Раскройте значение ФВ для дошкольников.Задачи, ср-ва, методы, формы

Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста. Оздоровительные задач 1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воз душные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и инфекционным болезням (ангина, корь, краснуха, грипп и др.). 2. Укрепление ОДА и формирование правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности). Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двигательную активность ребенка. Для гармоничного развития всех основных мышечных групп необходимо предусматривать упражнения на обе стороны тела, упражнять те группы мышц, которые в меньшей мере тренируются в повседневной жизни, упражнять слабые группы мышц. Необходимо также с ранних лет создавать у ребенка представление о правильной осанке. Действенным средством предупреждения нарушений осанки— являются физические упражнения. 3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т.д. Образовательные задачи 1..Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков. В дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной системы довольно легко и быстро усваивают новые формы движений. Формирование двигательных умений осуществляется параллельно с физическим развитием: к трем месяцам необходимо содействовать формированию умений поднимать и удерживать голову; к шестому месяцу формировать элементарные движения рук, умение ползать, переворачиваться со спины на живот, удерживать туловище лежа на животе с опорой руками; к одиннадцатому месяцу необходимо научить садиться, ложиться, стоять и ходить, держась за предметы; к первому году жизни ребенка необходимо научить ходить; к третьему году жизни ребенок должен освоить ходьбу, бег, лазание; к четвертому году формируют навыки метания различных предметов, спрыгивания с высоты, ловли предмета, катания на трехколесном велосипеде; к пятому-шестому годам ребенок должен уметь выполнять большинство двигательных умений и навыков, встречающихся в быту и жизни: бегать, плавать, ходить на лыжах, прыгать, лазать по лесенке вверх, переползать через преграды и т.п. 2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой. Детский возраст является наиболее благоприятным для формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий. Прежде всего, необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность. Постоянная оценка выполненных заданий, внимание и поощрение будут способствовать выработке положительной мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями. Воспитательные задачи 1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.). 2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому и решаться должны в обязательном единстве, в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего физического и духовного развития.

Средства. Физические упражнения. Применительно к задачам ФВ детей раннего дошкольного возраста наиболее широкое применение получили следующие три группы физических упражнений: 1) основная гимнастика; 2) подвижные игры (бессюжетные и сюжетные); 3) упрощенные формы спортивных упражнений. Основная гимнастика включает в себя: 1) ОРУ для отдельных частей тела с предметами (мячами, кубиками, флажками, гимнастическими палками и др.) и без предметов; 2) различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазание, ползание, равновесие, висы и др.; 3) строевые упражнения (построения и перестроения, повороты, размыкания и смыкания); 4) танцевальные упражнения. Подвижные игры занимают среди других средств центральное место. Начиная с пятилетнего возраста в состав средств физического воспитания дошкольников следует включать упрощенные формы спортивных упражнений. К ним относятся упрощенные способы передвижения на лыжах, катание на коньках, плавание, различные игры с мячом. Оздоровительные силы природы. Систематическое использование солнечных, воздушных и водных процедур в соответствии с возможностями детского возраста совершенствует механизмы терморегуляции, нормализует психические процессы и тем самым повышает работоспособность и физическое состояние детей. Сочетание их с физическими упражнениями позволяет достигнуть наибольшего эффекта в процессе совершенствования физической природы человека. Гигиенические факторы. К ним относятся соблюдение режимов сна и питания, двигательной активности и отдыха, гигиена тела, массаж и т.п. Гигиенические факторы в значительной степени дополняют оздоровительное воздействие физических упражнений и определяют возможности физического развития.

Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста. Основными формами занятий физическими упражнениями являются: утренняя гимнастика, занятия урочного типа, подвижные игры, физкульпаузы и физкультминутки, физкультурные праздники, самостоятельные занятия. УГГ направлена на активизацию деятельности организма, повышение его работоспособности и формирование правильной осанки. Средствами являются простые общеразвивающие упражнения в сочетании с водными процедурами, массажем, закаливанием. Ее продолжительность 5 мин для детей от 2 до 4 лет (3—4 упражнения игрового и подражательного характера), 6—8 мин — для детей 4—5 лет, 8—10 мин — для детей 6 лет. Физкультурные занятия урочного типа являются основной формой работы с детьми от 3 до 6 лет в детском саду. Цель занятий — обучение новым движениям, закрепление ранее освоенных действий, воспитание физических способностей. Занятия проводятся не менее 2—3 раз в неделю под руководством воспитателя. Продолжительность занятий для детей 3—4 лет 15—20 мин, 4—5 лет — 20—25 мин, 5—6 лет — 25—30 мин. Занятия состоят из трех частей: вводной (подготовительной), основной и заключительной. Время занятия распределяется примерно следующим образом: вводная часть — 2—6 мин, основная — 15—25 мин и заключительная — 2—3 мин. Продолжительность каждой части зависит от поставленных задач, возраста и подготовленности детей. Подвижные игры с разнообразным двигательным содержанием проводятся ежедневно, как правило, во время прогулок. Физкультпаузы и физкультминутки используются с целью предупреждения утомления, отдыха, повышения умственной работоспособности, активизации двигательных функций при однообразных статических положениях тела. Физкультурные праздники. Их назначение — демонстрация детьми в праздничной обстановке результатов, достигнутых в овладении физическими упражнениями, играми за определенный промежуток времени. Проводятся не реже 2—3 раз в год. Самостоятельные занятия физическими упражнениями. Разнообразная самостоятельная двигательная деятельность детей заключается в том, что они по своему желанию и инициативе выбирают себе вид занятий (катание на велосипеде, двигательная деятельность на детских площадках, оснащенных специальным оборудованием для физических упражнений и инвентарем, различные игры с друзьями и т.д.).

Перечислите виды упражнений для обучения юных хоккеистов технике владения клюшкой и шайбой. Опишите последовательность, в которой Вы будете показывать начинающим хоккеистам технику выполнения броска шайбы. Перечислите типичные ошибки при обучении технике броска.

Координационные упражнения с клюшкой:
1. Перемещения клюшки, находящейся в обеих руках, вокруг туловища, вперед и назад, за спину, в каждую сторону, над головой и к коленям.
2. Перешагивание через рукоятку клюшки вперед и назад, вправо и влево.
3. Вращательные движения клюшкой (хватом одной рукой за середину рукоятки) вокруг туловища, вправо и влево, вперед и назад последовательно «сильной», а затем «слабой» рукой; перехваты клюшки из руки в руку; подбрасывания вверх с опусканием на пол; поочередное перемещение на полу (перед собой, вбок, назад и т. д.).
4. Перехватывание кистями по клюшке вверх и вниз перед собой, с боков, сзади.
Все приведенные упражнения (а равно и подобранные тренерами самостоятельно) выполнять сначала из положения «стоя», затем — в разных позах: сидя-, на одном и обоих коленях, в приседе и т. д. По мере освоения выполнять упражнения в разных сочетаниях (например, вращение с перехватами).
Следующий этап обучения — сочетание указанных комплексов упражнений с одновременными переступаниями вперед-назад, вправо-влево. При этом следует добиваться автономного движения рук и ног при несовпадении по ритму и направлениям.
По мере освоения координационных упражнений с клюшкой включать в занятия подводящие упражнения:
1. Переставление крюка клюшки по кругу (последовательно): не сдвигая ног; переступая одной ногой; переступая обеими ногами.
2. Перемещение крюком клюшки кубиков или резиновых колесиков вперед-назад, вправо и влево, сначала не сдвигая ног, по мере освоения — с переступаниями и далее с разворотами туловища.
3. Вращение клюшки кистями вправо и влево (последовательно) на месте и в движении (сначала — без сопротивления, затем — при сопротивлении товарища).
4. Упражнения на скрестную координацию в прыжках и переступаниях (прыжок вперед— клюшка назад; прыжок или шаг вправо — клюшка влево, и т. д.).
5. Перемещения (крюком) мелких предметов (кубиков, резиновых колечек, облегченных шайб) в разных направлениях, не меняя местоположения пятки крюка.
После того как упражнения группы 5 будут освоены, следует выполнять упражнения с неширокой амплитудой движения всего крюка вперед и назад, вправо и влево. Еще позже, по мере приобретения ребятами необходимого навыка, упражнения усложнять переступаниями и, наконец, выполнять в движении.
6. Упражнения, связанные с остановкой теннисного мяча (крюком клюшки, ступней или рукой) после отскока от жестко установленного барьера.
Позже упражнение усложнять: посылать мяч в мишень, стремясь при определенном числе повторений набрать задаваемое число очков.
7. Броски теннисного мяча через гимнастическую скамейку (или через барьер) высотой 30—40 см. Особое внимание обращать на работу кистей при выполнении движения, обеспечивающего отрыв мяча от пола. Образно говоря, как бы стряхивая с крюка капельку воды в направлении движения мяча (в направлении броска, передачи).
По мере освоения техники передачи мяча по воздуху упражнения усложнять: движения выполнять с переступаниями на месте и в движении, а вместо теннисного мяча использовать облегченные шайбы.
8. Упражнения в парах на точность передач, на прием и подработку шайбы. Передавать шайбу сначала по полу, затем по воздуху, последовательно с «удобной» и «неудобной» стороны, на месте и в движении.
По мере освоения указанные упражнения выполнять слитно в разных связках и сочетаниях как на месте, так и в движении.
В процессе обучения технике владения клюшкой после освоения координационных и подводящих упражнений в условиях «тренировочного городка» целесообразны упражнения, связанные уже с непосредственным выполнением технических приемов.
Специальные упражнения на технику владения клюшкой:
1. Перемещение шайбы (в положении «стоя») вперед и назад, вправо и влево мягким движением рук, сохраняя неподвижность туловища. Ведение шайбы (последовательно) по контуру буквы «П», цифры «8», а также с изменением амплитуды движения и темпа работы рук.
2. Ведение шайбы вперед и назад, не отрывая крюка, толчками перед собой, сбоку, по дугам, с закрыванием туловищем, по «восьмерке», «короткое» («рубка» или дриблинг), с асинхронной работой рук и ног.
3. Ведение в разных направлениях из разных исходных положений («на коленях», «сидя», «лежа» и т. д.).
Все виды движений с клюшкой и шайбой хорошо сочетать с имитациями без шайбы.
Закреплять и совершенствовать навыки и умения, связанные с техникой владения клюшкой, лучше всего в подвижных играх и эстафетах. Например, в игре «Отними колечко». Семеро играющих встают по кругу через 2—5 м один от другого и от водящего, находящегося в центре круга. По сигналу водящий и играющие, не отрывая одну ногу от пола, стараются отобрать клюшкой колечко соседа, защищать которое тот может только клюшкой.
По числу отобранных предметов можно начислять очки (в зависимости от задачи, решаемой в данный момент): отстоял свое колечко — 3 очка, отобрал у кого-то — еще очко. Каждый играющий, в свою очередь, становится водящим, сменяя предшественника через 30—60 с (по договоренности).
Хороши и всем известные «Салочки» при условии: «салить» только клюшкой.
Наряду с этим эффективны в тренировках разнообразные эстафеты, «этапами» в которых служат упражнения, связанные с ведением, передачами, бросками шайбы и другими техническими приемами владения клюшкой.

БИЛЕТ № 25

1) Дайте хар-ку косвенных методов определения МПК.(макс.потребление кислорода)

МПК хар-ет аэробные возможности организма и является важнейшим показателем физической работоспособности, тренированности на выносливость, функционального состояния КРС и здоровья в целом. Единицей измерения является количество кислорода, потребляемое человеком за единицу времени. МПК у нетренированных людей в абсолютных величинах равно 3,5 л/мин; у спортсменов, тренирующихся на выносливость достигает 6,5 л/мин.

Косвенные методы определения МПК основаны на наличии линейной зависимости между мощностью нагрузки, ЧСС и МПК. Учитывая эту зависимость, косвенные методы предусматривают дачу нагрузки в умеренной зоне мощности с регистрацией лишь ЧСС, а само МПК может быть рассчитано математически с помощью специальной формулы. Нагрузка может выполняться на велоэргометре, тредбане и ступени.

Метод Астранда основан на использовании номограммы. Испытуемый выполняет однократную нагрузку на велоэргометре или путем подъемов на ступеньки с постоянной частотой. На 5 мин. регестрируется ЧСС, затем по номограмме находят соответствующие значение МПК.

Исследование МПК с помошью ступени теста Купера контроль за ЧСС при подъеме на 4,6,9 этаж.

Метод Добельна:

Аэробная возможность (аэробная мощность) определяется максимальной скоростью потребления кислорода. Максимальное потребление кислорода (МПК) - это количество кислорода, потребляемое в течение одной минуты при выполнении мышечной работы предельного характера, т.е., когда увеличение интенсивности нагрузки уже не вызывает прироста потребления кислорода. Чем выше МПК, тем больше абсолютная мощность максимальной аэробной нагрузки. МПК не только характеризует аэробные возможности спортсмена, но и является важным показателем физической работоспособности, а в видах спорта на выносливость -показателем тренированности. МПК зависит от двух функциональных систем: кислород-транспортной (кардиореспираторная и кровь) и системы утилизации кислорода, в основном, мышечной.

МПК может быть определено с помощью максимальных проб (прямой метод) и субмаксимальных проб (непрямой метод). Непрямые или косвенные методы определения МПК основаны на линейной зависимости между мощностью нагрузки, с одной стороны, и ЧСС и МПК - с другой. Эта зависимость выражается графически на соответствующих номограммах.

Испытуемый выполняет одну, как правило, пятиминутную нагрузку такой мощности, при которой ЧСС не достигает предельных величин и составляет примерно 140-160 уд. в мин. По величине мощности работы и ЧСС в конце работы по соответствующим номограммам или формулам определяется МПК. Обычно применяется степ-тест, а показатели МПК рассчитываются по формуле Добельна или номограмме Астранда.

Алгоритм методики определения МПК с расчетами по формуле Добельна

1. При ' отсутствии противопоказаний обследуемый выполняет
однократную нагрузку в виде степ-теста путем восхождения на ступень
высотой 40 см для мужчин и 33 см для женщин в темпе 22,5 цикла в минуту в
течение 5 минут. ЧСС для расчета регистрируется в конце 5-ой минуты
восхождения на ступень в период установления устойчивого состояния.
Практически контроль за ЧСС следует вести после каждой минуты работы с
тем, чтобы следить за состоянием обследуемого и временем стабилизации
ЧСС.

5. Данные исследований и расчетов МПК вносятся в протокол
исследований.

Полученные МПК в абсолютных и относительных величинах сравниваются со стандартными значениями.

Алгоритм методики определения МПК с использованием номограммы

Астранда

Номограмма для определения МПК включает 5 «линеек», отражающих: а -мощность работы на велоэргометре (кгм/мин),

б - вес тела при подъеме на ступеньку высотой 33 см для женщин и 40 см для мужчин (кг),

1 - потребление кислорода во время работы (л/мин),

2 - ЧСС в мин,

3 - МПК (л/мин).

Соединив с помощью линейки цифры на линии 1 (или а) или б с цифрой на линии 2, получаем искомый результат (МПК) на линии 3.

Определив МПК по номограмме, умножаем полученное значение на поправочный (на возраст) коэффициент, который определяется по специальной таблице.

с помощью специальной формулы. Нагрузка может выполняться на велоэргометре, тредбане и ступени.

Раскройте значение физического воспитания для школьников. Перечислите задачи, формы и методические особенности проведения занятий по физическому воспитанию в школе. Расскажите о возрастных закономерностях развития физических качеств у детей школьного возраста.

Общие принципы физического воспитания относятся ко всей деятельности по физическому воспитанию, независимо от частных задач, конкретных форм и условий. Выражают общую направленность и сущность физического воспитания.Общие принципы ФВ: 1. Всестороннего гармонического развития – постоянно соблюдать взаимосвязь всех сторон системы воспитания личности (физического, нравственного, интеллектуального и др.); - обеспечить единство общей и специальной физической подготовки. 2. Связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой – обеспечить максимальный прикладной эффект физического воспитания; - создать широкие предпосылки освоения разнообразных форм деятельности; - всемерно использовать возможности для трудового и патриотического воспитания. 3. Оздоровительной направленности физического воспитания- при выборе средств ФВ исходить из их оздоровительной ценности; - планировать функциональные нагрузки в соответствии с задачами укрепления здоровья; - обеспечить единство и регулярность врачебно – педагогического контроля.

Оздоровительные задачи

1 Укрепление здоровья

Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков

Образовательные задачи

1 Формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков

Формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта.

Воспитательные задачи

1 Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями

Воспитание личностных качеств, содействие развитию психических процессов.

Возрастные закономерности развития физ.качеств у детей

Школьный возраст охватывает детей и молодежь с 6—7 до 17— 18 лет. В этот период создается фундамент всестороннего физического развития, формируются тип телосложения, осанка, разнообразные двигательные умения и навыки, укрепляется здоровье. По данным ученых, одним из значимых критериев здоровья детей школьного возраста является их физическое развитие. Рост и массу тела считают наиболее существенными медико-социальными и санитарно-гигиеническими показателями, по которым в определенной мере можно судить как о положительном, так и об отрицательном влиянии условий жизни и факторов окружающей среды на организм ребенка.

Перечислите виды упражнений для обучения юных хоккеистов технике ведения шайбы. Опишите последовательность, в которой Вы будете обучать начинающих хоккеистов технике ведения шайбы. Перечислите типичные ошибки при обучении технике ведения шайбы.

Билет № 26

1)Охарактеризуйте методику определения физической работоспособности по пульсовой стоимости упражнения и восстановления.

Пульсовая стоимость упражнения (ПСУ) пульсовая стоимость восстановления (ПСВ)

-С помощью прибора «Микролюкс» определяется исходное ЧСС после предварительного пребывания (3-5 минут) в положении сидя.

-Выполняется велоэргометрическая нагрузка мощностью 50 вт (скорость вращения педалей 45 оборотов) в течение 5 минут. В конце каждой минуты работы считываются показания ЧСС с экрана «Микролюкс» и заносится в протокол исследования.

-После выполнения работы на велоэргометре обследуемый пересаживается на стул, где исследование ЧСС продолжается в течение 5 минут восстановительного периода. Результаты поминутного исследования ЧСС также заносятся в протокол исследования.

-ПСУ рассчитывается = ∑ЧСС за 1-5 мин работы – ЧСС покоя*5 мин

-ПСВ = ∑ЧСС за 1-5 мин восст. – ЧСС покоя*5 мин

-Рассчитывается рабочая стоимость пульса: РСП = ПСУ + ПСВ.

-Проводится исследование второго обследуемого с более высокой квалификацией того же вида спорта или другого с целью сравнения

Раскройте значение физического воспитания студенческой молодежи. Перечислите задачи, формы и методические особенности проведения занятий по физическому воспитанию в средне-специальных и высших учебных заведениях.

В структуру системы профессионально-технчсекого и высшего образования является обязательным входят колледжи, лицеи, техникумы, профессионально-технические училища и высшие учебные заведения, подготавливающие специалистов для различных отраслей народного хозяйства. Физическое воспитание в системе профессионального образования является обязательным предметом и осуществляется на протяжении всего периода обучения в соответствии с государственной программой физического воспитания учащихся. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей она служит целям укрепления здоровья, физического и интеллектуального и духовного совершенствования учащихся. Содержание разделов Программы имеет преемственность с программой по физическому воспитанию общеобразовательной школы.

Задачи: 1. формирование осознанной потребности в ФК, в ЗОЖ.2. обучение прикладным двигательным умениям и навыкам, необходимым в жизни, конкретной трудовой деятельности, прохождении военной службы. 3. всестороннее развитие физических качеств и обеспечение на этой основе крепкого здоровья и высокой работоспособности учащихся. 4. совершенствование в избранном виде спорта. (Приобретение необходимых знаний по ТиМФКиС для работы общественным тренером, инструктором или судьей). Добиться практического решения поставленных задач возможно путем систематического использования всех средств ФВ: ФУ, оздоровительных сил природы и гигиенических факторов. организационно-методические основы физического воспитания в ВУЗе: 1. содержание практических занятий в группах студентов основной и подготовительной медицинской группы включает учебный материал предусмотренный программой физического воспитания, профессионально-прикладную подготовку и элементы спортивной тренировки. 2. для студентов специального отделения учебный процесс направлен на укрепление здоровья и повышение работоспособности учащихся и ликвидацию остаточных явлений после перенесенных заболеваний и травм. Занятия в этих группах носят выраженную компенсаторную специфику. 3. на спортивное отделение зачисляются студенты основной медицинской группы, желающие заниматься избранным видом спортивной деятельности, культивируемой вузом. 4. выбор средств ППФП осуществляется с учетом следующих принципов: - максимальной реализации задач ППФП; - адекватности и наибольшего переноса качеств и навыков; - обеспечения комплексности решения задач ФВ. 5. уроки ФВ для стимулирования умственной работоспособности студентов в первой половине семестра должны на 70-75% состоять из упражнений развивающих скоростные, скоростно-силовые качества и скоростную выносливость. ЧСС может достигать 160-170 уд/мин. Во второй половине семестра – на 70-75% состоят из упражнений для развития силы, общей и силовой выносливости. ЧСС – до 150 уд/мин. 6. если урок первой парой – то интенсивность невысока (110-150 уд/мин). Оптимальная моторная плотность: 50-60%. Урок 3-4 парой проходит более интенсивно: ЧСС – 150-160 уд/мин. 7. при 2-х разовых занятиях наиболее высокая умственная работоспособность наблюдается при средней интенсивности занятий с интервалом между ними - 2-3 дня. 8. в период сессии интенсивность занятий рекомендуется снижать; занятия (АО возможности) проводит на свежем воздухе, включая больше циклических упражнений.

Перечислите виды упражнений для обучения юных хоккеистов технике выполнения обводки. Опишите последовательность, в которой Вы будете обучать начинающих хоккеистов технике выполнения обводки. Перечислите типичные ошибки при обучении технике выполнения обводки.

Обводка-это комплексный игровой прием,направленный на обыгрывание противника в конкретном игровом эпизоде.

Различают обводку:

-длинную;

-короткую;

-силовую.

Длинная обводка применяется при относительно свободном пространстве,когда хоккеист,имея приемущество в скорости,объезжает соперника сбоку по большой дуге,прикрывая от него шайбу туловищем.

Короткая обводка применяется для обыгрывания противника на ограниченном пространстве для обострения атаки и создания голевой ситуации у ворот противника.

Силовая обводка-это вариант короткой обводки с использованием силового единоборства.

Добившись овладения основными техническими приемами-ведения,бросков,приема и передач,-обучают обводке.освоение обводки начинают с обведения стоек,расположенных по прямой линии на расстоянии 4-5 м. друг от друга,затем усложняется за счет уменьшения расстояния между стойками 2-3 м. и расстановки их по ломанной линии.Далее в упр.вводятся движения туловищем и голово.Следующий этап-выполнение упражнений в длинной обводкесначала полуактивного,а затем и активног противника.

Рекомендуемая последовательность в упражнениях при обучении обводке:

1)упр.в обводке стоек(в парах и потоке);

2)упр.в обводке партнера(в парах,в большом и малом потоке);

3)упр.в обводке противника на ограниченном пространстве(различные варианты «коридора» и «загона);

4)совершенствование в сложных условиях игровой деятельности.

Билет № 27

1) Охарактеризуйте методику определения физической работоспособности по индеку Гарвардского степ-теста.

Гарвардский степ-тест разработан учеными (Бруа и Дилл) Гарвардского университета в 942 году с целью оценки физической работоспособности и степени тренированности ССС. Отличие Гарвардского теста от других состоит в том, что ЧСС исследуется в восстановительном периоде на 2,3 и 4-ой минутах и, следовательно, позволяет судить о скорости восстановительных процессах и степени тренированности КРС.

Нагрузка в данном тесте считается тяжелой, т.к. необходимо восходить на более высокую ступень – 50 см, в высоком темпе (30 восхождений в минуту) в течение 5 минут. Физически неподготовленные люди часто не выдерживают данную нагрузку и заканчивают ее на 3,4-ой минуте теста, что свидетельствует о потолке достигнутой мощности. По окончании теста ЧСС у многих обследуемых достигает 175 уд/мин, потребление кислорода приближается к МПК, а ЛВ достигает 75 л/мин. К достоинствам теста следует отнести возможность рассчитать ИГСТ даже в случае более раннего прекращения теста. Кроме того, тест можно проводить прямо на стадионе, передавая сигналы метронома по радио, с привлечением в обследованию большого числа людей, т.к. ЧСС можно определить самостоятельно. Высота ступени может быть подобрана в соответствии с ростом, возрастом и полом обследуемых тест можно выполнять индивидуально методом само- и взаимоконтроля. К недостаткам теста следует отнести отсутствие учета мощности выполняемой в тесте нагрузки и определение ЧСС в первую минуту восстановительного периода, что не позволяет оценить индивидуальную реактивность ССС у спортсменов.

2) Раскройте значение планирования в физической культуре. Перечислите предпосылки, виды планирования, методические требования к планированию. Перечислите основные документы планирования и их содержание.

Планирование ФВ – это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно – воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся. По срокам планирования различают его виды: перспективное, текущее (этапное) и оперативное. Перспективное планирование – это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обучения). Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе – это планирование на учебную четверть). Оперативное планирование осущ. на ближайшее время (на предстоящее занятие). Требования к планированию в ФВ

-Целевая направленность пед. процесса. Заключается в требовании определения конечной цели этого процесса и подчинении всего его содержания, методов и форм организации достижению поставленной цели.

-Всесторонность планирования задач педагогического процесса.

-Учёт закономерностей ФВ. Планирование тогда эффективно, когда оно основывается на объективных закономерностях ФВ и на соответствующих им пед. принципах.

-Конкретность планирования. Методическая последовательность планирования. 1). Прежде чем приступить к планированию, надо иметь определённые сведения о контингенте занимающихся, для которого предстоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физической и спортивно – технической подготовленности и др.). 2). Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно – воспитательного процесса применительно к конкретному контингенту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий. 3). Исходя из поставленных задач устанавливаются нормативы и требования, которые должны быть выполнены занимающимися на соответствующих этапах. 4). Определяются разделы программы занятий и расчёт учебного времени на разработку теор. и практич. содержания программы, её прохождение. 5). Намечается рациональная последовательность прохождения учеб. материала по периодам, этапам, отдельным занятиям и уточняются V и интенсивность нагрузок. 6). Определяется общая организация работы по реализации плана, подбираются методы и формы занятий для решения поставленных пед. задач. 7). В заключение приступают к сводному текстуально – описательному либо табличному оформлению плана. Документы планирования в ФВ. Осн. документами явл. уч. план, уч. программа, план – график учебного процесса, рабочий (тематический) план, расписание занятий, планы – конспекты занятий. Все документы логически и содержательно связаны между собой. Каждый документ имеет своё назначение, выполняет определённую функцию. По своему функциональному назначению все документы делятся на 3 типа: 1). документы, определяющие осн. направленность и содержание уч. процесса в общеобразовательных школах, колледжах проф. образования, ССУЗах и ВУЗах. К ним относятся уч. план и уч. программа. Эти документы явл. государственными и обязательными для выполнения. 2). Документы, определяющие порядок организации процесса ФВ (план – график учебного процесса и расписание занятий). 3). Документы методического характера, в которых преимущественно отражена методика ФВ (раб. план и план – конспект занятия). Учеб. план представляет собой основной документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по ФВ в гос. уч. заведениях всех уровней. Уч. планом устанавливаются: а). общая продолжительность занятий по ФВ в общеобразовательной школе, уч.заведении; сп. специализации в ДЮСШ и других сп. школах; б). Разделы программного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения. Учеб. программа – это документ планирования учеб. работы, в котором определяются: а). целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в школе – курса ФВ, в ДЮСШ – спортивной тренировки по избранному виду спорта; б). ЗУН, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень основных ФУ и др. средств, обеспечивающих решение поставленных задач; в). уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженный в зачётных требованиях и уч. нормативах, который должны достигнут занимающиеся на каждом году и по окончании обучения в ОУ. Программа по ФВ сост. из 4 разделов: уроки ФК; физк. – оздор. мероприятия в режиме уч. дня; ФК во внеурочное время; физк. – массовые и спортивные мероприятия. Уч. программы имеют типовую структуру: 1). Пояснительная записка, в которой раскрываются цель и задачи курса ФВ, указываются особенности контингента занимающихся характеризуется структура программы, рекомендуются методы и формы занятий, даются указания по планированию и учёту и др.; 2). Учеб. материал по теоретическому и практическому разделам, а также зачётные требования и уч. нормативы по освоению двиг. действий и развитию ФК; 3). Приложение, в котором приводится список рекомендуемой литературы, образцы планов, заявок, типовой табель спортивного инвентаря и оборудования, необходимого для обеспечения занятий по ФК, примерные карты ФП и развития учащихся и др. План – график учебного процесса представляет наиболее целесообразную последовательность прохождения материала теоретического и практического разделов уч. программы по месяцам и неделям на протяжении 1 года. Также указывается количество отведённых часов на каждый раздел и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года. Определяется номера уроков, на которых планируется приём зачётов или контрольных соревнований по каждому разделу программы. Это чисто организационный документ. Он даёт лишь обще целостное представление о прохождении программного материала в теч. 1 года. В раб. плане фиксируется методич. последовательность прохождения уч. материала и одновременно раскрывается содержание каждого конкретного урока. Расписание занятий должно быть по возможности постоянным, стабильным и предусматривать примерно равные промежутки времени между занятиями по ФВ. План – конспект урока разрабатывается на каждое конкретное занятие на основе раб. плана и представляет собой полный детализированный сценарий предстоящего урока. В нём указ. № занятия по раб. плану, основные и частные задачи урока, подбираются необходимые средства для их решения с указанием параметров нагрузки и отдыха по всем упражнениям, разрабатываются организационно – методические указания.

3 Охарактеризуйте техническое мастерство спортсмена. Составьте схему классификации технического мастерства спортсмена. Распределите объем технической подготовки хоккеистов высокой квалификации (в %) по периодам и этапам годичного макроцикла.

Техническое мастерство спортсмена характеризуетсядвумя категориями: во-первых,что умеет делать спортсмен и,во-вторых,как он владеет освоенными действиями.К первой категории относим количественные показатели,объем и разносторонность технических действий,которые умеют выполнять спортсмены;ко второй категори

Наши рекомендации