Техника безопасности при работе кранов, оборудованных грейфером или магнитом
В зоне работы магнитных и грейферных кранов запрещается нахождение людей. Стропальщик допускается на рабочее место только в перерыве работы кранов. При появлении людей в опасной зоне работы кранов машинист должен прекратить работу, подать звонок, и начать работу только после удаления людей из опасной зоны.
Для безопасной работы ответственным лицом должна быть разработана инструкция по безопасной транспортировке грузов кранами.
Зона работы крана оснащенного электромагнитом или грейфером должна быть ограждена, нахождение людей в ней категорически запрещается. Стропальщику подойти к электромагниту можно только когда он опущен на землю и обесточен.
При въезде – выезде в цех должно быть установлено светящееся табло с надписью «Опасно, работает магнит или грейфер»
Если краны интенсивно работают магнитами, тогда должен быть дополнительный магнит для замены. Замену выполняют так:
а) стропальщик подает команду на отключение магнита и установку его в отведенное для него место;
б) машинист устанавливает магнит в отведенное место устойчиво;
в) стропальщик убедившись у машиниста, что магнит отключен ( машинист дает ответный сигнал) вытаскивает вилку из клеммной коробки.
Перед началом работы кранам выполняют осмотр магнита и грейфера, делают пробный подъем.
Запрещается транспортировать магнитом или грейфером непредназначенных для них грузов, подвешивать на зубья грейфера стропы, поднимать людей, грузить машины магнитом...
Назначение и устройство крюковой подвески
Крюковые подвески служат для удобства подъема и транспортировки груза и соединяются канатом с барабаном механизма подъема груза. Крюковые подвески бывают нормального и укороченного типов. В первых применяют крюк с коротким хвостовиком, который подвешивают на отдельной траверсе в нижней части подвески. Во вторых (укороченных) применяют крюк с длинным хвостовиком, который непосредственно на оси блоков полиспаста. Укороченные подвески позволяют в результате уменьшения высоты подвески получить большую высоту подъема груза.
Для закрепления в крюковой подвески крана стержень крюка в верхней части имеет резьбу: треугольную при грузоподъемности до 10 тонн и трапецеидальную - от 15 тонн и выше. На резьбу навинчивается гайка, которая для предотвращения отвинчивания фиксируют стопорной планкой, закрепляемой болтами в пазах на торцах гайки и хвостовика крюка. Стопорение гайки штифтами, шплинтами и стопорными болтами не допускается.
Крюк в крюковой подвеске устанавливают так, чтобы он мог свободно вращаться и устанавливаться при работе в соответствии с положением груза. Нижний торец гайки крюка опирается на верхнюю обойму упорного шарикового подшипника.
Блоки в крюковых подвесках монтируют на неподвижных осях и подшипниках качения. Чтобы исключить возможность выхода каната из ручья блока и его защемления при случайном ослаблении каната на блоках, смонтированы кожухи (удерживающие пластины корпуса).
Все элементы подвески монтируются в кожухах (щеках).
Подбор стропа для работы
Получив задание на выполнение определенной работы, стропальщик обязан правильно выбрать стропы с учетом характеристик груза (массы, габаритов, температуры, плотности…) и разработанных схем строповки.
Подбор производится:
по грузоподъемности - чтобы указанная на бирке стропа грузоподъемность была не меньше массы поднимаемого груза;
по числу ветвей – количество ветвей стропа должно быть больше или равно количеству строповочных элементов на грузе;
по длине – чтобы угол между ветвями стропа не превышал 90º.
Для соблюдения последнего условия длина стропа должна составлять не менее ¾ расстояния между местами строповки.
Работать стропами общего назначения при угле между ветвями, превышающим 90 º, - запрещается. При угле между ветвями стропов более 90 º может произойти обрыв ветви стропа из-за резкого увеличения ее натяжения, обрыв петли на грузе или повреждение самого груза из-за увеличения сжимающих усилий от действия стропа.