Тренируемся писать цифры 1 – 5.

Печатный материал к темам 17,18, 19, 21, 23 :

П– 17.2 Эталон № 16 «Как писать цифру 1».

П– 18.5 Эталон № 18 «Как писать цифру 2».

П– 19.2 Эталон № 19 « Как писать цифру 3».

П– 21.3 Эталон № 21 « Как писать цифру 4».

П– 23.3 Эталон № 23 «Как писать цифру 5».

Печатный материал к темам 24

П– 24.1 Маршрутный лист «Тренируемся писать цифру 5».

Цель занятий: тренироваться писать цифры 1 – 5, проговаривая по элементам, правильно и красиво сначала вслух, а затем «про себя».

Все задания данной темы условно можно разделить на четыре части.

Первая часть – задания № 1 – 5, стр. 23 – 24 направлены на отработку умение писать правильно и красиво цифру 5, проговаривая вслух, а затем и «про себя». Организовать выполнение этих заданий можно аналогично заданиям из темы № 22 «Тренируемся писать цифры 1 – 4».

Вторая часть – задания № 6 – 9, стр. 24 направлены повторение всех изученных элементов цифр 1 – 5 и на тренировку написания этих элементов и цифр.

Третья часть – дополнительные задания № 10 – 12, стр. 25. В задании № 10, стр. 25 сначала следует определить закономерность и продолжить написание цифр на строке. А какие строки выбрать для письма, ученик может решить сам или под руководством взрослого, исходя из своих затруднений. В задании № 11, стр. 25 учащиеся должны расставить точки-опоры и продолжить узор, затем найти и обвести цветным карандашом, спрятавшиеся в узоре цифры. В данном узоре можно выделить цифры 5, 2, 1, затем узор повторяется.

Дидактическую игру «Телефон» из задания № 12, стр. 25 можно организовать с учащимися во второй половине дня или предложить учащимся поиграть дома с близкими.

Четвертая часть – задания № 13 – 15, стр. 26. Если педагог системно работает в технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон, то мы предлагаем организовать выполнение данных заданий на отдельном занятии на основе базовой структуры урока рефлексии[5].

Тогда для самостоятельной работы № 1 учащимся предлагается задание № 13, стр. 26. Учащиеся самостоятельно пишут указанные цифры в разных видах клеток – средних графленых, средних неграфленых, маленьких (тетрадных) клетках.

Для самопроверки учитель вывешивает на доске эталоны написания цифр 1 – 5. Учащиеся сверяют свои написанные цифры с эталонами и фиксируют рядом в квадрате результат. Если три и больше указанных цифр совпадает с эталоном написания этой цифры, значит, ученик ставит себе в квадрате знак «+», если правильно написанных цифр меньше трех, то ученик ставит себе в квадрате знак «?». Такая проверка позволит каждому ученику самостоятельно зафиксировать свои затруднения – определить, какие цифры у них еще не получаются при написании, и поставить свою личностно значимую цель. Например, научиться писать цифру 2 правильно и красиво.

Далее, учащиеся, которые зафиксировали свои затруднения, работают с заданием № 14, стр. 26 – тренируются писать цифры, которые пока у них не получаются, правильно и красиво. А учащиеся, у которых нет затруднений, могут выполнить задание № 15, стр. 26 или поиграть в «Телефон» в задании № 12, стр. 25 или же учитель может предложить задания по своему усмотрению.

Слова, зашифрованные в задания № 15, стр. 26.

АкТРИса, сморОДИНа, сесТРИчка, поДВАл.

ТЕМА 25.

Учимся писать цифру 6.

Печатный материал:

П – 25.1 Карточка на каждую группу для написания цифры 6.

П – 25.2 Карточка с изображением клюшки и луны.

П– 25.3 Эталон № 24 «Элементы цифр», эталон № 25 «Как писать цифру 6».

Цель занятия – выделить точки – опоры для написания цифры 6, определить новые элементы: «клюшка сверху» и «луна»; научиться писать, проговаривая, данные элементы; учиться писать цифру 6, проговаривая по элементам, правильно и красиво.

Изучение написания цифры 6 проходит по тому же плану, что и цифр 1 – 5, изученных до этого цифр. Учитель может провести это занятие по аналогии с темой № 23. К этому времени первоклассники уже достаточно хорошо знают эталон № 17 «Как научиться писать цифры» и умеют работать с ним, поэтому учителю важно на занятии опираться на уже имеющиеся знания и умения учеников, чаще организовывать парную или групповую работу, используя задания прописей.

На этапе мотивации учитель или кто-то из учащихся может прочесть стихотворение о цифре 6, предложить задачу в стихах, где ответом будет число 6 или показать картинку с изображением шести предметов.

- Вы уже познакомились с числом 6. Поднимите руку, кто умеет писать цифру 6? (Скорее всего, все учащиеся поднимут руку.)

- Попробуйте написать цифру 6 правильно и красиво.

Далее учитель организует фиксацию затруднения каждого ученика и строит диалог, аналогично диалогу из данных методических рекомендаций к теме 23 «Учимся писать цифру 5». В результате чего учащиеся ставят цель – узнать, как правильно и красиво писать цифру 6.

Примерный вариант диалога при составлении плана открытия нового.

- Каким эталоном вы можете воспользоваться? (Эталон «Как научиться писать цифры»).

- С чего вы начнете узнавать, как правильно и красиво писать цифру 6? (Сначала мы рассмотрим цифру и расставим точки-опоры.)

- Что будете делать потом? (Выделим элементы цифры 6, если элементы незнакомые, то научимся их писать.)

- Что такое элемент цифры? Как он помогает при письме цифр? (Элемент – это часть цифры, из элементов мы составляем цифры.)

- Какой третий шаг при изучении правильного письма цифры 6? (Составить цифру 6 из элементов и научиться писать цифру 6 по элементам, проговаривая, сначала вслух, а затем «про себя».)

- Первые два шага мы пройдем все вместе. А третий шаг вы выполните в группах. Итогом вашей работы будет цифра 6, которую напишет каждый из участников группы на карточке (П – 25.1).

Учитель организует фронтальную работу в прописях с заданиями № 1 – 6, стр. 27 – 28. В задании № 1 учащиеся расставляют точки-опоры в цифре 6 и называют места их расположения. В задании № 2 – выделяют в цифре 6 два новых элемента и обводят синим и зеленым карандашами, предлагают свои варианты названия этих элементов. Затем сравнивают с эталоном № 24 «Элементы цифр», который учитель открывает на доске, а учащиеся вклеивают эталон в свои прописи упражнение № 3, и повторяют хором названия новых элементов – «клюшка сверху» и «луна».

Выполняя задания № 4 – 6, стр. 28 учащиеся тренируются писать элементы «клюшка сверху» и «луна» по точкам-опорам, проговаривая вслух в средних графленых и средних неграфленых клетках, и опираясь на образцы проговаривания, представленные данных в данных упражнениях. В задании № 6 отрабатывается умение писать новые элементы целиком в разных видах клеток, в том числе и в маленьких (тетрадных) клетках.

После такой подготовки выполнение третьего шага эталона № 17 «Учусь писать цифры» – «Учусь писать цифры по элементам и целиком» не займет у первоклассников много времени. На данном этапе мы предлагаем организовать групповую работу, процессе которой учащиеся в течение 4 – 5 минут выполняют в группе задания № 7 – 9, стр. 29 прописей. Педагогу следует напомнить ученикам, что если у кого-либо возникнут вопросы в ходе работы, они могут задать их. Во время работы учитель ходит по классу, при необходимости помогает парам или группам.

Результатом работы каждой группы будет карточка с пятью большими графлеными клетками, в которых каждый участник группы напишет цифру 6.

Затем каждая группа вывешивает на доску свой результат. Учащиеся выбирают цифры, написанные правильно и красиво, и оставляют их для образца в классе.

Учитель открывает на доске эталон № 25 «Как писать цифру 6», а учащиеся вклеивают эталон в прописи, задание № 8, стр.29 и проговаривают хором вслух, как писать цифру 6, показывая пальчиком по схеме эталона.

Задания № 9 – 11, стр. 29 учитель использует по своему усмотрению, исходя из возможностей и особенностей своего класса.

В заключение занятия ученики делают вывод, что они сделали еще один важный шаг в умении писать цифры правильно и красиво. Теперь они знают, как писать цифру 6 правильно и красиво.

ТЕМА 26 .

Наши рекомендации