую и, наоборот, выданная круговая шестая заменится попыткой парировать четвертой защитой. Пример: ученик и тренер в дальней дистанции в шестом нейтральном соединении. Ученик совершает разведку посредством шага вперед. Тренер реагирует на разведку следующим образом: 1) обозначением попытки контратаковать уколом во второй сектор, на что ученик в дальнейшем реагирует атакой второго намерения, завершающейся ответом уколом вверх после отражения контратаки восьмым парадом; 2) тренер реагирует защитным нажимом в шестое соединение с шагом назад, на что в дальнейшем ученик совершает атаку двойным переводом с шагом вперед и выпадом.
Разведка атак. Тренер атакует ученика. Ученик, ожидая атаку, спасается от укола отступлением, следя за действиями атакующего. Далее тренер повторяет ту же свою атаку, на что ученик реагирует или защитой с ответом, и