Оборудование, материалы и вспомогательные приспособления
3.1. Комплект оборудования для сплошного УЗК рельсов съемным дефектоскопом включает:
а) съемный двухниточный дефектоскоп сплошного контроля, имеющий встроенный или внешний регистратор дефектоскопических сигналов и других параметров, соответствующий требованиям пунктов 6 и 7 Положения о системе неразрушающего контроля рельсов и эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии в путевом хозяйстве железных дорог ОАО «РЖД» и укомплектованный в соответствии с РЭ дефектоскопа;
б) запасные блоки ПЭП (не менее одного каждого типа);
в) ПЭП: П121-2,5-50, П112-2,5, П121-2,5-70, П121-2,5-65, П121-2,5-45 (или П121-2,5-42), необходимые для организации подтверждающего ручного УЗК;
г) СО-3Р;
д) сигнальные принадлежности: красный и желтый флажки (2 комплекта), петарды (12 шт.), духовой рожок;
е) инструмент (молоток, металлическая линейка длиной не менее 300 мм, штангенциркуль с колумбусом, рулетка, зеркало, лупа, скребок, кисточка, ветошь, набор отверток и гаечных ключей, плоскогубцы, фонарик);
ж) краска масляная белая, контактирующая жидкость;
и) масло минеральное для вторичного контроля дефектных сечений;
к) вкладыш для блокировки стрелочного перевода;
л) аптечка.
3.2. Документация оператора дефектоскопной тележки, необходимая при проведении УЗК, включает в себя:
а) рабочий журнал дефектоскопа (форма ПУ-27);
б) журнал регистрации инструктажа по охране труда (форма ТНУ-19);
в) ТИ по УЗК используемым типом дефектоскопа;
г) бланки уведомлений на замену ОДР;
д) выписку из графика работы дефектоскопных средств на месяц;
е) ведомость дефектных рельсов по состоянию на первое число текущего месяца (форма ПУ-2а);
ж) Инструкцию «Дефекты рельсов. Классификация, каталог и параметры дефектных и остродефектных рельсов», утвержденную распоряжением ОАО «РЖД» от 23 октября 2014 г. № 2499р, и Классификатор дефектов и повреждений элементов стрелочных переводов, утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 16 августа 2012 г. № 1653р;
з) выписку о «подозрительных» сечениях в рельсах и непроконтролированных участках (при необходимости);
и) ведомость участков с плохой видимостью (при необходимости);
к) ведомость наличия на главных путях рельсов с переменой рабочего канта (при необходимости).
Подготовка к контролю
4.1. Оператор перед выполнением УЗК обязан:
4.1.1. Провести организационную подготовку, а именно:
а) получить у начальника (мастера) участка диагностики пути:
выписку о «подозрительных» сечениях в рельсах и непроконтролированных участках из ведомости расшифровки дефектограмм предыдущего прохода дефектоскопа по данному участку пути;
выписку о «подозрительных» сечениях из ведомостей расшифровки результатов НК вагоном-дефектоскопом и дефектоскопной автомотрисы;
выписку из ведомости дефектных рельсов, лежащих в главных путях;
б) проверить у ДСП наличие действия предупреждения поездам о работе дефектоскопа на перегоне, а при работе по станции – наличие записи предупреждения об особой бдительности в журнале формы ДУ-46;
в) получить у ДСП информацию об изменениях в графике движении поездов (пропуск поездов по неправильному пути, работа путевой техники в технологические окна и т.д.);
г) проверить наличие на дефектоскопной тележке документации в соответствии с пунктом 3.2 настоящих Правил;
д) пройти бригадира (освобожденного) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений или мастера дорожного целевой инструктаж по охране труда с записью в журнале (форма ТНУ-19) темы инструктажа.
4.1.2. Провести подготовку дефектоскопа непосредственно перед проведением УЗК, а именно:
а) подготовить механическую часть дефектоскопа и регистратора в соответствии с РЭ дефектоскопа и регистратора;
б) произвести заправку дефектоскопа контактирующей жидкостью;
в) проверить наличие акустического контакта. Проверить работу наушников;
г) проверить соответствие схемы прозвучивания схеме, заложенной в графике проверки рельсов на данном участке;
д) провести поканальную проверку (настройку) дефектоскопа, т.е настроить (проверить) значения параметров контроля (точку выхода луча, угол ввода, условную (или эквивалентную) чувствительность, мертвую зону) для каждого ПЭП (в том числе, для ручных ПЭП) в соответствии с ТИ или РЭ;
е) записать в память дефектоскопа и рабочий журнал результаты настройки (проверки) основных параметров контроля.
Примечания:
угол ввода и мертвую зону необходимо проверять, а условную чувствительность настраивать ежедневно перед проведением УЗК, и в случае замены ПЭП в соответствии с таблицей 2.1;
условную чувствительность зеркально-теневого метода для ПЭП с a=0° необходимо настраивать по подошве рельса на бездефектном участке;
эквивалентную чувствительность эхо-метода для ПЭП с углом ввода a=70° необходимо настраивать по отверстию диаметром 6 мм, расположенному в ОСО-3Р на глубине 15 мм;
условную чувствительность эхо-метода для ПЭП с углами ввода a=55° (58)°, 45°, 0° необходимо настраивать по отверстию диаметром 6 мм, расположенному в ОСО-3Р на глубине 44 мм;
если в процессе УЗК температура окружающего воздуха изменилась более чем на 10 °С относительно температуры, при которой осуществлялась проверка (настройка) дефектоскопа, необходимо проверить угол ввода и настройку условной чувствительности для всех используемых ПЭП.
Таблица 2.1
№ п/п | Угол ввода a, град | Мертвая зона М, мм | Условная (эквивалентная) чувствительность Ку, дБ | Минимальная условная (эквивалентная) чувствительность, дБ |
£6 | 16 (по эхо-методу) 14 (по ЗТМ) | |||
£3 | ||||
не проверяется | ||||
55 (58) | не проверяется |