Тренируемся писать цифры 1 – 7.
Печатный материал к темам 17,18, 19, 21, 23, 25, 27 :
П– 17.2 Эталон № 16 «Как писать цифру 1».
П– 18.5 Эталон № 18 «Как писать цифру 2».
П– 19.2 Эталон № 19 « Как писать цифру 3».
П– 21.3 Эталон № 21 « Как писать цифру 4».
П– 23.3 Эталон № 23 «Как писать цифру 5».
П– 25.3 Эталон № 25 «Как писать цифру 6».
П– 27.3 Эталон № 27 «Как писать цифру 7».
Печатный материал к темам, 28 :
П– 28.1 План работы над ошибкой в написании цифры.
Цель занятия – тренироваться писать цифры 1 –7, проговаривая по элементам, правильно и красиво.
Упражнения данной темы учитель может использовать по своему усмотрению, исходя из особенностей и возможностей своего класса.
При этом важно учитывать, что задания № 1 – 8, стр. 37 – 38 направлены на отработку умения писать правильно и красиво цифру 7. Данные упражнения можно использовать как на занятиях по каллиграфии со всем классом, так и для индивидуальных занятий с учениками, испытывающими затруднения в обучении.
Задание № 9, стр. 39 предлагается для самостоятельной работы с самопроверкой. Образцом для самопроверки в данном случае служит эталон № 27 «Как писать цифру 7».
Ученики записывают цифру 7 правильно и красиво шесть раз – в двух средних графленых клетках, двух средних неграфлёных клетках и двух маленьких клетках. Затем сравнивают каждую цифру с образцом. Под каждой клеткой с цифрой ученик в зависимости от того, совпала его цифра с образцом или нет, ставит знак «+» или знак «?». Если цифр, написанных правильно и красиво, будет четыре и больше, значит в квадрате «Мой результат» ученик ставит себе знак «+», если меньше – ученик ставит знак «?».
Затем ученики, у которых нет затруднений в написании цифры 7, выполняют задания № 9 – 10, стр. 39.
А ученики, которые поставили себе знак «?», тренируются писать цифру 7 правильно и красиво в задании № 8, стр.38. Для этого каждый ученик еще раз сравнивает свою неправильно написанную цифру с образцом и называет элемент цифры, который не совпал с образцом. Потом повторяет эталон написания данного элемента по точкам-опорам и тренируется писать этот элемент, а потом всю цифру целиком.
Таким образом, первоклассники учатся не только самостоятельно фиксировать свое затруднение в написании цифры, но и определять место своего затруднения. Для этого в помощь учащимся рекомендуем распечатать для каждого ученика «План работы над ошибкой при написании цифр» (П– 28.1), который следует использовать и на следующих занятиях каллиграфии.
ПЛАН РАБОТЫ НАД ОШИБКОЙ В НАПИСАНИИ ЦИФРЫ 1. Сравни цифру с образцом. 2. Назови элемент цифры, который не совпал с образцом. 3. Повтори эталон написания этого элемента по точкам-опорам. 4. Тренируйся писать его в тетради. 5. Тренируйся писать в тетради цифру целиком. |
ТЕМА 29 .
Учимся писать цифру 8
Печатный материал к теме 29:
П – 29.1 Карточка с цифрой 8 (на каждого ученика или на группу).
П– 29.2 Стихотворение.
П– 29.3 Карточка с изображением снеговика.
П– 29.3 Эталон № 28 «Элементы цифр», эталон № 29 «Как писать цифру 8».
Цель занятия – выделить точки-опоры для написания цифры 8, познакомить с новым элементом – «голова», научиться писать данный элемент, а потом и цифру 8 по элементам и целиком.
Планировать и проводить занятия данной темы следует по аналогии с темой № 27, используя задания № 1 – 7, стр. 40 – 41 прописей.
При изучении написания цифры 8 мы предлагаем исходить из того, что цифра 8 похожа на снеговика. На этапе мотивации учитель открывает на доске слова:
Знает каждый ученик,
Цифра восемь …(снеговик).
Ученики читают текст, называют недостающее слово. Далее учитель выдает каждому ученику карточку с цифрой 8 и предлагает «превратить» на карточке цифру 8 в снеговика. Это задание можно выполнить и в парах или в группах.
При выполнении первого шага знакомства с новой цифрой учащиеся сначала в выделяют точки-опоры в цифре 8 и называют место их расположения в рабочих клетках (задание № 1, стр.40).
При выполнении второго шага первоклассники выделяют два элемента цифры 8 – синим цветом обводят известный им элемент «луна» и зеленым цветом новый элемент. Затем в задании № 2 б), стр. 40.рисуют свои варианты, на что похож данный элемент и озвучиваюи их.
Учитель демонстрирует карточку с изображением снеговика и предлагает назвать новый элемент «голова». Затем он открывает эталон № 26 «Элементы цифр» на доске, а учащиеся вклеивают эталон в прописи в задание № 3, стр. 40.
Далее в задании № 4, стр. 41 первоклассники учатся писать элементы «голова» по точкам-опорам и целиком, проговаривая вслух и «про себя». Образец проговаривания мест расположения точек-опор элемента «голова» дан в прописях.
В задании № 5, стр. 41 учащиеся сравнивают элемент «луна» в цифре 6 и в цифре 8, называют точки-опоры – они одинаковые, находят точку начала написания элемента «луна» в каждой цифре и делают вывод, что написание элемента «луна в цифрах 6 и 8 отличается только точкой начала написания элемента.
В цифре 8 элемент «луна» начинаем писать в нижней рабочей клетке над верхней границей, над серединой. Образец проговаривания написания элемента «луна» в цифре 8 дан в задании № 6, стр. 41. В этом же задании учащиеся тренируются писать этот элемент в средних графлёных и средних неграфлёных клетках по точкам-опорам, проговаривая вслух.
В заданиях № 7 и 8, стр. 41 – 42 тренируются писать элементы цифры 8 – «голова» и «луна» целиком в средних и маленьких клетках.
На третьем шаге в задании № 9, стр. 42 ученики составляют из элементов цифру 8. Учитель открывает на доске эталон № 29 «Как писать цифру 8», а учащиеся вклеивают эталон в прописи в задание № 10, стр.42, а затем, показывая пальчиком по схеме эталона, проговаривают хором вслух по элементам, как писать цифру 8.
В заданиях № 11 – 12, стр. 42 первоклассники учатся писать цифру 8 по элементам, проговаривая вслух, затем целиком в разных видах клеток.
После чего выполняют самостоятельную работу с самопроверкой, которая должна занимать на занятии не более двух минут, поэтому учащимся предлагается написать самостоятельно цифру 8 не более 2 – 3 раз. Местом для написания может быть последняя строка в задании № 12, стр. 42, а образцом для самопроверки – эталон № 29 «Как писать цифру 8».
Учащиеся называют свои затруднения при написании, называя элемент цифр, который у них пока не получается. Учитель обязательно отмечает, пусть и минимальные, успехи учащихся, особенно тех, которые испытывают затруднение в учебе.
В заключение занятия ученики делают вывод, что они сделали еще один важный шаг в умении писать цифры правильно и красиво. Теперь они знают, как писать цифру 8 правильно и красиво и умеют писать цифру 8 по элементам и целиком.
ТЕМА 30.