Стратегия 4. Отвлеките ученика
Никто долго не может делать два дела одновременно. А именно это и происходит, когда ученик плохо ведет себя. Поэтому вы можете просто отвлечь его, сфокусировав его внимание на чем-либо другом. Как это сделать практически?
Задавайте прямые вопросы.В критический момент полезно задать ему прямой вопрос: «Роман, какое задание я только что дала?», или: «Миша, что ты думаешь об этой физической про блеме?» Такие вопросы и отвлекают от «плохого» поведения, и направляют внимание ученика на тот урок, на котором он сейчас находится. Эту технику мы рекомендуем сочетать с приемами стратегии 1 «Минимизация внимания».
Попросите об одолжении.«Саша, собери, пожалуйста, сочинения!», «Маша, не могла бы ты отнести эту тетрадь в учительскую прямо сейчас?», «Гриша, сходи к Марье Ивановне в 8 «А» и спроси, не могла бы она дать нам цветной мел?»
Только не используйте этот прием часто, так как демонстративные дети могут решить, что их «плохое» поведение награждается особыми поручениями. Но как единовременная мера он работает очень хорошо.
Измените деятельность.Если сразу много учеников «бесятся», чтобы привлечь ваше внимание, резко измените их деятельность, отвлекая от нарушения поведения. Попросите их освободить парты для нового задания, вынуть другие книги, послушать новое задание и так далее.
Стратегия 5. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения
Гораздо полезнее уделить внимание кому-то из учеников, ведущих себя хорошо, чем указывать ученику-нарушителю на его «плохое» поведение. Этим вы подчеркнете, что внимания учителя и его уважения заслуживает хорошее, а не «плохое» поведение.
Благодарите учеников.Благодарите и отмечайте тех учеников, которые делают то, что вы просили сделать: «Спасибо тебе, Саша, что ты нашел нужную страницу в учебнике и внимательно смотришь на доску!», «Спасибо, Оля, что твои руки на парте, а ноги — под партой». Такие утверждения, обращенные к соседу по парте или приятелю ученика-нарушителя, должны точно описывать то самое поведение, которое мы ждем от шалуна.
Этот прием работает, только если мы описываем желаемое поведение в объективных терминах. Общие и неконкретные утверждения типа: «Спасибо, Юля, что ты была такой доброй» или «Спасибо, Саша, что ты делаешь то, что я ожидал», — абсолютно неэффективны, так как неясны эти ваши ожидания. Будьте внимательны, избегайте благодарить одних и тех же учеников слишком часто, дабы не представить их «любимчиками» и не навлечь насмешки класса.
Стратегия 6. Пересаживайте учеников
Ученики, которые нуждаются во внимании, как правило, нуждаются и в аудитории. Когда вы отсаживаете таких учеников от их зрителей, вы лишаете их главной награды, и это заставляет учеников успокаиваться. Есть два приема, подходящих для пересаживания.
Просите ученика сесть на другое место.Иногда этого вполне достаточно: «Игорь, пересядь, пожалуйста, на свободное место в третьем ряду», — и продолжайте вести урок, пока Игорь пересаживается. Так он не получит желаемого внимания. А возможно, что такой вид внимания с вашей стороны окажется вполне достаточным и будет воспринят как награда.
«Стул размышлений».Некоторые учителя в своем классе ставят специальный «стул размышлений» в отдалении от остального класса (он не должен находиться в поле зрения остальных учеников). Этот стул должен отличаться от остальных. Его можно купить в комиссионке и перекрасить, например, в ярко-красный цвет. Подойдет любой стул, непохожий на остальные.
Этот стул — место, где нарушитель может подумать о том, как он будет вести себя по-другому, вернувшись на свое место. Пять минут на этом стуле — достаточное время. Остальной класс должен понимать, что нельзя беспокоить сидящего на «стуле размышлений».
Но может быть так, что, когда вы говорите ученику-нарушителю: «Женя, пожалуйста, сядь на стул размышлений», он не идет туда. Это не означает, что плох прием, просто цель ученика другая — власть, а не внимание.
Таблица 5. Меры экстренного педагогического воздействия при взаимодействии с учеником, привлекающим внимание
Стратегии | Техники |
Минимизация внимания | Игнорируйте демонстративное поведение. Зрительный контакт. Становитесь рядом. Упоминайте имя ученика. Посылайте «секретный сигнал». Делайте письменные замечания. Используйте «Я-высказывание». |
Разрешающее поведение | Стройте урок на основе вопиющего поведения. Доведите до абсурда демонстративную выходку. «Разрешенная квота». |
Неожиданное поведение | Выключите свет. Используйте музыкальный инструмент. Говорите тихим голосом. Измените манеру речи. Говорите со стеной (или с портретом). Временно прекратите вести урок. |
Отвлечение внимания ученика | Задавайте прямые вопросы. Попросите об одолжении. Измените деятельность. |
Поощрение хорошего поведения | Благодарите учеников. |
Пересаживание учеников | Просите ученика сесть на другое место. «Стул размышлений». |
Личное задание читающему эту книгу
1. Подберите приемы экстренного педагогического воздействия для учеников, цель «плохого» поведения которых — привлечение внимания.
Если ваш Школьный план действий (ШПД) описывает ученика, целью поведения которого является получение вашего внимания, выберите подходящие для него приемы из описанных выше. Учитывайте при выборе три основных фактора:
- возраст ученика,
- что будет для него самым впечатляющим,
- что подходит вам — как личности и как профессионалу.
Выпишите выбранные техники. Планируя этот шаг, имейте в виду, что педагогическое воздействие не является наказанием. Отнеситесь к нему как к мере с двумя целями: остановить неподходящее поведение, имеющее место в данный момент, и повлиять на выбор учеником в будущем более подходящего поведения.
2. Ниже перечислены всевозможные техники педагогического воздействия при нарушениях дисциплины с целью привлечения внимания. Возле каждой проставьте одно из следующих четырех пяти обозначений:
* — прием уже используется мной;
П — прием, который мне кажется приемлемым, и я хотел бы научиться использовать его в своей практике;
? — прием, который нужно обдумать;
Н — этот прием неприемлем для меня.